January 7, 2020

Аделаида: самый комфортный город оказался большой деревней

Путевые заметки, день 5

Помните, у Земфиры было: "Расскажи мне про Австралию, мне безумно интересно!" Я всё время думал, что это она ко мне обращается! В общем, дорогая Земфира, я в Австралии! Тут реально ад с пожарами ( Очень всё грустно, но про это я расскажу завтра. А сегодня я покажу Аделаиду. Дорогая Земфира, если тебе действительно интересно, то знай, что Аделаида – это та еще дырень. Просто жуткая деревня, где невозможно не спиться, а для этого тут все условия есть! Вокруг десятки, а может, и сотни виноделен! Но я не пью... Поэтому тоску и скуку заливать мне совершенно нечем.

Я был в Сиднее, был в Мельбурне и в Брисбене – там была хоть какая-то движуха! Помню, несколько лет назад в Мельбурне я даже салатик оливье намутил на Новый год! Но в Аделаиде намутить ничего нельзя. Тут ничего не происходит. Говорят, люди даже в командировки сюда отказываются ехать. Но, возможно, это я привык к слишком динамичному образу жизни!

Но это ещё не всё! Знаешь ли ты, что разница во времени между Москвой и австралийской Аделаидой – 7 часов 30 минут?! Не 7, не 8, а 7 с половиной! Забавный факт: на западе Австралии разница во времени нормальная – 5 часов с Москвой, на востоке, в Сиднее или Мельбурне, тоже всё нормально – 9 часов с Москвой. НО ПО ЦЕНТРУ ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК! Наверное, всё-таки надо выпить, чтобы понять всё это... Но я не пью...

Аделаида – пятый по величине город Австралии (она уступает не только Сиднею и Мельбурну, но и Перту с Брисбеном) и столица штата Южная Австралия. В отличие от Сиднея, Аделаида и вообще весь штат были колониями свободных мигрантов, а не бывших каторжников.

Сегодня город известен как столица автомобильной индустрии. Например, здесь базируется единственная австралийская марка машин – Holden. Слышали про такую? Поскольку это поздразделение GM, на заводе не заморачиваются и тупо собирают австралийские копии "Опеля" и "Шевроле". Ну а Южная Австралия носит гордое звание "Штат вина". Думаю, большинство продающихся в мире австралийских вин родом именно отсюда.

Периодически Аделаида попадает в топ самых комфортных для жизни городов мира. В последний раз это произошло осенью 2019 года, когда The Economist Intelligence Unit поставил её на 10-е место своего рейтинга. Впрочем, битву за качество жизни среди австралийских городов Аделаида проиграла Мельбурну и Сиднею.

Ещё в Аделаиде есть уникальный вид транспорта – О-Бан (не путать с У-Баном!). Это трасса направляемых автобусов, причём самая длинная и быстрая в мире. Я бы даже сказал, что это такой метробус. Ездят по ней обычные автобусы на бензине, но их удерживают на рельсах дополнительные боковые колёса. Разгоняться на линии они могут до 100 км/ч (на деле, конечно, едут медленнее). Всё это пришлось изобретать в 1980-е, когда простой и понятный трамвай был уже уничтожен.

Фото: Dean Wiles

01. С самолёта Аделаида выглядит как многие американские города. Бесконечная субурбия и маленький центр города, где начали появляться многоэтажные дома. Внимательный зритель найдёт тут центр. А так город двухэтажный.

02. Частные дома стоят очень плотно друг к другу, участки очень маленькие. Зато свой дом! Чуть позже покажу вам новые районы.

У Аделаиды очень интересная планировка. Центральное ядро представляет собой квадрат 1,5 на 2,5 км, окруженный парками! В самом центре тоже есть 5 небольших парков. Эта планировка сохранилась со дня основания города до наших дней!

Аделаиду в первой половине XIX века построил британский офицер Уильям Лайт, причём план он позаимствовал у сицилийского города Катания, где две главные улицы пересекались в центре под прямым углом.

С тех пор Аделаида сохранила свою прямоугольную структуру, и в самом центре у неё огромная площадь. Правда, её пересекает широкий проспект, что частично напоминает советские города, где даже площади Ленина были наполовину автомобильными. Зато у города есть этот широкий парковый пояс.

03. В центре города сохранились исторические кварталы, но целостной застройки нет. Здания единичные, и их довольно грубо разрывают современным барахлом. Это вам не Новый Орлеан, где историческую архитектуру оберегают и где она стала точкой притяжения.

04. Вообще, застройка всё же похожа на Новый Орлеан. Такие же бесконечные балконы, галереи, под которыми можно скрыться от жары. Не хватает только крокодилов и джаза.

05. Очень американские переулки, где стоят мусорные баки. В фильмах тут обычно кого-то убивают )))

06. Никакого уважения к историческому наследию! Вот как можно было в таком милом центре города воткнуть свою стекляшку? Сразу вспоминаю Челябинск.

07. Первые этажи все уничтожили. Когда идёшь по улице, даже не подозреваешь, что наверху красота.

08. Аделаида, может, и комфортный для жизни город, но в плане застройки и архитектуры я бы не брал с неё пример. Центр начали застраивать какими-то ужасными коробками.

09. В городе много стрит-арта.

10. Это Придэм-Холл – спортивный центр кампуса Университета Южной Австралии, спроектированный норвежской студией Snøhetta при участии местных архитекторов.

11. Помимо собственно спортивных залов норвежцы придумали общественные пространства, интегрированные в архитектуру здания. Например, вот такой амфитеатр с зелёными насаждениями на крыше. Они опустили кровлю до уровня земли, чтобы усилить взаимодействие здания с улицей.

Фото: Snøhetta
Фото: Snøhetta
Фото: Snøhetta

Интерьеры

Фото: Snøhetta
Фото: Snøhetta

12. Благоустройство на улице.

13. Обратите внимание, что вокруг зоны с растительностью нет заборов, а чтобы случайно народ колясками, велосипедами или чем-то ещё не вытаптывал растения, сделали металлические отбойники по углам.

14. Вообще, с архитектурой у университета тут всё очень неплохо. Даже завидую студентам.

15. Ещё одно здание университета. Их тут целый квартал, и много современных.

16. Около университета есть общественное пространство. Разные зоны со столами и лавочками.

17. А это очень крутое здание SAHMRI (South Australian Health and Medical Research Institute), института здоровья и медицинских исследований.

18.

19. Сразу обращает на себя внимание необычный фасад. Архитекторы из австралийского бюро Woods Bagot позаимствовали идею у сосновой шишечки (серьёзно, они так и пишут).

20. Вот эти металлические кожухи над каждым окном реагируют на положение солнца, благодаря чему регулируется освещённость и температура в здании. Очень удобно для австралийской жары.

Фото: Woods Bagot
Фото: Trevor Mein
Фото: Trevor Mein

21.

Фото: Trevor Mein
Фото: Woods Bagot

22. А теперь давайте посмотрим на местную больницу. Это зона высадки пассажиров. Сюда подъезжают такси и обычные машины, но парковаться тут нельзя. Сразу скажу, вокруг больницы нет никаких заборов, любой может спокойно гулять вокруг, сидеть на лавочках, заходить внутрь.

23. Холл

24. Ресепшен. Тут можно получить информацию, записаться на приём. Весь первый этаж свободен для посещения. Я спокойно ходил, снимал – попросили только не снимать пациентов и уважать приватность.

25. Кафе на первом этаже. Без пациентов было сложно выбирать ракурсы, так что кадров немного, но больница очень крутая.

26. В больнице, как и в других зданиях города, стоят такие вот автоматы, где можно получить информацию о работе общественного транспорта.

27. Самое крутое – ты можешь сказать, куда тебе надо поехать, а автомат тебе распечатает подробную инструкцию, какой трамвай или автобус выбрать, куда идти и т.д. Очень круто. Работает на основе Гугл-карт.

Аделаида – пример города, совершившего типичную ошибку в своём развитии. Тут довольно рано (почти как в Европе или у нас) появились трамваи, а затем и троллейбусы, но в середине XX века городские власти решили их выпилить ради автомобилей. В итоге троллейбусы прекратили движение окончательно.

28. От трамвая же осталась одна-единственная линия Гленельг, которая, впрочем, работает до сих пор. В 2007-м, 2010-м и 2018-м её продлевали каждый раз на несколько километров. Теперь у этой линии есть два ответвления, что позволило пустить по ней не один, а три маршрута. Интересно, что в центре Аделаиды есть зоны в несколько остановок, по которым проезд бесплатный.

29. Подвижной состав представлен в основном альстомовскими Citadis и Flexity от "Бомбардье". До 2015-го ходили старые трамваи ещё 1929 года выпуска, но все они уже сняты с маршрутов.

30. Трамвайная остановка

31. Ни в одном городе я не видел столько зарядных станций для "Теслы", как в Аделаиде!!!

32. Здание клуба в парке

33. Чистые и бесплатные общественные туалеты

34. В Аделаиде очень интересные урны. Они двойные. Обычный пластиковый бак спрятан в металлический короб.

35. Вот так тут делают новые улицы. Парковочные места сразу разделяют деревьями.

36. А для сбора дождевой воды делают вот такой эко-дренаж. Я рассказывал подробно, как это работает.

37. Есть ещё одна интересная часть города — Порт Аделаида. Район в 20 минутах от центра. Тут сохранилась целостная историческая застройка из портовых зданий.

38. Маяк

39. Около старой мельницы поставили крутую детскую площадку.

40.

41.

42. В Австралии очень часто в парках и на детских площадках есть зона с грилями и столами.

43. Порт сейчас по назначению не используется, но для атмосферы оставили несколько старых кораблей.

44.

45.

46. Хоть Аделаида и деревня, закаты тут потрясающие...

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

Путевые заметки:

День 7. Аделаида: вино, смог от пожаров, коалы и кенгуру!
День 6. Огненный ад в Австралии: выжженная земля и трупы животных
День 4. Гонконг: красивые ларьки и как протестующие изгадили город
День 3. Арабские Эмираты: пустыня, свалка битых машин и последний выход
День 2. Дубай: чем арабы заманивают европейцев
День 1. Новый год в Дубае