November 16, 2019

Си, введи уже, наконец, войска!

Протесты в Гонконге продолжаются уже пять месяцев. Казалось бы, всё уже давно должно было закончиться — закон об экстрадиции отозвали, учеба в университетах началась, накопилась общая усталость от беспорядков. Но протесты и не думают прекращаться.

Формально сейчас основное требование протестующих — создание комиссии, которая могла бы провести расследование правомерности применения силы со стороны полиции. Впрочем, глава Гонконга Керри Лэм уже говорила, что ни на какие уступки власти не пойдут, потому что это приведёт только к эскалации протестов.

Чем дальше, тем больше треша происходит на улицах города. Сейчас уже зафиксированы две смерти, ещё несколько человек находятся в больницах в критическом состоянии. Председатель КНР Си Цзиньпин на днях назвал протесты одной из самых острых проблем. Он призвал как можно быстрее прекратить насилие и хаос в городе...

Но пока китайцы всё ещё предлагают не принимать их сдержанность за слабость, в городе растёт уровень насилия. Причём не только со стороны полиции, но и со стороны протестующих. Полиция уже выстрелила в протестующих 7500 патронов со слезоточивым газом и 3500 резиновых пуль. Арестованы уже более 4000 участников протеста. Со стороны протестующих в полицию прилетели более 350 бутылок с зажигательной смесью и бессчётное количество камней.

Буквально на днях полиция впервые применила огнестрельное оружие. Протестующий, пытавшийся отбить своего соратника, когда того задерживала полиция, получил ранение в грудь. В больнице также находится 15-летний подросток, которому в голову прилетел патрон со слезоточивым газом, раздробив ему черепную кость. Парень находится в критическом состоянии.

Поведение протестующих становится всё более и более радикальным. На прошлой неделе они облили бензином и подожгли мужчину, который вступил с ними в словесную перепалку. Мужчина находится в больнице в критическом состоянии с ожогами более 30% поверхности тела.

Кроме того, протестующие применяют практику активного забрасывания полиции камнями, что не могло не закончиться печально. Камни и кирпичи, летевшие в полицейских, попали в голову пожилому мужчине, который скончался от полученной травмы.

Что же касается второй зафиксированной смерти, то с ней не всё так однозначно. Известно, что протестующий в чёрной футболке уходил из района, где полиция проводила рейд, зашёл в многоэтажный паркинг, поднялся на лифте наверх, а затем его тело нашли на асфальте внизу. Многие пытались обвинить в его смерти полицию, хотя на кадрах видеозаписи никаких полицейских не видно. Очень странная история.

Прямо сейчас полиция Гонконга пытается штурмовать местные университеты. Активисты забаррикадировались в кампусах, подготовили камни и бутылки с зажигательной смесью и готовятся отражать полицейский рейд. До конца года все занятия в университетах отменены. Иностранные студенты пытаются эвакуироваться, китайские студенты организованно выезжают в соседний Шэньчжэнь.

Протестующие также активно занимаются вандализмом. Разгромлены многие станции метро, офис официального китайского новостного агентства «Синьхуа», китайские сетевые кафе, магазины, банкоматы китайских банков.

На этом фоне экономика Гонконга по итогам III квартала погрузилась в рецессию (по сравнению со вторым кварталом экономический рост показал негативную динамику). Это первая рецессия в городе с кризисного 2009 года. Значительно упала загрузка отелей. Инвестиции перенаправляются в более спокойные регионы, прежде всего в Сингапур.

Но что делать — непонятно.

Обсуждается, например, возможность введения в Гонконге комендантского часа. Позавчера твиттер официальной китайской газеты «Глобал таймс» сообщил, что о таком решении будет объявлено на этих выходных. Позже твит удалили, но осадочек остался!

То, что председатель Си высказался по поводу Гонконга, может означать, что в скором времени ситуация как-то должна начать меняться. Он же не будет слова на ветер бросать, правда? Раз сказано, что в Гонконге нужно восстановить порядок, значит, в ближайшее время что-то должно произойти!

Сегодня, например, появилось сообщение, что 400 солдат гарнизона КНР в Гонконге в футболках и шортах впервые с начала протестов вышли на улицы города, «чтобы разобрать баррикады». Когда их спросили, собираются ли они вмешиваться в события, они ответили, что «наведение порядка — обязанность каждого». Тонко, ничего не скажешь.

Во всей этой ситуации мне непонятно, почему местным властям до сих пор не удалось навести порядок. Ведь если они не могут справиться с хаосом на улицах, им, действительно, пора задуматься об отставке. Ещё удивительно, как в этой ситуации проявляют сдержанность китайцы… Непонятно, сколько ещё это будет продолжаться, а уровень насилия растёт.

Небольшой таймлайн:

Июнь
В Гонконге начинаются протесты из-за планов принятия закона об экстрадиции, который позволил бы выдавать в КНР подозреваемых в совершении тяжких преступлений. По городу проходят массовые марши (более миллиона человек), акции как правило мирные.

Июль
Протестующие захватывают здание парламента. Начинаются стычки с полицией. На протестующих нападают молодые мужчины спортивного телосложения, которых связывают с местными триадами.

Август
Активность протестов набирает обороты. Полиция использует слезоточивый газ. Протестующие захватывают аэропорт Гонконга, нарушена работа гонконгского метро.

Сентябрь
Глава Гонконга Керри Лэм объявляет о формальном отзыве законопроекта об экстрадиции. Власти ожидают, что выполнение основного требования протестующих вкупе с началом учёбы в университетах приведёт к спаду протестной активности. Протесты становятся чуть более редкими, но и более радикальными.

Октябрь
В Китае отмечают 70-летие образования КНР, а в Гонконге не утихают протесты. Полиция активно использует слезоточивый газ (более 1400 выстрелов за месяц) и резиновые пули. Протестующим запрещают носить маски.

Ноябрь
Наиболее радикальная волна протестов. Растёт уровень жестокости на улицах. Уже как минимум две смерти. Полиция штурмует университеты. Председатель КНР Си Цзиньпин заявляет, что решение проблемы Гонконга — самая насущная необходимость.