Вена: разумность, трамвай и поезда!



Вена регулярно попадает в различные рейтинги лучших городов для жизни. Но всё ли так замечательно? Давайте немного покатаемся на поездах, осмотрим велоинфраструктуру, окунёмся в мир трамваев и заценим местные жилые улицы!

В России в аэропорт и на вокзал принято приезжать на автомобиле, ведь передвигаться по городу зачастую сложно даже налегке, а с сумками или детьми это занятие превращается в сущий ад: лужи, высокие бордюры и, прости боже, надземные переходы остановят даже отчаянного путешественника. В современном городе среда должна быть безопасной и дружелюбной для любого жителя, даже с сумкой и коляской. Умные города создают все возможные условия, чтобы можно было в любой ситуации передвигаться без нужды в автомобиле, и в этом отличие города от деревни. Поэтому из аэропорта я приехал на поезде:


В целом системы транспорта Австрии и Германии схожи, поэтому если вы поняли логику работы поездов или автобусов где-нибудь в Берлине или Мюнхене, то поймёте и в Вене. Центральный вокзал города был открыт в октябре 2014 года и полностью завершён к декабрю 2015. Ранее на этом месте был Южный вокзал, который снесли ради нового здания.


На вокзале был сделан небольшой торговый центр на 100 магазинов и паркинг на 600 машин и 1100 велосипедов. Парковка для машин, само собой, платная.


Проект нового вокзала выходил за границы путей: город увязал инфраструктурный проект с развитием всего района вокруг. Сейчас здесь множество новых жилых и офисных помещений. Получается простая закономерность: город вкладывает силы и деньги в общественный транспорт, делая район доступнее и удобнее, за счёт чего растёт привлекательность окружающей земли и её стоимость — город окупает вложения в вокзал за счёт девелоперских проектов и новых налогов.


Форма платформ кривая, но за счёт выступов удалось сэкономить место и не ставить опоры под контактную сеть. Красиво и функционально:


В России давно не зовут архитекторов для создания новых вокзалов, власть захватили маляры и охранники. В Европе же эра поездов и общественного транспорта получает вторую жизнь, для новых проектов зовут известных архитекторов, превращая вокзалы в новые достопримечательности.


Специальные комнаты ожидания на случай непогоды. Их специально делают из стекла, чтобы всё просматривалось и не было соблазна делать пакости — социальный контроль намного эффективнее видеокамер. Именно поэтому уличные остановки тоже делают проницаемыми.


Раздельный сбор мусора и местные лавки. Всё антивандальное, даже подлокотники скамеек имеют свою цель: не дать лечь и заснуть.


Каждая платформа имеет не только номер, но ещё и разделена на секторы:


Секторы нужны, чтобы пассажиры ждали вагон в нужном месте и не бегали с чемоданами по платформе в поисках своей двери. Длина поезда и номера вагонов известны заранее, об этом пишут на инфостендах и показывают наглядно на экранах:


Как правило, в поездах два класса: первый с гарантированным сидячим местом, и второй, где в час пик есть вероятность ехать стоя. Цена, соответственно, либо выше, либо ниже.


Почти везде платформы низкие, из-за чего старые поезда имели лестницы и были очень неудобными. Сейчас же научились делать вагоны с низкопольными секциями:


В европейском общественном транспорте меня больше всего радует чистота, но не в плане мусора: рекламные и информационные плакаты вставляют очень аккуратно, а не завешивают листами все стенки. И нет постоянных объявлений о безопасности или времени сдачи налоговых деклараций — объявляют только станции или экстренную информацию. Рай для глаз и ушей!


На вокзалах крайне простая и понятная навигация: минимум текста и максимум иконок. Такие указателю будут понятны даже ребёнку, который не знает местного языка.


Само собой, нет никаких зон досмотра и бесполезных охранников с перекрытыми выходами. Вокзал не выпадает из общего пользования, его можно пройти насквозь без остановки. Внизу же находятся магазины — они не перекрывают короткий путь к поездам.


Торговые центры имеют право на существования в рамках таких больших хабов, часто это позволяет окупать стройку и обслуживание. Но торговля никогда не должна мешать транспортной функции — в противном случае люди будут сбегать в машины, что не нужно ни городу, ни железным дорогам, ни бизнесу.


Сами пути идут выше уровня улицы, за счёт чего вокзал не рвёт городскую ткань. Даже для машин тут есть аж два проезда:


Вокзал интегрирован с метро, трамваем и автобусами. Все остановки имеют свой индекс, чтобы было проще найти нужный маршрут:


Спуститься на станцию можно без унижения лестницами:


Очень важно, что везде обеспечивается безбарьерная среда. Человек с инвалидностью, мама с коляской, пенсионер, человек с велосипедом или тяжёлым чемоданом может просто и самостоятельно перемещаться без каких-либо проблем. По этому переходу хорошо видно, что приоритет у города — пешеходы:


Для сравнения, это единственный путь от трамвайной остановки к трём главным вокзалам Москвы:

Фото: gre4ark

Около вокзала полоса для автобусов отделена от других велодорожкой, деревьями и парковкой:


Интересное решение бетона и разметки: покрытие сделано из бетона, а чтобы белая разметка была заметна и контрастна, её обвели чёрным:


Велодорожки Вены сложно назвать лучшими в мире, поэтому велосипедистов в городе не очень много. В Нидерландах за подобные дорожки из краски сняли бы местного руководителя дептранса:


Но важен сам факт того, что человек на велосипеде может просто и безопасно передвигаться по всему городу. Никто не считает, что велодорожки нужны лишь в парках. У нас о таком пока можно лишь мечтать.


Местами есть бесплатные велонасосы:


На небольших улицах давно введены ограничения 30 км/ч. Здесь велосипедисты, пешеходы и автомобилисты делят одно пространство и пользуются улицей на равных. Велосипедисты могут ездить в обе стороны по односторонним улицам для машин:


Но дизайн улиц оставляет желать лучшего. Например, нет выступов у переходов на перекрёстках — это ухудшает видимость и оставляет возможность бросить машину прямо на зебре «на пять минуточек»:


Новые улицы в жилой зоне тоже не отличаются особой продуманностью и дружелюбностью, в основном их используют под парковку машин:


Те же норвежцы делают улицы куда продуманнее:


C 2012 году по улицам Вены ездят электробусы. Заряда хватает на 150 километров, а заряжаются они за 15 минут от трамвайных проводов. В городе всего два электробусных маршрута, оба в центре и не очень важные — для магистральных маршрутов не хватает километража и провозной способности.


Все важные маршруты в Вене завязаны на трамвай!


В 2015 год венский трамвай перевёз 298 миллионов пассажиров и занимает лидирующее место по пассажироперевозкам среди всего городского транспорта, включая метро.


Вагоны типа А считаются самыми низкими в мире, от пола до асфальта там сантиметров 15–20 (да простит меня лига любителей трамвая за неточность). Видимо, за счёт низкопольного трамвая здесь хотели сэкономить на платформах и создать подобие безбарьерной среды. Получилось плохо, потому что из-за своих технических особенностей трамваи стали разрушать пути.


В целом тут трамвай развивают, и уже почти готова новая линия:


Пути заливают в бетон, что довольно дорого и неремонтопригодно, зато долговечно:


Зато между рельсов можно сажать газон — при такой технологии грунт и вода не приводят к электрокоррозии подошвы рельса.


Красота! Ещё газон между рельсов снижает нагрев поверхности в жаркую погоду и уводит воду в грунт. Дорого, но зато красиво и с любовью к экологии:


И закончим мы... вновь железными дорогами! Посмотрим на старый вокзал:


Глупые австрийцы не стали выкидывать красивые деревянные двери и ставить пластиковые. Мало того, даже плитку оставили старую!


Новая навигация стилизована под старые указатели:


Кассу закрыли, вставив для экономии автомат, но оставили общее оформление:


С безбарьерной средой здесь сложнее, зато старые лестницы дополняют новыми поручнями. Обратите внимание, что они не пытаются косить под старину, но копируют общее цветовое решение. Это необходимые сегодня детали, которые не обманывают вас и прямо говорят: меня поставили недавно, пользуйся и смотри на красоту вокруг.


И ведь вокруг есть, на что посмотреть! Этот вокзал — пример уважительного отношения к истории с локальными вставками современных решений при необходимости. Здесь понимают важность истории для формирования будущего всего города и его жителей, но умеют с ней деликатно работать. Нам очень не хватает подобной разумности по отношению к городу и наследию.


Спасибо Аркадию Гершману за помощь с материалом!

Избранные записи из этого журнала


Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 155
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад

Больше всего мне в Венском метро понравилась пересадка между линиями в пределах одной платформы.


Ну и то что весь транспорт в одной сети

да... большое спсб ему!!! очень познавательно, для российских дорожных специалистов тем более)))
только внемлют ли голосу разума?

Но важен сам факт того, что человек на велосипеде может просто и безопасно передвигаться по всему городу. Никто не считает, что велодорожки нужны лишь в парках. У нас о таком пока можно лишь мечтать.

и при этом на ней нет ни одного. да просто потому что не нужна! занимает лишнее место. и тратятся лишние деньги!
никогда не думала что серый цвет зданий может быть таким великолепным, не затянутым пылюкой...
а какой воздух!!!
абсолютно без примесей автовыхлопов!!!
Самое интересное ещё в Вене из транспорта - это кольцевой трамвай золотого цвета вокруг Исторического центра.
Ага, местное Садовое кольцо, очень красивый и функциональный маршрут

На небольших улицах давно введены ограничения 30 км/ч

машина только трогается с этой скоростью. чтобы более менее нормально ехала. нужно как минимум в двое больше!
Ага, тебя забыли спросить, какое им там ограничение скорости ввести. Ну, ничего, скоро и здесь гонщикам хвосты прижмут, когда нештрафуемый порог превышения скорости снизят с 20 км/ч до 10, а ещё бы лучше до 5 км/ч.

Новые улицы в жилой зоне тоже не отличаются особой продуманностью и дружелюбностью, в основном их используют под парковку машин:
они и нужны то для того чтобы проехать куда надо. и запарковать.
Были летом. Из аэропорта можно доехать в город не просто поездом, а фактически тремя видами поездов. При этом ценник не конский, как например в Риме, а сопоставим с ценой общественного транспорта.
Транспортная система действительно удобная, да и город хороший)
> Секторы нужны, чтобы пассажиры ждали вагон в нужном месте и не бегали с чемоданами по платформе в поисках своей двери.

Секторы нужны для того, чтобы сцеплять электрички! Это я вам говорю как человек, который уезжал не туда просто потому что сел не в тот конец поезда. Вот даже первая строка на фото, поезд в 13:30 - это два поезда
Глупые австрийцы не стали выкидывать красивые деревянные двери и ставить пластиковые. Мало того, даже плитку оставили старую!

когда дойдет. что дело в состоянии этих самых дверей. если они в отличном состоянии и у нас их не будут менять. а вот если они в ужасном (как у нас) их и меняют.
но меняют на то что выгоднее.! хочет город чтобы такие же ставили? пускай оплачивает людям.
"Как правило, в поездах два класса: первый с гарантированным сидячим местом, и второй, где в час пик есть вероятность ехать стоя."
Это не так. Во второй класс билеты спокойно продаются с местами, только услуга дополнительная - стоит 3 Е.

С другой стороны, нужна только когда едешь с багажом, т. к. попасть в поезд, где все сидячие места заняты - редкость.
У нас вокзал призван адаптировать и подготовить психику путешественника перед предстоящими трудностями и испытаниями. Приезжаешь ты на вонючий Курский вокзал с его темными подземными переходами... и сразу понимаешь, что щас ты поедешь в Россию: оставь надежду всяк сюда входящий. И да, мозг убирает в дальний угол всякий расслабон и включает режим выживания. Так наверное и задумано.
просто это все подается так. как будто это надо делать у нас. а это не так. то что работает там. не должно работать у нас. сначала надо чтобы доходы населения. и централизация была как у них. а уже потом все остальное. а никак не внедрять все это. оставляя наши доходы. и дикую централизацию

и про ОТ и автомобили. это все оттуда же. сначала доход населения. и отличный ОТ. а уже потом через лет 20. уменьшение автомобилей. и их какие то ограничения. а никак не наоборот.

Edited at 2019-10-21 09:50 (UTC)
Про сносы старых доходных домов в центре что-нибудь напишешь? Там "работа с деталями" особенно бережлива.
З.Ы. Вокзал классный, как и инфра.
Те когда в венах сносят старую хрень,ради нового современного здания то это норм
А когда в дремучей рашке,то это пиздец?)))
варламов такой варламов)))
← назад