October 13, 2019

Заставь дурака городом управлять...

Фото не из Великих Лук

Иногда читаешь новости из регионов и даже не знаешь, как на них реагировать. Конечно, я не испытываю иллюзий, что нашими городами руководят умные и талантливые люди. Но всегда надеешься хоть на какую-то адекватность. Казалось бы, существует интернет, доступ к информации, книги сегодня стоят не так дорого, а на ютубе лежит масса лекций почти на любую тему. Ну пойди ты, прочитай, посмотри, подумай. Но нет! Некоторые чиновники живут в информационном вакууме.

Перенесёмся в Великие Луки Псковской области, где в прошлом году построили путепровод — автомобильную эстакаду над железной дорогой. Но сразу же оказалось, что траффик, идущий с него в центр города упирается в узкую улицу Дьяконова, где попадает в пробку перед пересечением с проспектом Ленина (какой сюрприз). Чиновники посмотрели-посмотрели, подумали-подумали и порешили: быть на этом перекрёстке круговому движению. А вместе с этой радостной новостью автомобилистов ждала и ещё одна: на дороге не будет никаких пешеходов!

Дело в том, что Великие Луки получат не просто «современнейший красивый объект, как в Санкт-Петербурге, Москве», а первый в регионе подземный пешеходный переход!

Журналисты главной газеты города прямо визжат от восторга:

«Подземные пешеходные переходы в Великих Луках? Да быть такого не может! Тем не менее, почему бы и нет? Чем Великие Луки хуже столичных городов и городов-миллионников?! Ведь ничего невозможного в принципе нет».

То есть в небольшом городе, где живёт всего-то 90 тысяч человек, вместо того, чтобы делать комфортные и безопасные улицы, успокаивать трафик, развивать велодвижение, высаживать деревья и обустраивать общественные пространства, делают всё наоборот. Расширяют улицы, роют подземные переходы и строят эстакады. Куча денег тратится на то, чтобы сделать город хуже! Просто пиздец какой-то. Зато как в Москве!

Перед вами великолукский проспект Ленина, пересечение с улицей Дьяконова на переднем плане. Дорога слева от перекрёстка сейчас ведёт на эстакаду. Перед эстакадой она переходит в параллельную проспекту Ленина улицу Энгельса — её будут расширять.

Фото: Denis

Но у меня для великолукских чиновников плохие новости: это не поможет. Расширение одной улицы повлечёт за собой и расширение других, потому что в этом случае «бутылочное горлышко» лишь переместится на пару сотен метров вперёд. Но куда большей проблемой станет подземный переход. Он сделает город недоступным и опасным.

По какой-то причине великолужские чиновники всерьёз считают внеуличный переход хорошей традицией Петербурга, Москвы и других городов. Журналист «Великолукской правды» поговорил с и. о. первого заместителя мэра Юрием Власюком, который рассказал великолучанам о плюсах нового способа перехода улицы.

- Почему выбор был сделан в пользу именно подземных переходов?

- У проектанта было много различных предложений, но в итоге в 2015 году, после прохождения экспертизы, мы получили именно тот проект, который сегодня будем реализовывать. Он оказался наиболее экономически целесообразным и наиболее благоприятным, как для движения пешеходов, их безопасности, так и для беспрепятственного прохождения потока транспорта.

Кажется, шутка про экономическую целесообразность зашла слишком далеко. Теперь вырыть туннель дешевле, чем нарисовать зебру и поставить светофор. Ну и благоприятным такой переход будет только для автомобилистов, а не для пешеходов, которых с улицы выгонят в подземелье.

- Какие еще рассматривались варианты?

- До момента прохождения экспертизы проектант предлагал устроить надземные пешеходные переходы. Но даже на том этапе все прекрасно осознавали, что надземные пешеходные переходы - не лучшие ландшафтные и градоустроительные решения для города.

Все-таки у нас проспект Ленина - это историческая застройка, и даже сам проектант согласился, что в таком красивом старинном городе не хотелось бы делать строения, чтобы люди переходили улицу и смотрели в окна домов на проспекте Ленина и улице Дьяконова на уровне второго этажа. Многоквартирные жилые дома стоят близко и надземные сооружения делать просто неуместно.

Здесь могу только порадоваться, что в Великих Луках не будет аналогов петербургских надземных переходов. Но для пешеходов они немногим хуже подземных.

Фото: flackelf
Фото: Дмитрий Песочинский
- Подземных переходов нет нигде в Псковской области. Не от этого ли еще опасения идут? Или затоплений будущих люди боятся..?

- То, что Великие Луки получат первый подземный переход на территории субъекта, - это совершенно неплохо. Сомнения по поводу того, что переходы будет затапливать, абсолютно беспочвенны! Будет предусмотрен пластовый дренаж, будет устроена ливневая канализация.

Мы с вами все бывали в Санкт-Петербурге, Москве, других городах и видели подземные переходы. Вода быстро уходит с территории переходов. Это типовое проектное решение, к тому же требующее выполнения даже с меньшими сложностями, чем сталкивались в других городах.

Мы с проектантом на эту тему общались, и, производя геологическую разведку, он однозначно заверил, что воды внутри подземных переходов не будет.
Фото: NewGrodno
- Почему было выбрано решение именно кругового движения, а не расширенного перекрестка со светофорами?

- Любой светофор подразумевает, что для кого-то когда-то, в любом случае, будет гореть красный: для пешеходов, для одной полосы движения или для другой. А у кругового движения нет фазы красного света, там всегда идет движение.

Почему делаются подземные переходы? Для удобства горожан. Люди не стоят, не ждут на перекрестке, у них всегда есть возможность перейти улицу.

Второе. Давайте не забывать, что там будет безбарьерная среда. Это означает, что для инвалидов-колясочников на каждом из трех подземных переходов развязки будет предусмотрена электрическая платформа, то есть подъезжаешь на платформу, стал, нажал на кнопку, платформа спустилась.

Для детских колясок и велосипедов также будут предусмотрены металлические пандусы посередине лестницы.

Также во всех трех подземных пешеходных переходах предусмотрена торговля. Цветы, газеты и другое. Появятся современные светлые подземные переходы, где будет удобно передвигаться людям.

А круговое движение уменьшит загазованность в центре города и повлияет на проблему пробок, потому что ни одна машина не будет останавливаться на красный сигнал светофора. Это очень важно, и мы считаем, что реализация проекта именно в таком виде, в каком он сейчас есть, действительно, принесет много положительных моментов как для жителей нашего города, пешеходов, так и для автомобилистов.

Ну вы поняли. А если хотите увидеть, как живётся маломобильным в городе, ориентированном на автомобилистов, — посмотрите, как белорусская паралимпийская чемпионка преодолевает минские подземные переходы (с трудом).

Фото: «Минск-Новости»

И напоследок чиновник выдаёт прекрасное:

Великие Луки должны получить современнейший красивый объект, как в Санкт-Петербурге, Москве, который будет одной из достопримечательностей города.

Друзья, очень хочется, чтобы администрация города пришла в чувство и перестала заниматься вредительством. Готов лично оплатить лекцию на тему городской среды для мэра и его заместителей, а также подарить им умные книги.