September 22, 2019

Неопознанный объект культурного наследия

Фото: Кузнецов

Интересная штука — культурное наследие. То, что осталось нам от предков, что создаёт облик города, делает Москву не похожей на Санкт-Петербург, а Питер — на Казань. Дом, построенный в XIX веке, монастырь, возведённый в XVII столетии, вывеска на здании советских времён, даже входная дверь… Вот, казалось бы, содержи это всё, береги и поддерживай в порядке, чтобы оставить будущим поколениям.

Вот и в Красноярске есть Троицкое кладбище, захоронения на котором начались ещё в середине XIX века. с тех пор его территория несколько расширилась, там есть мемориалы, посвящённые бойцам Чехословацкого легиона и жертвам Второй мировой войны.

Но где начинается культурное наследие, и где оно заканчивается? Оказалось, вопрос этот не из простых…

Вот кладбищенская ограда, построенная вместе с созданием некрополя в 1840-х годах. Местами кирпичная изгородь прерывается решётчатым забором, но его опоры те же, что и в остальной части.

Источник: fotoyarsk
Источник: volos_t

За ней же находится Свято-Троицкий собор, не без труда, но переживший советскую эпоху — его так и не снесли.

Фото: volos_t

И вот недавно городские власти обратили своё внимание на изгородь, пришедшую в негодное положение. Действительно, на фотографиях последних лет видно, что ограду несколько запустили. По словам представителя горхозяйства, аварийное сооружение представляло угрозу для прохожих.

Решение нашли самое простое — старый забор снести, а на его месте построить новый. Начавшиеся в сентябре работы должны были закончиться до конца года, их стоимость обошлась городу почти в миллион рублей. Но произошло неожиданное событие, никак не вписывавшееся в планы мэрии и её подрядчиков…

Фото: newslab.ru

Тут-то совершенно внезапно выяснилось, что забор возможно являлся объектом культурного наследия! А теперь следите за руками.

Вот что говорили в мэрии до сноса забора:

«В прошлом сезоне делали ограждение вдоль Мемориала Победы, сейчас забор от Мемориала Победы до кладбищенских ворот будет из облицовочного кирпича идентичного вида», - рассказала Светлана Трушкова, пресс-секретарь департамента горхозяйства.

«Афонтово»

А вот что говорят об этом краеведы:

«Это уникальное в своем роде сооружение. Уникальность состоит в том, что кирпичи специально изготовлены были именно для него. Если, скажем, представляет какую-то опасность эта изгородь, то надо ее просто восстановить в том же виде, и пусть в историческом плане это будет уже новодел, но все-таки он будет более привлекателен», − поделился с «ТВК Красноярск» историк-родослов, член Красноярского краевого историко-родословного общества Виктор Долженок.

ТВК
«Отношение к нему такое, будто это что-то такое незначительное и можно так спокойной взять и вторгнуться, и уничтожить историческую ограду. Мне кажется неправомерно, неправильно и нельзя так относится к нашему наследию», − поделился с «ТВК Красноярск» научный сотрудник Краеведческого музея Илья Куклинский.

ТВК
Фото: Юлия Глушко / NGS24

Теперь же в мэрии начался переполох:

«Здесь не были учтены следующие факторы − это то, что это является объектом культурного наследия, соответствующая информация администрацией города была получена, к сожалению, в информации не был перечислен такой объект, как забор или какие-то другие элементы. Сегодняшняя ситуация связана с тем, что контракт расторгнут, дальнейшие работы продолжаться не будут», − пояснил «ТВК Красноярск» первый заместитель главы города Владислав Логинов.

ТВК

То есть уже после сноса исторической изгороди чиновники обнаружили, что случайно уничтожили объект культурного наследия. Мол, в перечень было включено всё кладбище, а не отдельные его элементы! Кстати, как пишет местное издание NGS24, год назад уже был отремонтирован забор на соседнем участке. Но из текста непонятно, является ли нынешняя ограда новоделом или отреставрированной исторической конструкцией.

Фото: Юлия Глушко / NGS24

Пока же мэрия определяет границы объекта культурного наследия на Троицком некрополе, а в её отношении проводится проверка краевой службы по охране памятников. Её результатом может стать возбуждение уголовного дела.

Вот так и выясняется, что для защиты от сноса мало очевидного факта существования единого ансамбля некрополя, сложившегося в XIX веке. Должна быть ещё и бумажка, подтверждающая, что вот это здание, вот эта ограда, вот эта вывеска, вот этот фонарь, где бы они ни находились, важны для города так же, как центральная площадь, кафедральный собор и пешеходная улица в центре. И не потому, что за их снос грозит уголовное дело, а потому, что без каждого из них город постепенно утратит свою идентичность. Тогда Волгоград, Омск, Красноярск, Калининград и даже Петербург с Москвой станут обычными, совершенно неотличимыми друг от друга городами, словно в какой-нибудь антиутопии.