September 19, 2019

Москвичи против безопасности на улицах

Помните, как совсем недавно курение в помещении считалось нормой? Было невозможно зайти ни в один бар или кафе и не пропахнуть при этом табаком. Затем начали наводить порядок, чтобы курящие люди не мешали всем другим – почти в каждом комментарии об этом в те годы был типичный набор заблуждений: бизнес обанкротится, люди перестанут встречаться, табак никому не мешает и так далее. Но прошло несколько лет, и всё прекрасно: горожане всё ещё ходят в бары и кафе, просто курящие люди выходят на улицу или в специальные зоны, а все остальные не страдают от их привычки.

С автомобилями и движением в городе у нас сейчас происходят примерно те же события с точки зрения реакции людей. В городах начинают думать не только о людях в автомобилях, но о всех жителях: появляются автобусные полосы, велодорожки, пешеходные переходы, сужают полосы, строят островки безопасности и так далее. Какая на это реакция? Конечно же, "коллапс, пробки, смерти!" и прочий ужас. Изменения не укладываются в голове, ведь столько лет улицы строили по принципу "полос побольше и попрямее", а в рекламах автоконцернов по сей день всем показывают пустой город с ровным асфальтом и парковкой прямо у подъезда. А тут такая подстава – оказывается, нужно думать ещё и о других!

В разных районах Москвы в последние месяцы стали появляться островки безопасности на переходах и перекрёстках, а парковку убирают в карманы. Это нужно для успокоения трафика, гибкой настройки светофоров и упрощения движения машин. Во всём развитом мире островки безопасности считаются такой же нормой, как у нас установка знака пешеходного перехода. Но что тут началось!

Казалось бы, жители должны были привыкнуть к новым улицам после масштабных изменений в центре Москвы, но нет:

Что-то новое всегда пугает, особенно когда утром вы ехали на работу, и всё было стандартно, а вечером на улице появились островки безопасности и антикарманы. Реакцию особо одарённых депутатов на это мы видели, но сейчас проблема стала масштабнее. Люди привыкли к гоночным трекам вместо улиц, перспектива ездить аккуратно и смотреть по сторонам нравится не всем. Хотя европейца или американца скорее удивляют наши улицы-убийцы, у них же давно научились делать правильный дизайн и предотвращать гибель людей в авариях:

Но основная проблема пришла откуда не ждали: криворукие строители просто забывают обозначать новые островки и зону работы. Такое чувство, что они решили саботировать безопасность движения и всеми силами стараются угробить жителей. Водителей можно пожалеть, хотя тут возникают логичный вопрос: зачем ехать быстро по улице, где, очевидно, идёт большой ремонт? Это не снимает ответственности со строителей, но думать собственной головой тоже нужно уметь. В конце концов, вместо бордюра могла быть собака или чей-то ребёнок. Или в автошколах больше не учат, что машина – источник повышенной опасности?

Удивительно, что при многомиллиардных бюджетах и наличии армии благоустроителей ни у одного прораба или проверяющего не хватает ума сразу ограждать островки и новые изгибы улиц лентой, фонарями и знаками.

Винить жителей за критику сложно: они не специалисты и строят простую логическую связку "вижу проблему – уберите проблему". Но за нарушение техники безопасности на улицах нужно штрафовать и увольнять. Страшно не столько из-за возможного вылета машины (в которой людей защищает железный короб и системы безопасности): железо всегда можно залатать. Но вдруг велосипедист влетит в яму или бордюр и окажется под колёсами автобуса? А как бабушке перейти улицу, когда кругом рвы и торчат бордюры? От криворукости дорожников страдают все жители, автомобилисты даже в меньшей степени, чем другие.

К нашему общему сожалению, чиновники чаще слушают не специалистов-транспортников или архитекторов, а домохозяек и таксистов в таких вопросах. Будет крайне обидно и нелепо, если из-за критики чиновники откажутся от островков и других грамотных решений – это опять отбросит безопасность движения в Москве до уровня Африки.

Фото: Антон Архипов