Как должна выглядеть современная школа: ответ мэру Екатеринбурга


Фото: artlebedev.ru

На мою критику золотой екатеринбургской школы отреагировали мэр Екатеринбурга Александр Высокинский и, собственно, виновник торжества Андрей Симановский – человек, давший деньги на всю эту неуместную роскошь.

— Интерьер создает хорошее настроение. Если это не так — мы его уберём, да? — сказал Симановский, обращаясь к мэру.

— Убрать никогда не поздно. Понимаете, какая штука — всегда найдется тот, кто не делает и критикует, — ответил Высокинский. — Поэтому надо разговаривать с теми, кто делает, изучать опыт других городов. Мы пробуем, мы смотрим, мы изучаем реакцию родителей, учеников. Может, подобные вещи их будут приучать к красоте.

E1.ru

Удивительное дело, конечно... Такое впечатление, что мы обсуждаем не ремонт школы, а какой-то инновационный стартап: "взлетит – не взлетит", "понравится – не понравится".

На тему того, какой должна быть школа, есть масса исследований. Школа – это вам не ночной клуб, это место, где дети проводят половину своей жизни, это место, которое формирует их вкус, сознание, воспитывает, влияет на поведение.

В Екатеринбурге я вижу рассуждения уровня:

— Питание в школах не очень, дети едят кашу с хлебом.
— Отлично! Я бизнесмен, я эту школу окончил, я очень благодарен учителям, поэтому я купил грузовик шоколада, и все дети будут есть шоколад! УРА!
— Подождите, но детям нельзя есть столько шоколада...
— А с чего ты решил, что ты можешь решать за детей? Дети, вы хотите есть целыми днями шоколад и запивать его какао? Вот! Дети хотят, детям нравится!
— Но ведь есть исследования, которые показывают вред такого питания.
— Это подарок! Дарёному коню в зубы не смотрят! Легко критиковать, когда сам не кормишь детей! Ты попробуй хоть одну школу накорми, тогда посмотрим!
— Но врачи говорят...

В общем, если честно, я чувствую себя неловко из-за реакции мэра. Поэтому сегодня подробно и аргументированно рассказываю, какой должна быть школа.



У нас в стране уже неоднократно проводились крупные исследования (заказанные, между прочим, Департаментом образования Москвы), которые анализировали мнения учителей, психологов, родителей и самих школьников о том, какой должна быть идеальная школа, анализировали зарубежные публикации на эту тему и мировой опыт и в итоге давали практические рекомендации по оформлению типовых школ.

Первое масштабное исследование провел Московский архитектурный институт (МАРХИ) еще в 2014 году. В нем поучаствовали более 30 школ и порядка 600 человек, а полученные материалы сложились в два отчёта по 400 страниц каждый. Второе, ещё более крупное дизайн-исследование московских школ проводилось всё тем же МАРХИ в сотрудничестве со Студией Артемия Лебедева в течение двух лет – с 2014 по 2016 год. Результатом работы стало гигантское Руководство по оформлению типовых школ (свыше 1000 страниц), в котором школа разбирается на атомы – от того, какими должны быть цвета стен и материалы отделки, до того, в каком порядке вешать портреты писателей в кабинете литературы и что должно быть написано на стенах в туалете.

Судя по тому, как выглядят наши школы сейчас, вряд ли кто-то из чиновников читал эти исследования. Чтобы облегчить им работу, я решил сделать выжимку всего самого интересного из этих двух огромных трудов. Может, хотя бы на неё у чиновников, отвечающих за интерьеры наших школ, хватит времени и сил.


Всё начинается с пришкольной территории. В России школа всеми силами старается отгородиться от внешнего мира. Огромные глухие заборы, за которыми дети чувствуют себя как в тюрьме. Для сравнения, вот как выглядит территория школы в Хельсинки:


Фото: МАРХИ

Вход в школу – у такого крыльца каждый день вынуждены толпиться родители, забирающие детей после уроков. Никаких тебе мест, где родители могли бы присесть, отдохнуть. И тут же пример того, чем можно заменить этот пресловутый козырёк – шикарная зона ожидания перед школой в Англии.


Фото: МАРХИ

Рекомендации МАРХИ: забор должен быть, но не глухой. Необходимо хорошее освещение всей территории школы и обязательно освещение входа. Для детей, учителей и ожидающих родителей нужны лавочки, вход в школу и тамбур предлагается расширить. А ещё не помешала бы крытая парковка для велосипедов и самокатов и крытое место для рюкзаков, которые там можно было бы оставить во время прогулки.

Перемещаемся внутрь школы. Вестибюль и коридоры в российских школах обычно безликие и унылые. Максимум, на что хватает фантазии – это повесить стенгазету или какие-нибудь дешёвые картины. Делается всё это не для детей, а ради создания представительного антуража. Нормальный вестибюль должен быть приветливым, "детским", иметь необходимую для школьников, сотрудников, посетителей информацию и навигацию, отражать школьные события.


Фото: МАРХИ

Цветовая палитра вестибюля не должна быть слишком яркой, чтобы не провоцировать агрессию, но и слишком скучной и однотонной быть тоже не должна. Идеальное решение – выделить ярким контрастным цветом одну из стен. Это украшает интерьер, оживляет пространство и делает заметнее ключевые точки — например, административную стойку или зону ожидания. Вот некоторые из готовых вариантов цветовых решений.


Фото: artlebedev.ru


Фото: artlebedev.ru

Место, куда школьник попадает после вестибюля – гардероб. Обычно это тесное помещение с сотней крючков для одежды. И всё.


Фото: artlebedev.ru

Чего не хватает в таких гардеробах? Во-первых, индивидуальных шкафчиков: за них высказались более 70% опрошенных родителей и школьников. Во-вторых, свободного пространства: существующая норма в 0,15 квадратного метра на человека недостаточна для современной школы. Необходимы ячейки для обуви, для сменки, физкультурной формы, одежды на продленку – всё это не помещается, падает, теряется, грязное хранится вперемешку с чистым.

Фото: artlebedev.ru

Нужны сидячие места для переодевания: вещи класть некуда, они скидываются на грязный пол, дети переобуваются стоя в толкотне. Нужно хорошее освещение, ну и, конечно, хорошие материалы отделки – желательно дерево. В светлых помещениях с деревянной мебелью комфортно переодеваться.


Фото: artlebedev.ru

Начальная школа. Маленьких детей тяжело заставить усидеть на одном месте. Именно поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты (дальше – ФГОС) предусматривают для начальной школы уроки разного формата – это могут быть уроки в виде игр, мастер-классы и так далее. Но проблема в том, что громоздкие парты, которыми заставляют кабинеты, не позволяют трансформировать пространство для проведения таких необычных уроков.


Фото: МАРХИ

Перед вами варианты рассадки, которые предлагают сами учителя начальных классов. Но вы видели когда-нибудь, чтобы в наших школах были какие-либо из нестандартных вариантов рассадки?


Фото: МАРХИ

А вот в Европе и Америке такая рассадка – обычное дело.


Фото: artlebedev.ru

При этом сами учителя и сотрудники школ уверены, что их классы выглядят прекрасно и отлично оснащены. То ли боятся сказать лишнего, то ли просто не видели никогда нормальных классов и не представляют, что может быть по-другому.


Фото: МАРХИ


Фото: МАРХИ

То же самое касается и классов средней школы. Нужна менее громоздкая, трансформируемая, лёгкая мебель. Нужно место для рюкзаков, которые обычно у нас валяются на полу, загромождая узкие проходы. А ещё МАРХИ пишет, что представления о том, что для хорошей осанки полезно сидеть весь урок в жёсткой позе, опровергаются современной медициной. Детям необходимо менять позу на уроках, так что в разные кабинеты нужны разнообразные сидения, стоячие парты и так далее.


Фото: МАРХИ

Стены предлагается окрашивать в спокойные тона – различные оттенки белого, серого, бежевого, выделяя одну из стен более тёмным и насыщенным цветом. При выделении одной из стен кабинета необходимо подбирать мебель спокойных оттенков. Если же все стены окрашиваются в нейтральные цвета, мебель должна быть яркой.


Фото: artlebedev.ru

Не менее важен пол. Повторяющийся яркий узор будет действовать на нервы, визуально уменьшать помещение и быстро приходить в негодность.


Фото: artlebedev.ru

Лучший выбор – однотонный светлый пол, возможно, с редкими яркими вставками. Лучшие материалы для школьного напольного покрытия – ламинат, паркет или натуральный, экологически безопасный материал, похожий на линолеум, который позволяет создавать яркое или естественное напольное покрытие.


Фото: artlebedev.ru

На стены классов, коридоров и рекреаций дизайнеры предлагают наносить рисунки, но, опять же, в спокойных тонах – различных оттенках голубого, салатового, фиолетового. А можно и не просто рисунки, но и различные школьные правила. Например, гардероб – самое место для размещения напоминающей мнемонической фразы "одевать Надежду, надевать одежду".


Фото: artlebedev.ru

Или вот такую формулу дизайнеры Студии Лебедева предлагают разместить напротив писсуаров в школьных туалетах.


Фото: artlebedev.ru


Фото: artlebedev.ru

Ещё один крутой вариант оформления стен – магнитная или меловая доска прямо на стене коридоре.


Фото: artlebedev.ru

Знакомый с детства атрибут любого класса – графическая информация на стенах. Портреты писателей, таблицы с формулами и правилами, карты мира и так далее. Специалисты отметили, что в большинстве исследованных классов вся эта информация превращается в пёстрый хаос, в котором теряется информация, записанная на доске, а иногда даже и учитель.


Фото: artlebedev.ru

Чтобы все эти наглядные пособия имели какой-то смысл, их необходимо, во-первых, проредить, во-вторых, сделать менее аляпистыми, в-третьих, разместить аккуратно, выровняв по архитектурным элементам – дверям и окнам. Актуальные пособия вешаются на доску и должны быть посвящены одному предмету.


Фото: artlebedev.ru

В качестве наглядных пособий можно использовать и элементы интерьера. Например, лестницы…


Фото: artlebedev.ru


Фото: artlebedev.ru

Учебные материалы могут размещаться на полу или на асфальте во дворе школы, они в игровой форме знакомят школьников с базовыми понятиями. Классики помогают разобраться в дробях...


Фото: artlebedev.ru

Наглядное изучение солнечных часов. Чтобы узнать время, нужно встать в центр.


Фото: artlebedev.ru

Большая проблема в российских школах с рекреациями. По ним во ФГОС кроме сухих строчек нет никаких конкретных рекомендаций. Многие школы стараются как могут, но у них нет положительных примеров и достаточного финансирования.


Фото: МАРХИ

По результатам опросов, меньше 50% школьников проводят свободное время в рекреациях – это ли не показатель? Зачем детям сидеть в рекреации, если там просто нечего делать. Оценка рекреаций дизайнерами тоже выглядит ужасающе.


Фото: МАРХИ

Места рекреации должны быть разными – пассивные, активные, для общения с друзьями, для физкультминутки, для интеллектуальной разгрузки, пространства типа коворкинга.


Фото: МАРХИ

Ни один школьник уже не обходится без телефона и планшета. И для этой неизбежной уже потребности должно быть своё место с розетками и Wi-Fi.


Фото: МАРХИ

Вот такой вариант разделения пространства предлагает Студия Лебедева: 1 – спокойная зона, 2 – игровая зона, 3 – транзитная зона.


Фото: artlebedev.ru

Библиотека – место, которое навевает скуку и никак не мотивирует детей к чтению. Библиотеку в некоторых школах вовсе хотят ликвидировать, оцифровав книжный фонд. Дети и родители единодушны: библиотека нужна, но, по общему мнению, она изжила себя в прежней форме.


Фото: МАРХИ

В зарубежной практике библиотеки превращаются в медиацентры, зоны самостоятельного познания. Например, библиотека могла бы выглядеть вот так:


Фото: МАРХИ

А вот пара вариантов планировок, предлагаемых Студией Лебедева.


Фото: artlebedev.ru


Фото: artlebedev.ru

Сами полки с книгами тоже могут выглядеть по-другому – более креативно и просто для поиска. Вот один из зарубежных примеров: книги размещаются в отдельных разноцветных контейнерах по темам.


Фото: artlebedev.ru

Актовый зал тоже должен стать многофункциональным пространством. Во многих школах он запирается и не используется при отсутствии общешкольных мероприятий. Чтобы изменить ситуацию, нужна новая мебель – мобильная, трансформируемая. И да, никаких наклонных полов, которые превращают актовый зал в театр.


Фото: МАРХИ

Вот так в общих чертах должна выглядеть современная школа. Интересно, что исследования и руководства МАРХИ, и Студии Артемия Лебедева проводились по заказу московского департамента образования. Но многое ли из предложенного специалистами вы видели в наших школах? Нет, у нас продолжают штамповать убогие бетонные коробки, заставленные дешёвой мебелью, а школой в Екатеринбурге, превращённой во дворец имени Филиппа Киркорова, восхищаются только потому, что она выделяется из общей серости.

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 155
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
Ну Вы то до сих пор не предложили никакого другого подхода, только бездоказательные фразы типа "баллы ЕГЭ слабо кореллируют с навыком использования полученных знаний". (докажите!) И даже читаете невнимательно - ЕГЭ всего лишь один из критериев. У Вас есть другие? :))
(Только не надо сейчас начинать тащить список лауреатов Нобелевки - мы о школьном образовании толкуем, а не о высшем :) ).
Ну так олимпиадников, которых раз-два и обчелся вы тащите. Как и средний бал по ЕГЭ, на который учеников натаскивают последний год - вместо, собственно, учебы.

Собственно если отвлечься от наяривания на столь любимые вами красивые цифирьки в отчетах - то среднестатистический вышедший из школы Вася бесполезен и к жизни не пригоден вообще. Возникает вопрос - а чем, собственно, занималась с Васей все эти 11 лет школа, если смысла в Васе - ноль, и идти ему просто некуда? Даже если этот Вася - олимпиадник, медалист и с хорогим результатом по ЕГЭ.

Ну а официальной оценке чего-либо в России вообще верить нельзя - все госструктуры, включая образование, в первую очередь генерируют хорошую отчетность, во вторую - профит себе, а в теретью, нехотя, занимаются делом.
Как я и ожидал (увы), Вы не можете предложить никакой другой методики, помимо тех, которые я озвучил. Ок, я тогда Вам хочу предложить другой вопрос - в окрестностях Вашего дома 5 школ. Какую выберете?
Что касается олимпиадников, то их далеко не единицы. В лучших школах Москвы призеров Всеросса - несколько десятков в год, в нашей 8 (только за этот год), в 90% московских школ - 0. Недостаточно? Ок, но помимо заключительного этапа есть еще региональный и муниципальный - там речь идет о десятках и сотнях призеров, выборка более чем полная для получения выводов.
Что касается ЕГЭ - в последний год натаскивать можно, но бесполезно. Делать это надо несколько заранее, иначе выше 60 баллов не получите, а результаты ниже 60 - это для даунов. Да и натаскивание - это термин для тех, кто ни разу не открывал ЕГЭ. Попробуйте просто для примера натаскать себя на 16-ю и 18-ю задачи по математике, поймете, что это ой как не просто.
И еще один вопрос - а что конкретно условный Вася должен уметь делать, окончив школу?
Олимпиадник и хороший результат по ЕГЭ - это поступление без конкурса в любой, в т.ч. самый сильный, ВУЗ России. Высшее образование в РФ слабое? Ок, но пойти учиться в зарубежный такому Васе на несколько порядков легче, чем Пете, который всю школу балду катал. Все равно недостаточно? Тогда выкладывайте свой список необходимых умений.
Медалистов как критерий я никогда не рассматривал - это очень субъективный параметр.
>Вы не можете предложить никакой другой методики, помимо тех, которые я озвучил.
А тут однозначной и идеальной методики вообще не существует.

>в окрестностях Вашего дома 5 школ. Какую выберете?
Было дело - правда не пять, а три. Метод выбора - читаем отзывы, ходим, смотрим глазми школу, общаемся с учителями, с другими родителями - в первую очередь нужна была началка поэтому выбиралось по учителю. Ибо ребенку иметь дело с людьми, а не с цифирьками в рейтинге.
Так что только личные впечатления и непосредственный контакт.

>Что касается олимпиадников, то их далеко не единицы. В лучших школах Москвы призеров Всеросса - несколько десятков в год, в нашей 8 (только за этот год), в 90% московских школ - 0. Недостаточно? Ок, но помимо заключительного этапа есть еще региональный и муниципальный - там речь идет о десятках и сотнях призеров, выборка более чем полная для получения выводов.
Как косвенный признак сильного состава - согласен. Но не более того.

>Что касается ЕГЭ - в последний год натаскивать можно, но бесполезно.
Вы не поверите - но именно этим в последние учебные год-полтора в школе и занимаются. Задача "научить понимать и думать" сменяется на "сдать ЕГЭ получше, чтобы статистика".
Хотя - какое там "научить понимать" в советской школьной традиции...

>И еще один вопрос - а что конкретно условный Вася должен уметь делать, окончив школу?
Олимпиадник и хороший результат по ЕГЭ - это поступление без конкурса в любой, в т.ч. самый сильный, ВУЗ России. Высшее образование в РФ слабое? Ок, но пойти учиться в зарубежный такому Васе на несколько порядков легче, чем Пете, который всю школу балду катал. Все равно недостаточно? Тогда выкладывайте свой список необходимых умений.
Ага, вот еще один признак советского человека - "без вышки - не человек". Скажите, а в вашей системе координат школа хоть какую-то самостоятельную ценность имеет - или рассматривается только как 10 лет подготовки к экзаменам, чтобы выйти на следующий этап пути к заветной корочке?
>Вы не можете предложить никакой другой методики, помимо тех, которые я озвучил.
>А тут однозначной и идеальной методики вообще не существует.

Ну, так вас просят предложить более лучшую методику, чем ЕГЭ. Почему вы только повторяете, что идеальной методики нет? Это ответ на вопрос, что ли? Идеального в жизни вообще не бывает. Идеал, как известно, недостижим.
Предложите лучшие критерии и механизм для ежегодной объективной оценки миллиона выпускников школ.

>Метод выбора - читаем отзывы, ходим, смотрим глазми школу, общаемся с учителями, с другими родителями - в первую очередь нужна была началка поэтому выбиралось по учителю. Ибо ребенку иметь дело с людьми, а не с цифирьками в рейтинге.
>Так что только личные впечатления и непосредственный контакт.

Вы предлагаете каждому родителю всей параллели седьмых классов прошвырнуться по учителям, потолковать с ними на предмет правильного понимания алгебры, оценить степень знаний по биологии, поинтересоваться уровнем понимания химии? Прямо двести родителей пройдут по учителям и проведут развернутые беседы?
Ну хорошо, вы напишете, что 80% родителей наплевать на качество преподавания в школах (в мое время, в советской школе так и было - родители по сути в школе и не появлялись и никого знать не знали).
Тогда сколько остается заинтересованных? 50 родителей? Они будут ходить и собеседовать учителей по школьным предметам в этих трех школах, чтобы понять, стоит ли туда отдавать своего ребенка?
Извините, а когда условный Вася, окончивший 11 классов школы, был где-то полезен? Он же просто обладает некоторым набором общеобязательных знаний. Он не инженер, не ученый, не программист и не филолог.

Я заканчивал школу еще задолго до введения ЕГЭ и это был дикий кошмар. Советская программа, не пойми кем написанная, оценки учителей, которые ставятся по шаблону (так как все эти дети уже учителям десять лет известны и учитель знает, что ставить Маше, а что - Пете), то же самое с выпускными экзаменами в школе.
Отличник получает пять, хорошист - четверки,а Петя-прогульщик - трояк.

С ЕГЭ я по крайней мере вижу какую-то общую шкалу оценки знаний, которую, конечно, можно допиливать и усовершенствовать, критиковать, но что вы предложите?
Помню я вступительные экзамены в университет до введения ЕГЭ - вы не захотите таким образом поступать, поверьте мне.