August 24, 2019

Автомобили не пройдут!

Фото: Marcos del Mazo

Угадайте город: европейская столица, в центре которой этим летом прошли массовые протесты против непопулярных решений властей, первая «М», шесть букв. Правильно, Мадрид! Но акции там были не в поддержку незарегистрированных кандидатов, а в защиту экологии, с которой один уже победивший на выборах кандидат решил не считаться.

В прошлом ноябре, накануне своего ухода в отставку, мэр Мадрида Мануэла Кармена создала в центре испанской столицы зону, в которую был запрещён доступ автомобилям с высоким коэффициентом выхлопных газов. Программа получила название Madrid Central или «Центр Мадрида». Ожидалось, что это поможет экологии региона, состояние которой вызывает опасения даже на уровне Евросоюза. Тогда же один из кандидатов в мэры Мадрида заявил, что упразднит эту зону «своим первым указом».

Как думаете, чем всё это могло закончиться?

Необходимо сделать небольшое пояснение. Мануэла Кармена — левый политик, ранее состоявшая в Коммунистической партии Испании, а ныне участвующая в выборах вместе с другими левыми силами. Её оппонент и автор приведённой выше угрозы — Хосе Луис Мартинес-Алмейда из правой «Народной партии». Мэр Мадрида избирается городским парламентом, чаще всего им становится кандидат победившей партии. Кармена была мэром Мадрида с 2015 года, но предупредила, что не будет вновь выдвигать свою кандидатуру на пост мэра, несмотря на участие в выборах в парламент.

Фото: Víctor Lerena / EFE

Поэтому, благодаря соглашению «Народной партии» и центристской партии «Граждан», мэром был избран лидер первых — Мартинес-Алмейда. И действительно, вступив в должность 15 июня, он незамедлительно избавил Мадрид от его экологичного бремени. Но возрадовались ли этому жители?

Уже через месяц после введения запрета на въезд неэкологичных машин выяснилось, что трафик в центре Мадрида упал на четверть, содержание оксидов азота в воздухе сократились на 38%, а выбросы углекислого газа — на 14%. Уже в мае уровень диоксида азота упал вдвое и достиг рекордно низкой отметки за все 10 лет ведения наблюдений. Борьба с экологическим загрязнением Мадрида волнует не только испанцев, но и власти Евросоюза — испанская столица является самым загрязнённым городом страны, а введение новой зоны приблизило её к экологичным стандартам ЕС. По данным Европейского агентства по окружающей среде, от последствий загрязнения воздуха каждый год умирают около 30 тысяч испанцев.

Как уже было сказано, Мартинес-Алмейда стал мэром лишь с помощью помощи другой парламентской партии. А выборы выиграла партия экс-мэра Кармены «Больше Мадрид» — 30,9% против 24,2% у «Народной партии». Но может быть, новый мэр действительно ожидал митингов в свою поддержку, в то время как его соратница и кандидат в лидеры «Народной партии» Исабель Диас Аюсо выступала за сохранение пробок в три часа утра субботы:

«Это было частью жизни Мадрида. Если так будет продолжаться, в центре Мадрида больше не будет пробок, тогда как сейчас они повсюду. Я не думаю, что это повод для радости, но это часть идентичности нашего города, это значит, что улица всегда жива».

Живая мадридская улица в представлении Исабели Диас Аюсо:

Фото: MadrugadaVerde
Фото: Julián Rojas

Но сразу после отмены новым мэром «Центра Мадрида» оказалось, что живая улица в представлении электората выглядит так:

Фото: Europa Press

«Выбирать вам».

Фото: Andrea Comas

«Мы мыслим по-разному, но дышим одинаково».

«Мне нужны мои лёгкие, а не ваши выбросы».

Фото: Santi Ochoa

Активисты Greenpeace, перекрывающие улицу.

Фото: Greenpeace Madrid

Одновременно с уличным протестом активисты обратились и в суд. Который поддержал требования экологов уже 8 июля — чуть больше, чем через неделю после начала митингов в поддержку «Центра Мадрида». Судья указал, что загрязнение Мадрида не может бесконтрольно расти. Мэр Мартинес-Алмейда пообещал обжаловать это решение, но оно по сей день остаётся в силе.

За въездом в центр Мадрида и парковками в его периметре продолжают следить 115 камер. Нарушители, не имеющие разрешения на въезд в экологичную зону, наказываются штрафом в 90 евро (6500 рублей).