August 20, 2019

Парк вместо эстакады: когда-нибудь так будет и у нас!

По Сеулу протекает красивая речка Чхонгечхон. Речка совсем короткая (то ли 11, то ли 14 км), мелкая и узкая, и вполне могло получиться так, что мы бы с вами о ней никогда не узнали. Много раз она страдала от хозяйственной деятельности человека. Ей расширяли и выпрямляли русло, на ней строили плотины, пока наконец не наступил XX век, и её не решили запихнуть в трубу.

Если мы посмотрим, например, на гидрографическую карту Москвы, мы увидим множество рек, которых больше нет. Вернее, технически они есть, но текут под землёй. На поверхности осталась собственно Москва-река, Яуза, Сетунь и ещё парочка рек. По мере своего развития город откусывал от природы всё более крупные куски, так что все остальные реки, включая знаменитую Неглинку, в итоге были убраны в коллекторы.

Вот и в Сеуле полвека назад реку спрятали в коллектор, а поверху пустили шоссе. И не просто шоссе, а символ южнокорейского экономического чуда! Но со временем власти Сеула осознали, что магистраль в центре города – это не очень круто. Это шумно, это грязно, это не спасает от пробок. Поэтому эстакаду разобрали, бетон вскрыли, и по корейской столице вновь потекла речка Чхонгечхон, а вдоль неё был разбит парк с променадом.

Теперь это один из знаковых примеров создания общественного пространства на месте бывшей магистрали.

Я уже несколько раз вскользь упоминал этот проект, но теперь мне удалось его нормально отснять.

Итак, почему речка Чхонгечхон сначала исчезла, а потом появилась вновь? Во всём виновата война!

В результате Корейской войны (1950–1953 годы) в Сеул приехало много беженцев, которые стали строить трущобы вдоль реки. Таких рек до сих пор много в Юго-Восточной Азии – люди в них обычно стирают, моются и гадят одновременно.

Вот и речка Чхонгечхон зарастала мусором, а власти очень раздражались из-за того, что на их глазах растёт неблагополучный район. Как с этим бороться? Трущобы снести, реку спрятать от нищебродов, а заодно пустить через район автомагистраль для солидных господ! Так и поступили. В 1958 году реку решили просто убрать под землю и забетонировать. Вскоре над ней началось строительство эстакады. Четырёхполосное шоссе было открыто в 1976 году.

Но эстакада просуществовала менее 30 лет. В 2003 году власти Сеула решили восстановить речку Чхонгечхон. Мэрия, которая принимала такое непопулярное решение (а в Сеуле народ тоже ныл, что шоссе ему жизненно необходимо), опиралась на четыре фактора: безопасность, экология, экономика и история. Скорее всего, ключевую роль сыграл именно первый, потому что ещё в 1990-х эксперты пришли к выводу, что эстакада сильно изношена и еле справляется с нагрузкой. В итоге шоссе всё-таки убрали, перенаправив транспортные потоки в центре города.

А когда были восстановлены исторические мосты, район вновь обрёл утраченную связность. Северная и южная части центра Сеула, которые были разделены эстакадой, теперь соединились.

Самое смешное, что после сноса шоссе центр Сеула "поехал" быстрее, несмотря на ужасные прогнозы водителей. Исследователи считают это примером парадокса Браеса.

Было:

Стало:

Вот таким получился профиль новой улицы, центральную часть которой заняла сама река. Обратите внимания, как мало пространства здесь отдано автомобилям.

А это некоторые достижения проекта. Резко выросло количество пешеходов и пользователей общественного транспорта, количество машин сократилось, снизилось шумовое загрязнение. Улучшилось качество воздуха, при этом в районе реки Чхонгечхон стало на 3,6 градуса прохладнее, чем в остальном Сеуле.

Кстати, с самой речкой тоже пришлось повозиться. Дело в том, что из-за деятельности человека она растеряла почти всю свою воду. Нынешний поток – искусственный. Сначала в него собирались ежедневно закачивать 120 000 тонн воды из реки Хан, её притоков, а также станций и тоннелей Сеульского метрополитена, куда просачиваются подземные воды. Но теперь "дополнительная" вода подаётся только 10 раз в год.

Вид реки Чхонгечхон в середине XX века и современный вид

01. Длина обновлённого линейного парка – 5,8 километра, ширина – всего 16 метров. Он обошёлся в городу в 386 млрд вон (281 млн долларов США), не считая расходов на закачку воды, водоочистные сооружения и обслуживание.

02. Открытие набережной реки Чхонгечхон оживило деловой район Сеула. Теперь парк посещают 50-60 тысяч человек ежедневно по будням и более 120 тысяч – по выходным.

03. Стоимость квартир в домах по берегам реки за 10 лет выросла как минимум на 25%, тогда как в близлежащих районах – только на 10%. Это произошло из-за улучшения экологии и резкого снижения шумового загрязнения. Теперь это один из самых комфортных районов Сеула. Арендные ставки для магазинов и офисов тоже выросли, потому что значительно увеличилось количество пешеходов.

04. В нескольких местах реку пересекают каменные мостки. Крутое решение, когда строить капитальный мост слишком дорого или просто неуместно.

05. Если вы думаете, что в Сеуле просто взяли и закатали всё русло в гранит или бетон, как это сделали в Вологде, то вы ошибаетесь. Есть разные зоны, в том числе зелёные.

06. Снова мостки, эти уже поопаснее.

07. Заросли местами выглядят совсем дикими. Кстати, буквально через пару лет после "вскрытия" реки здесь в несколько раз выросло количество видов рыб и птиц, а число видов растений и насекомых увеличилось многократно. Это и логично, учитывая, что была восстановлена нормальная среда их обитания.

08. Народ прячется от солнца под мостом. В летние месяцы вдоль Чхонгечхона ещё прохладнее по сравнению с окружающими районами, чем в другие сезоны. Кстати, некоторые стены здесь разрисованы копиями работ корейских художников XVIII века.

09. Хотя сначала многие сеульцы протестовали против сноса эстакады, теперь 9 из 10 жителей города считают проект "хорошим" или "очень хорошим". Хотя кое-где берёт верх колхозное благоустройство. Например, этот зонтик очень похож на рекламный. Почему было не сделать перголу в таком месте?

10.

11. В целом проект получился настолько удачным, что разошёлся по учебникам. Теперь этот кейс рассматривают, например, в Гарвардском университете.

12. Но критики он тоже не избежал. Например, закачка воды оказалась слишком дорогой. На неё затрачивается электричество стоимостью 800 млн вон в год, то есть около 44 млн рублей.

13. Эту проблему власти Сеула собираются решить в будущем, подведя к Чхонгечхону русла нескольких окрестных ручьёв.

14. Всего парк пересекают 22 моста. В некоторых случаях они восстановлены на месте оригинальных, но их историческая достоверность подвергалась критике. А иногда это просто современные мосты, похожие на наши надземные переходы.

15. Парк в разрезе. Можете себе представить Неглинку в таком виде?

16. Над ландшафтом работало корейское бюро Seo-Ahn Total Landscape.

17. По обеим сторонам от речки сохранилось автомобильное движение, но машин стало почти в два раза меньше. Тут их почти не видно из-за зелени.

18. Красота!

19. Милый элемент – металлическая лесенка. Интересно, у неё есть практическая функция, или это просто для развлечения?

20. В этом месте русло сузили и переложили камнями, получился эффект горной реки.

21. Уголок дикой природы, а вокруг многоэтажки, прямо как у нас.

22. В наших городах есть определённые проблемы с доступом к воде. В Сеуле эту проблему решили, хоть эта вода по большей части и "чужая".

23. Велодорожка. Здесь не видно, но поверху вдоль улицы тоже тянутся велодорожки. Пугает только эта жуткая металлическая конструкция. Как по ней тащить коляску? А велосипед? А как быть инвалиду?

24. Может показаться, что это конец обитаемой зоны, но нет.

25. Ещё один мост и ещё одна уродливая лестница.

26.

27. Деревянный амфитеатр и палуба

28. Кое-где ещё остались опоры старой эстакады. Вроде бы их должны убрать до 2030 года.

29. Сеул растёт и строится, а посередине течёт деревенская речка.

30. Памятник градостроительной ошибке.

31. Только вот в Сеуле эти ошибки начали исправлять, а у нас строительство эстакад в самом разгаре. Тюмень, Челябинск, Новосибирск и другие города хотят выглядеть как Корея в 70-е. Причём в Сеуле уже тогда жило 7 миллионов. А нам-то это зачем?

32.

33. Все эти мостки тоже не слишком-то приспособлены для маломобильных горожан, но это часть ландшафтного дизайна, ничего не поделаешь.

34. Дикие заросли

35. Кстати, так выглядит элитное жильё в представлении корейцев. В этом они очень похожи на нас.

36. Совсем без эстакад азиатский город, конечно, увидеть невозможно.

37. Но, может, и их когда-нибудь разберут?

38.

39. Как вам речка Чхонгечхон? Можете себе представить такое у нас?