August 6, 2019

Плохой Минск: город с советской открытки

Я прилетел в Минск! Старый советский аэропорт давно нуждается в реконструкции. Вылет из России через международный терминал, но штамп наши пограничники не ставят, только смотрят документы. В Минске вообще всем пофиг, кто ты такой, поэтому никакого контроля на прилёте нет.

До Минска ехать чуть больше 30 минут. Вдоль дороги – бесконечные золотые поля, многие из которых уже убраны. Солома собрана в аккуратные валики, и мне даже кажется, что это муляжи. Дорога идеально ровная, газончики идеально ровные. По крутым склонам откоса эстакады ездят трактора и косят траву, на разделительной полосе тоже стоят люди и косят, несмотря на ужасную погоду: в Минске моросит мерзкий дождь. Но ладно дождь – они косят уже скошенную траву!

Я начинаю думать, что попал в какой-то безумный парк аттракционов. Знаете, когда в Диснейленде садишься на паровозик, и вокруг тебя всё оживает. Огромные мыши приветствуют тебя, принцессы танцуют, цветы распускаются. Потом твой паровозик уезжает, на смену ему приезжает уже новый состав с новыми туристами, и всё шоу повторяется сначала.

Мне начинает казаться, что все эти люди, которые в дождь косят уже скошенную траву, ненастоящие, они просто часть шоу "Добро пожаловать в Минск!". Но потом мне объяснили, что они настоящие. И что даже зимой они косят траву, несмотря на снег.

После России видеть такое непривычно. У нас трассы за Москвой – это бесконечные строительные рынки, ублюдочные торговые комплексы, шашлычные. В Минске действительно показательно опрятно, но не отпускает ощущение, что ты попал не в жилой дом, а в музей.

На разделительной полосе стоят большие рекламные щиты, и на каждом втором – реклама казино. После запрета казино в России игорный бизнес расцвёл в соседней Белоруссии. Я вижу знакомые когда-то по Москве бренды и логотипы.

Последний раз в Минске я был в 2014 году. Тогда мне показалось, что "что-то не так". Удивительно, но спустя 5 лет ощущение, что "что-то не так", не оставляло меня все два дня, что я был в столице Белоруссии.

Сегодня Плохой Минск.

В Минске я дал большое интервью одному из самых популярных белорусских СМИ. Мы поговорили о городской среде, о новых районах, о плюсах и минусах города. К моему интервью белорусы оставили сотни комментариев, но большинство из них было на тему "Правильно говорить "Беларусь"!!!".

01. Выхожу гулять и попадаю на огромный проспект. Это местный аналог нашего московского Нового Арбата. Здания немного пониже, да и Минск – не Москва. После Москвы в Минске непривычно много рекламы. У нас давно уже нет рекламных вывесок, а вот в Минске они повсюду.

02. В городе появился модный сетевой отель, но стоит каких-то адских денег. За эти деньги можно снять отличную квартиру с хорошим видом, что я и сделал.

03. А ещё в центре Минска стоит какой-то... Простите меня... я не хотел материться, но это какой-то лютейший пиздец. В прошлый раз я его не замечал. Это жилой дом в стиле "А что если из панельной коробки сделать замок?". Такие жилые комплексы в Москве строили в 90-е где-то на окраинах, но в Минске это убожество появилось в самом центре, и совсем недавно. Ладно, бывает: построили, сделали глупость, но почему его до сих пор не снесли?!

04. Ладно, давайте сразу зайдём с козырей. Самая большая проблема Минска – что это город с советской открытки. И тут читатель может спросить: а что же в этом плохого? Все ведь любят советские открытки! А ещё всем нравятся города с советских открыток. Они такие просторные, залитые солнцем, зелёные. Не жизнь, а сказка! Только есть одна проблема. Все эти широкие проспекты, залитые солнцем, хорошо смотрятся только на открытках. Иногда они неплохо выглядят из окна автомобиля. Но вот если ты сам оказываешься на этих улицах, ничего хорошего уже нет.

05. Это совершенно не сомасштабные человеку пространства. Их сложно преодолевать, на них некомфортно находиться, они неуютные. Ну вот посмотрите на фотографию. Вы хотите пойти погулять по этим дорожкам? Думаю, что нет. Гулять там можно только от безысходности. Именно поэтому такие пространства всегда пусты. Но есть ещё одна проблема этих бесконечных газонов и клумб: они никому не нужны. Зачем вам газон, если на нём нельзя играть или отдыхать? Зачем вам клумба, если её никто не видит, никто с ней не контактирует? Все эти пространства очень дорого содержать. Город каждый год тратит огромные деньги на поддержание порядка, но только кому нужен этот порядок? Это мёртвое пространство, у которого много минусов и только один плюс – можно сделать фотографию в стиле советской открытки.

06. В хорошем городе каждый квадратный метр используется с толком. Если это тротуар, то по нему должны ходить люди. И этим людям должно быть комфортно (никто не любит ходить вдоль бесконечных газонов с убогими клумбами). Если это общественное пространство, то его надо насыщать смыслами. Там должны быть зоны для людей разных социальных групп, там должна быть торговля и зоны для разных активностей. В конце концов, если вы делаете газон, то в этом тоже должен быть смысл. Представьте просто, что это не город, а ваш дачный участок. У хорошего хозяина на его 6 сотках больше смысла, чем в этих бесконечных мёртвых гектарах в центре Минска. Хороший хозяин всё грамотно спланирует и не будет тратить миллионы на обслуживание никому не нужной ерунды.

07. Но мы продолжаем прогулку. Ходить по бесконечным площадям и пустым тротуарам неприятно. Да ещё и погода ужасная. Весь Минск вымостили плиткой. Проблема в том, что плитку тут класть не умеют. Вода сама по себе никуда не денется, надо продумывать систему водоотвода.

08. Похоже, эти бездушные огромные пространства смутили не только меня, поэтому площадь решили украсить горшками с ёлочками. Отлично, только масштаб не тот. Эти ёлочки смотрелись бы неплохо на узкой улочке в центре, а на такой огромной площади нужны 10-метровые ели как минимум.

09. Чтобы хоть как-то очеловечить эти огромные пустыри, в Минске расставляют вот такие композиции из петуний. Ну, что тут можно сказать... Если бы так украшали свадьбу в каком-нибудь белорусском колхозе, то ещё сошло бы. Не у всех же есть вкус и возможность пригласить дизайнера. Но для европейской столицы – а Минск же себя считает европейской столицей – это не тот уровень. Я не знаю, надо ли объяснять, почему это стрёмно, или и так всё понятно?

10. В Минске вообще очень любят при любом удобном случае вставлять горшки с петуниями. Мне кажется, кто-то по ошибке вместо картошки засеял поле петуниями и теперь не знает, куда их деть. Не выкидывать же!

11. Поэтому теперь они вместе с другими странными конструкциями стоят по всему городу. Кстати, по секрету скажу... Сегодня нормальные города используют для озеленения многолетники. А все ваши петунии – это совок. Единственный их смысл – по 5 раз в год их можно пересаживать, а значит, есть работа для садовников! Так вот, нормальные города считают деньги и подходят к озеленению с умом.

12. Ладно, переходя от одной площади к другой, мы с вами дошли до самого стрёмного здания Минска! Оно ещё только строится, но скоро уродец окончательно вылупится из яйца. Это Октябрьская площадь.

Давайте немного предыстории. До войны не было вообще никакой Октябрьской площади. Здесь были плотные кварталы.

К сожалению, война стёрла эти кварталы с лица земли. После освобождения города от фашистов центр выглядел вот так:

После войны руины убрали, а в центре образовавшейся площади поставили памятник Сталину. Обычно площади в городе формируются веками, они обрамлены высокими "заборами" нарядных фасадов, ведь выходить на площадь – это честь для любого дома. Но так как после войны денег особо не было, годами Октябрьская площадь была больше похожа на пустырь. К середине 50-х на этом пустыре построили Дворец культуры профсоюзов.

С этого здания и начала формироваться новая площадь. Дворец культуры – типичный представитель сталинского ампира: очень богато, торжественно, как праздничный торт. Никто не знает, как сложилась бы судьба этой площади, не отойди людоед Сталин в мир иной, но что случилось, то случилось. А, как мы помним, после смерти Сталина началась борьба с излишествами в архитектуре, и вся новая застройка была аскетичной и простой. Наверное, это даже хорошо, потому что Дворец профсоюзов сразу стал кульминацией этой площади, а все остальные здания – словно оправа для него.

Видимо, огромных площадей в Минске было не слишком много, и в 70-е годы в центре Октябрьской решили построить ещё один дворец – Дворец Республики. Строительство затянулось до начала нулевых! Здание получилось аскетичным и мрачным – а чего вы хотели от 70-х годов? Но оно и к лучшему. Несмотря на то, что новый дворец явно претендовал на лидерство в архитектурном ансамбле площади, лидером он так и не стал. Небольшой Дворец профсоюзов своей немного китчевой внешностью всё равно забирал всё внимание, а этот огромный серый ящик больше походил на футляр, который забыли убрать с площади.

14. Ещё раз... Главный герой площади.

15. И вот на площади появляется новый герой – сарай с рюшечками. Он пока не готов, но по рендерам хорошо понятно, что тут будет. В чём же проблема? Проблем тут много. Во-первых, это совершенно бездарная архитектура. Попытка заигрывать с античной архитектурой без понимания, без должных знаний и опыта всегда приводит к провалу. Это смотрится так же нелепо, как если бы вы поставили себе задачу одеться в костюм 18 века и прийти на императорский бал. При этом ваши знания ограничивались бы впечатлениями от картин того времени. Представляете себе, какой костюм вы бы состряпали? Для маскарада или цирка он бы ещё подошел, народ посмешить, но вот серьёзно к этому относиться нельзя. Тут аналогичная история. Архитекторы взяли сарай, пошли на рынок и купили кучу пластиковой лепнины, чтобы украсить этот сарай. Без понимания вообще, какой элемент куда надо крепить. В итоге на площади медленно проявляется здание, очень слабое и беспомощное с архитектурной точки зрения.

16. Но главная его проблема даже не в бездарной архитектуре. Главная проблема в том, что оно решило разломать всё вокруг. Вспомните архитектурный ансамбль площади. Кульминацией у нас был Дворец профсоюзов. Вот он, на рендере справа. С ним никто не спорил, а вся остальная застройка была скорее оправой для этого выскочки. И теперь рядом с пышным сталинским зданием у нас появляется ещё одно. Оно стилистически очень похоже: фронтон, колонны, античный декор... Только в полтора раза больше! Оно не стоит рядом, не играет самостоятельную роль – оно передразнивает! Оно привлекает к себе внимание, пытаясь стать доминантой. Самостоятельно оно играть не может, но, растолкав локтями окружение и раздувшись, оно начинает обращать на себя внимание. Продолжая аналогию, новое здание – словно деревенский обрыган в заляпанных навозом сапогах, который заявился на венский бал. В какой-то момент все понимают, что не замечать его уже невозможно, и бал прекращается. Так вот, архитектурный бал в центре Минска прекратится. Очень жаль. Строить тут это убожество – градостроительное преступление.

17. Ладно, давайте о весёлом... Это мостик через реку Свислочь в районе гостиницы "Беларусь". К Европейским играм его должны были заменить на более современную конструкцию, но прошлой осенью у Минска сменился мэр, и новый градоначальник завернул ряд проектов. Так что старый мост просто сняли, подремонтировали и вернули обратно.

А могло быть так:

Иллюстрация: VDS Production
Иллюстрация: VDS Production

18. Ходить по Минску не так-то просто! Здесь почему-то очень любят цепи. Может быть, это пошло от выражения "нам нечего терять, кроме своих цепей"? А чтобы было что терять, решили сделать цепей побольше? В любом случае, цепей тут много, и нет никакого объяснения, зачем они нужны. Бывает, идёшь по тротуару, а тут бац! – и цепь.

19. Вот вид с другой стороны. Отлично, спрашиваю у местных, что это такое – все жмут плечами и говорят, что цепь надо перешагивать. Хорошо, я могу её перешагнуть, а что делать человеку с коляской, багажом или велосипедом?

20. Это была попытка сделать пешеходную улицу в центре. На улице должен был быть проезд, и вот этот самый проезд для машин огородили цепью. Это яркий пример безграмотности проектировщиков. Пытаясь развести потоки и сделать улицу безопаснее, они, наоборот, сделали её опасной и непредсказуемой. Судите сами. Теперь для машин сделали коридор, огороженный цепями, и водитель думает, что можно смело ехать. Но так как улица пешеходная, люди постоянно переходят её в во всех направлениям, перешагивая через цепи. То есть водитель не ожидает увидеть никого на своём пути. В итоге здесь будет много конфликтов. А как делать? Да просто убрать цепи и оставить столбики.

Вообще, одна из последних тенденций в урбанистике – это shared street или shared space, то есть улица общего пользования (не путайте с "дорогами общего пользования", которые есть у нас в ПДД). На такой улице не существует каких-либо приоритетов. Автомобили, велосипедисты и пешеходы используют для движения одно и то же пространство. Из-за того, что тут нет ни разметки, ни каких-либо знаков, все ведут себя очень внимательно, поэтому аварийность снижается.

Сейчас с таким типом улиц экспериментируют в Великобритании, Новой Зеландии, США и Японии. Например, в Токио на некоторых улицах в центре города тротуар визуально отделён от проезжей части плиткой другого цвета. На деле же люди идут прямо по дороге, но уходят в сторону при приближении машины. В Новой Зеландии вместо цветной плитки используется ливнёвка. Кроме того, пешеходную зону защищают от движения автомобилей лавочки и клумбы. Для машин остаётся полоса по центру.

Машины по таким улицам ездят очень аккуратно, потому что водители знают, что тут всегда ходят люди. Пешеходы тоже внимательны, потому что знают, что сзади может ехать машина. Все сами между собой договариваются, кто кого пропускает в конкретный момент. Все участники дорожного движения постоянно между собой в контакте. За счёт этого улица получается очень безопасной. Хотя этот вид улицы требует определённого уровня культуры от всех участников движения.

Нечто подобное можно было попробовать сделать и в Минске вместо того, чтобы завешивать всё цепями

21. Вообще, с дизайном улицы большие проблемы. Она очень захламлена лавками, столбами, фонарями и другими конструкциями. Больше всего это похоже на склад металлолома.

22. При этом все элементы расставлены случайным образом. Какие-то непонятные круги из лавочек, урны стоят прямо перед ними... Наверное, если ты перепил, в них удобно блевать, но сидеть так я бы не хотел.

23. Соседние улицы тоже все с цепями. Опять же, никто не подумал, как тут ходить людям.

24. Иногда Минск загадочный! Интересно, что чувствуют тут водители?

25. Улицы в центре очень странные. Куча непонятных элементов, плитка лоскутами – хочется привести их в порядок, убраться.

26. Глупостей хватает. Например, тут они делают переход через одну полосу со светофором. Серьёзно? Как думаете, сколько людей будет ждать зелёный, чтобы перейти какой-то внутриквартальный проезд, где проезжает одна машина раз в 5 минут?

27. Зато рядом 5-полосная дорога, и никакого светофора нет. Машины несутся с горки, а тебе предлагается перейти дорогу по нерегулируемому переходу. Спасибо хоть, что приподнятым его сделали.

28. Найди тут зебру:

29. Местная прокуратура зачем-то решила выкрасить ограду в жёлто-зелёный цвет. Видимо, это в честь Союзного государства?

В Москве так раньше очень любили делать...

30. Очень мило делать велопарковки и парковки для колясок, но я бы потратил хотя бы 100 долларов на дизайнера. Пока это выглядит как "у нас осталось несколько обрезков труб, что бы такого сделать?".

31. Я насчитал в Минске около 20 разных вариантов дизайна указателей улиц. Мне кажется, Минск заслужил какой-то единый узнаваемый стиль.

32. Идём дальше. Недавно в Минске прошли Европейские игры, к июню 2019 года город спешно благоустраивали. Только на высадку цветов потратили 5 миллионов долларов. Всё это яркий пример того, как делать не надо. Опять же, потратили кучу денег и сделали бесполезное и никому не нужное благоустройство. Вот пример около стадиона. Зачем тут этот пустырь? Это газон? Непохоже. Почему бы на этом месте не придумать что-то? Не разбить парк, не высадить деревья? Кто будет платить за постоянный уход за этим пустырём, и зачем вообще тратить на него деньги?

33. Очень неграмотно работают с вертикальной планировкой. У вас есть рельеф – так почему бы его не обыграть? Нет, сделали кучу непонятных лестниц. Рядом пандусы. А зачем вообще лестницы? Люди лестницы не любят: ходить по ним неудобно, это преграда для колясок, велосипедов, самокатов. Почему бы не сделать пространство без лестниц, тем более перепады рельефа не такие сильные? Нет. Делают всё в лоб, вообще не задумываясь.

34. Кстати, это не только на новых пространствах, но и на старых. Скажите, можно было бы обойтись тут без лестницы? Можно, конечно! Но не обошлись.

35. Озеленение всё колхозное, какие-то случайные клумбочки. Сегодня так не делают.

36. Здесь поставили деревянные лавочки, но рядом с ними – самые дешёвые убогие урны.

37. Стадион "Динамо" очень круто реконструировали, получилось красиво. Реконструкция длилась целых 6 лет и стоила $200 миллионов. В результате вместимость арены уменьшилась с 34 до 22 тысяч зрителей, зато над трибунами появился навес, а сам стадион теперь соответствует 4-й категории УЕФА. При этом удалось сохранить часть исторического фасада, как в Екатеринбурге, и оригинальную чашу Олимпийского огня.

Фото: Дирекция II Европейских игр

Но вот всё, что вокруг, – это пиздец. Откуда все эти пустыри? Зачем они?

38. Я уже молчу о том, что всё стилистически невыдержанно. С одной стороны – футуристичная крыша и опоры освещения. С другой – какая-то кованая блевотина с петуниями. Что за колхоз? То есть на эту стрёмную конструкцию денег вам хватило, а на то, чтобы купить в питомнике взрослые деревья, не хватило? Посмотрите на эти саженцы. Так никто не делает. Половина из них не выживет, и в итоге через 10 лет тут будет не пойми что. Почему бы сразу не высадить взрослые деревья?

Напоминаю, как выглядит озеленение в новых районах у китайцев:

39. Тут хорошо видно, насколько всё случайно и беспомощно. Обсуждать нечего, просто надо приглашать архитекторов на проект, а не отдавать всё на откуп завхозам.

40. Здесь могло бы быть хорошее общественное пространство, но не получилось.

41. В Минске до сих пор делают узоры из цветов... Может быть, вы ещё цветочные часы сделаете? Ребята, на дворе 2019 год – отправьте тех, кто у вас отвечает за благоустройство, в Нидерланды, Данию или Германию. Советский Союз распался.

42. Кульминация всего этого колхозного благоустройства – петунии в горшках вдоль трасс! Да, они вдоль дорог на заборах вешают цветочные горшки. Безумие какое-то. Вместо того, чтобы высадить там, ну не знаю, кусты какие-то многолетние или деревья, они вешают ящики с петуниями, как бабушка ну себя на балконе.

43. Лавочка около художественного музея. Не хотите ли присесть?

44. В Минске пытаются развивать велоинфраструктуру... Но в случае с велодорожками обычно всё ограничивается нанесением краски – прямо как у нас. На велодорожке тут почему-то плитка, а не ровный асфальт, а ещё её пересекает тротуар.

45. Пешеходам – крутая лестница, велосипедистам – красивый пандус. Внимание, вопрос: где вы спуститесь? Где пойдут родители с коляской? Вот так... Неграмотное проектирование велоинфраструктуры провоцирует конфликты.

46. Иногда велодорожки просто начинаются из ниоткуда и уходят в никуда. Кроме того, конкретно эту сразу в нескольких местах пересекают пешеходные дорожки. Выглядит это довольно бессмысленно.

47. Невероятно, но это тротуар, покрашенный серой краской! Это участок на выходе с заводе "Кристалл".

48. Это апогей белорусской хозяйственности. Получилось как в армейской части, где красят всё подряд, включая ёлки и газоны. Если долго заниматься имитацией полезной деятельности, рано или поздно начнёшь красить тротуары... АСТАНАВИТЕСЬ! Сделайте лучше что-нибудь для людей.

49. Минск воспринимается как советский город ещё и благодаря обилию подземных переходов. Я взял самокат и понял, что по городу просто невозможно передвигаться, не спускаясь постоянно под землю.

50. Подземных переходов действительно очень много, они разных типов и конфигурации. Единственное отличие от России в том, что в Минске работают лифты для инвалидов. У нас ни в одном городе рабочих нет.

Иногда возникают совершенно идиотские ситуации: например, здесь люди должны спускаться в подземный переход только для того, чтобы пройти к трамвайной остановке. Сами пути при этом огорожены забором.

Фото: gre4ark

51. Напоминаю, что подземные (и надземные) переходы – одно из главных препятствий на пути к городу, удобному для всех. В них тяжело и неудобно спускаться инвалидам, пенсионерам, мамам с колясками, велосипедистам, людям с багажом.

52. В современном городе внеуличные переходы не нужны. Они дороги и бесполезны, они загоняют горожан под землю и провоцируют их нарушать правила, перебегая улицу в неположенном месте. Но Минск не только вовсю использует наследство Совка, но и строит новые подземные переходы.

53. На набережной положили плитку (и больше, кстати, ничего), но не подумали о дренаже. Теперь тут скапливается вода, которая быстро разрушает плиточное покрытие, и его скоро придётся менять. А ещё дорожка ниже уровня газона, так что во время дождя вся грязь с него будет стекать сюда.

54. Кстати о грязи. Минск – довольно чистый город, но во дворах можно встретить всякое. Тут даже непонятно: то ли это такая дорога, то ли газон распахан колёсами мудаков до такого состояния.

55. Замечательная конструкция пандуса. Не думаю, что за время его существования по нему проехал хотя бы один человек в инвалидном кресле.

56. Подъезды в старых домах – как у нас: глухая железная дверь, к которой надо подниматься по ступеням, у входа списанная скамейка, которую притащили из какого-то парка... Но тут хотя бы урну поставили и ровно положили плитку.

57. В проездах между дворами тротуаров либо нет вообще, либо они заняты мудаками на повозках.

58. Общая черта постсоветских городов – очередь на маршрутку! К сожалению, в Минске маршрутки процветают, хотя ничто не мешает навести порядок с общественным транспортом. Особенно если учесть, что МАЗ производит и автобусы, и троллейбусы.

59. Рядом с аэропортом строят белорусско-китайский индустриальный парк "Великий Камень", это любимый проект Лукашенко. Должно получиться что-то среднее между промзоной и "экогородом" ) Основные инвесторы – китайцы, среди известных резидентов есть, например, ZTE и Huawei. Пару лет назад говорили, что производство легендарных велосипедов "Аист" тоже сюда перенесут.