Реклама
July 31, 2019

Куршевель в уральской глубинке

-=Реклама. Поездка оплачена=-

С туристической инфраструктурой в России все плохо. У нас красивейшая страна – горы, реки, леса. Но мало кто ездит кататься на горных лыжах или, например, сплавляться по рекам на Урал или в Сибирь, народ предпочитает другие страны. Такие все непатриотичные? Да нет, просто в основном вместо современных горнолыжных комплексов с нормальными отелями у нас совковые базы отдыха с доисторической инфраструктурой, а вместо чистых и ухоженных заповедников с туристическими тропами, велодорожками и смотровыми площадками – непролазные дебри, часто заваленные мусором.

Да, у нас есть дитя Олимпиады Роза Хутор, но для страны, которая занимает одну шестую часть суши, одной нормальной туристической зоны маловато, не кажется? Урал, Сибирь, Дальний Восток обладают огромным туристическим потенциалом, который почему-то долгое время никто не стремился реализовывать. На Олимпиаду все что ли надеются?

Сегодня подвижки в этом направлении начинают появляться. Большой проект запущен на Урале – здесь хотят создать огромный туристический кластер международного (!) уровня с 30 горнолыжными трассами, самым длинным в России зиплайном, этнопарком, сплавами по реке и еще кучей разных активностей. Обещают, что все будет сделано на европейском уровне (за это в СМИ амбициозный проект назвали «уральским Куршевелем»), при этом с сохранением русского колорита.

Располагаться кластер будет вокруг горы Белая, это неподалеку от Нижнего Тагила. В его состав войдут 15 населенных пунктов – в общей сложности 2,5 тысячи квадратных километров. Это гигантская территория, о которой я, если честно, раньше даже не слышал. Меня позвали посмотреть, как эти места выглядят сейчас, и показать, из чего собираются лепить этот самый уральский Куршевель.

«Гора Белая» и сейчас вроде как считается туристическим местом, но все сводится к минимальному набору активностей – горнолыжная трасса, музей, заповедник. Инфраструктуры никакой – негде даже комфортно разместиться на ночь. Единственная гостиница выглядит как старое здание, все завешанное какими-то баннерами. Ее, к счастью, обещают полностью перестроить.

На смену этой неказистой гостишке должны прийти трех- и четырехзвездочные отели, среди них по замыслу должны быть и спа-отель, и эко-отель, и ретрит-центр. В общей сложности более 2 тысяч новых мест размещения. Вот этот пустырь, на котором сейчас картинг, планируют полностью застроить.

Превратиться должно вот в такой симпатичный городок. Чем-то напоминает все тот же Роза Хутор.

На саму гору поднимемся попозже, а пока едем осматривать окрестности. Всего тут 15 поселков, каждый из которых обещают привести в порядок и наполнить чем-то особенным – в одном поселке парк аттракционов, в другом – хаски-парк, в третьем – этнопарк, и так далее. Как по мне, так это хороший способ оживить русские деревни, в которых сейчас, к сожалению, разруха и безысходность.

Перемещаться между деревнями можно будет не только на машине: велосипед, снегоход, ролики – вариантов масса. Тут все максимально компактно – от одного поселка до другого всего несколько километров.

Первое, чем активно начала заниматься дирекция проекта – это уборка. Еще зимой на территории кластера было 39 несанкционированных свалок. Они находились прямо в лесу и не убирались годами. Сейчас мусор собирают, и вот в таком виде он ждет на обочине мусоровоза.

Вот вам пример той работы, которая уже проделана – от огромной свалки уже почти ничего не осталось.

Мраморные карьеры. Тут все еще полно мусора, но если сравнивать с фотографиями того, что было на этом месте еще в начале лета, то разница ощутима.

Въезжаем в поселок Висим. До этого лета о том, чтобы подстригать газон, тут никто и не задумывался. А теперь вот поселкам придают парадный вид – траву вывозят мешками, покосившиеся заборы поправляют и подкрашивают, фасады домиков приводят в порядок.

Висим – место, с которого по сути начался горнозаводской Урал. Здесь был первый завод. Если читали «Хребет России» или «Горнозаводскую цивилизацию» Алексея Иванова, то там про Висим рассказано подробно. Так вот тут на основе этого хотят создать парк горнозаводской цивилизации, в котором в развлекательной форме будут знакомить туристов с историей региона, с рабочими Демидова, с последователями Ермака. Возможно даже Алексей Иванов лично поучаствует в разработке парка.

А еще Висим – это родина писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка. Тут и дом-музей его имеется.

«Был на Машуке – любовался, а наш Висим все-таки лучше», - написано на его мемориальном камне. Ровно здесь он сидел и писал, наслаждаясь уральскими пейзажами. Кто был на Машуке, как по-вашему, лучше?

В Висиме сохранилось очень много примеров исторической деревянной архитектуры. Всего тут более 1200 домов, и все, что находятся в неудовлетворительном состоянии, будут восстанавливать. Наконец-то хоть кто-то задумался о том, что классическая русская деревня имеет не меньший туристический потенциал, чем условный Прованс, и подал положительный пример. Может и другие поймут о том, что заботиться об историческом и культурном наследии - это не только благородно, но еще и выгодно.

Встречать гостей тут планируют в специально построенном визит-центре, выполненном в русском стиле.

Рядом с поселками, в самых живописных местах, хотят оборудовать кемпинги и глэмпинги (это тоже палатки, только роскошные – с кроватями и всеми удобствами, по сути отельные номера, но обустроенные прямо на природе).

А вот, пожалуй, самое интересное – оленья ферма.

Несколько сотен редких пятнистых оленей и благородных маралов живут в парке близ посёлка. Привезли их из Алтая. Мало где в России можно этих красавцев увидеть.

Еще один крупный центр кластера – деревня Усть-Утка, одно из первых поселений русских за Уралом. В фильме «Хребет России» Парфенова как раз можно увидеть эти места.

Отсюда начинаются все сплавы по реке Чусовой – на байдарках или сап-бордах.

Памятник «Единению России», на котором высечены фигуры бурлаков, почему-то тянущих барку, хотя на Чусовой барки сплавляли по течению, а не тянули.

Ну и какой туристический кластер без подъема в горы!

Какие завораживающие виды открываются с канатной дороги… Фантастическая природа.

Будет еще круче, когда на вершинах построят вот такие экстремальные смотровые площадки.

В живописных лесных местах планируют соорудить тропы на деревьях.

Само собой появятся эко-тропы и велодорожки, а еще маршруты для конных прогулок и велосипедные MTB-тропы на склонах Белой горы.

Чуть не забыл рассказать про самое главное, а именно все то, что должны сделать для горнолыжников: 30 горнолыжных спусков разных уровней сложности (сейчас их только 5), они смогут вместить до 7500 катающихся одновременно, 5 новых подъемников и самый длинный в России полуторакилометровый зиплайн — на нем можно будет пролететь с самой высшей точки горы вниз.

Сегодня гора Белая – это покосившиеся деревенские домики и ничего вокруг, только поля, леса, да горы. Через несколько лет вся эта огромная пустая территория должна ожить: отели, кафе и рестораны, ярмарки, детские площадки, красивые набережные, торговые павильоны, стоянки для автомобилей и остановки общественного транспорта.

Я много раз показывал вам, как выглядят туристические деревеньки в Литве, Латвии, Швеции, Норвегии и других странах: аккуратные домики, почти в идеальном состоянии, никаких кондиционеров, пластиковых стеклопакетов - люди берегут свою историю, и туристы со всего мира едут смотреть на эту историю. Я все время удивлялся, почему у нас так никто не делает? Свердловская область - первый регион, решившийся сделать это в таких масштабах.

В 2019 году регион планирует вложить в кластер 200 млн рублей, при этом только в инженерную и спортивную инфраструктуру, а во всем остальном — отели, рестораны, развлечения, магазины — создатели кластера рассчитывают на частный капитал. Планы наполеоновские: к 2028 году на «Гору Белую» планируется в общей сложности потратить 45 млрд рублей, а число туристов за 10 лет должно вырасти в 5 раз – до 1,5 млн человек в год.

Интересно, что получится в итоге, учитывая, что примеров таких масштабных проектов по созданию туристических зон в России пока нет. Свердловская область первой решилась пройти этот путь. На картинках выглядит круто. Поедете сюда, когда все будет готово?