July 22, 2019

Шпицберген: почти наш

Ну что, друзья. Начинаю делиться с вами шикарными фоточками Шпицбергена! Но для начала давайте разберёмся, чей он. Формально это территория Норвегии, спору нет, но! Часто можно встретить информацию, что поморы открыли Шпицберген задолго до голландца Баренца. А поморы вроде наши, и получается, что когда европейцы начали наносить архипелаг на карты, мы там уже сто лет как рыбу ловили. Но это открытый вопрос. Всё дело в древесине! Возраст древних поселений археологи устанавливают в том числе и по возрасту древесины, из которой строили дома. И здесь возникают сложности. Так как деревья на Шпицбергене не растут, строили дома из того, что выкинуло море. А с большой земли до Шпицбергена бревно может плыть десятилетиями, а потом ещё столько же валяться на берегу. Благо холодный климат хорошо сохраняет дерево. И получается, что поморы могли изначально свои домики строить из столетних брёвен. Поди теперь разбери, что там было в XV веке. Но всё равно сегодня Шпицберген немного наш. Россия – единственная страна, которая ведёт там постоянную хозяйственную деятельность. Кроме того, мы научили норвежцев уголь добывать. Что бы они без нас делали!

Шпицберген величиной примерно с Костромскую область или Хакасию, но живёт там всего 2,7 тысячи человек, из них примерно пятая часть – русскоязычные (русские и украинцы).

Это не один остров, а архипелаг, состоящий из трёх больших островов, нескольких поменьше и многих мелких. Все населённые пункты находятся на острове Западный Шпицберген, остальные острова необитаемы. Вернее, людей там нет, зато есть множество птиц и белые медведи.

01. Итак, самолёт заходит на посадку! Это аэропорт Лонгйира.

Аэропорт называется Свальбард, как и весь Шпицберген по-норвежски.

Шпицберген – это нидерландское название, которое дословно переводится как "остроконечные горы". "Официальным" первооткрывателем архипелага считается Виллем Баренц, который высадился на нём в 1596 году, хотя и раньше на островах были поселения поморов и викингов.

Баренц был голландцем, и название Шпицберген использовалось большинством стран до 1925 года, когда норвежцы переименовали его в Свальбард. Теперь во всём мире эта территория известна именно как Свальбард, а Шпицбергеном архипелаг называют голландцы, немцы и русские (и немного норвежцы по старой памяти). Что касается русских поморов, то когда-то они называли эти острова Грумант. Скорее всего, поморы подслушали у викингов название Гренландии и переделали его по-своему. Имя Грумант носил один из советских шахтёрских посёлков Шпицбергена, но он заброшен уже более полувека.

02. На часах уже давно за полночь, но сейчас же полярный день, так что относительно светло. Народ выгружают прямо на перрон. Тут надо сказать, что авиакомпания SAS с каждым годом сваливается в полнейшее говно. Сервис как в дискаунтере каком-нибудь, а билеты стоят столько, будто это "Эмирейтс". Всё-таки скандинавы в своей демонстративной аскетичности и жлобстве иногда перегибают палку.

03. Чтобы народ сразу понял, куда прилетел, прямо в аэропорту стоит чучело белого медведя. Дальше изображения и чучела белых медведей будут на каждом шагу. Всё-таки других героев на Шпицбергене нет.

04. Аэропорт маленький, но современный. Зал получения багажа объединён с залом регистрации. Несмотря на то, что мы вылетели из Осло и получили выездные штампы в паспорт, на Шпицбергене никто не проверяет документы. То есть формально мы хрен пойми где. Ещё интересно, что в аэропорту висит реклама проката машин. Я так и не понял, кому может прийти в голову арендовать машину на острове, где нет дорог.

Аэропорт Свальбард – самый северный в мире аэропорт, откуда и куда совершаются регулярные рейсы. Он печально известен тем, что в 1996 году здесь разбился российский самолёт Ту-154М "Внуковских авиалиний". Лайнер заходил на посадку в Лонгйир, но врезался в гору Опера на подлёте к аэропорту. Погиб 141 человек – это крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории всей Норвегии.

Сегодня в Свальбард есть регулярные рейсы из Осло и Тромсё, чартером можно прилететь из Парижа или Цюриха. Между норвежскими посёлками Шпицбергена летают маленькие самолёты Dornier Do 228 (да, у норвежцев даже тут три аэродрома), а из Баренцбурга (главный русский посёлок Шпицбергена) можно прилететь на вертолёте компании "Арктикуголь".

05. До города предлагают доехать за 130 крон (1000 рублей). Тут надо учитывать, что до города можно дойти и пешком (4 км всего). Интересно, а наценка 40% за ночь работает во время полярного дня? ;)

06. Прямо на выходе из аэропорта знак. До Москвы – 2611 км. Наши ребята прилепили наклейку с триколором. Здесь же знак "Осторожно, белый медведь". Знак официальный, всего их 3 у норвежцев и 1 у русских. Но об этом мы поговорим в следующих постах.

07. Белые медведи – это реальность, поэтому за пределы посёлка нельзя выходить без оружия. В идеале медведя надо испугать светошумовым патроном. Но медведь не всегда пугается, поэтому в случае нападения в него стреляют. Именно так в магазинах и появляются шкуры белых медведей. У всех местных обязательно есть оружие, и все с ним ходят. На некоторых магазинах висят знаки, что с оружием нельзя. На входе стоят оружейные сейфы, куда можно спрятать винтовку, пока покупаешь еду.

08. Это столица и крупнейший город, Лонгйир. На нём мы подробнее остановимся в следующих постах. Пока можно сказать, что это самый северный в мире населённый пункт, где постоянно проживает более 1000 человек. Тут живёт две трети обитателей всего Шпицбергена.

09. Типичная для Норвегии застройка

10. Летом снег сходит, и повсюду остаются валяться снегоходы. Снегоход тут – главный транспорт, без него зимой никак. Так как автомобильных дорог нет, зимой все катаются на снегоходах, а летом на катерах. Кстати, интересная тема с бухлом. Понятное дело, что пьяным за руль садиться нельзя. Летом проверяют только водителя, а вот зимой всё строже: на снегоходе трезвым должен быть и водитель, и пассажир. Знаете, почему? Потому что в машине видно, кто водитель. А на снегоходе хрен поймёшь, кто за рулем, и есть риск, что бухой водитель может поменяться с пассажиром при виде инспектора.

11. На отвесных склонах – брошенные шахты.

Почти сразу после открытия Шпицберген стал одной большой базой китобоев или, если хотите, охотничьим угодьем. Европейцы (и русские тоже) приезжали сюда, чтобы добывать китов, тюленей, моржей, песцов и даже белых медведей. Это была главная функция архипелага, пока в начале XX века тут не нашли уголь. Добычу начали сразу несколько иностранных компаний, включая русскую и американскую. Американцев представлял Джон Лонгйир, в честь которого теперь назван крупнейший город Шпицбергена.

Долгое время Шпицберген никому не принадлежал. В 1920 году был подписан Шпицбергенский трактат, по которому над архипелагом устанавливался суверенитет Норвегии. При этом все государства могли эксплуатировать его ресурсы (включая водные, то есть разрешалось рыболовство и китобойный промысел), но никто не имел права создавать тут военные базы. В 1925 году Норвегия объявила Свальбард собственностью короны.

СССР начал добычу угля на Шпицбергене в 1930-е, и к началу Второй мировой советских граждан на островах было в два раза больше, чем норвежских. Русскоязычное население архипелага преобладало до середины 90-х. Кстати, Советский Союз очень хотел открыть тут военную базу, но норвежский парламент (Стортинг) всякий раз эту инициативу отклонял.

В 2010 году Россия и Норвегия провели демаркацию границы в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Россия вполне себе признаёт Шпицберген норвежской территорией, но при этом хочет наращивать своё присутствие на архипелаге.

Большинство шахт оскудело ещё к 70-м годам XX века, и Шпицберген постепенно перестроился на обслуживание туристов и учёных.

12. Раньше тут вели добычу угля. Когда Шпицберген только открыли, добыча угля была актуальной темой. Но сегодня, с точки зрения экономики, это совершенно бесполезное, а иногда даже убыточное занятие. Но и Норвегия, и Россия продолжают добывать уголь, чтобы иметь возможность присутствовать на Шпицбергене. Вот так человек сначала придумывает какие-то странные правила, а потом по ним играет.

13. Заброшенные шахты и инфраструктуру никто не демонтирует. Всё просто гниёт себе спокойненько, радуя туристов. Вот, к примеру, старый сортировочный пункт.

14. Русские в основном делают узкоколейки и перевозят уголь в вагонетках. А норвежцы строят канатные дороги. Их до сих пор много сохранилось.

На Шпицбергене не действует право собственности. Здесь нельзя купить дом или земельный участок, его можно только арендовать. При этом кто угодно может приехать сюда работать. Как я уже говорил, виза сюда не нужна, хоть это и норвежская территория.

15. Говорят, это последний частный дом на архипелаге. Здесь живет норвежец, который помогает всяким киношникам организовывать съёмки.

16. Посмотрите, как сделаны лавочки у чувака. Он распилил вагонетку! На ней написано "СССР" (да, у норвежцев вагонеток же не было), на второй вагонетке написано "Горловка". Неужели с Донбасса привезли сюда?

17. Суровый северный дизайн

18. У норвежцев повсюду столы, лавочки и грили.

19. Зимой все катаются на снегоходах, а летом на квадроциклах. Правда, на квадроцикле далеко не уедешь всё равно.

20. Ещё есть вариант прокатиться на таком вот собакомобиле.

21. Обратите внимание, что у чувака на квадроцикле есть специальный кейс для ружья.

22. Потрясающие виды

23. Река

24. Обычная жизнь

25. Сейчас на Шпицбергене занимаются в основном научными исследованиями и зарабатывают на туризме.

26. В Лонгйире находится Всемирное семенохранилище – банк семян всех культурных и некоторых диких растений мира, основная задача которого – сохранить образцы семян на случай глобальной катастрофы вроде ядерной войны.

27. Главный зверь тут – собака. Они живут на специальных фермах.

28. Каждой собаке выделяют домик.

29. Собаки невероятно милые и общительные. При виде человека начинают прыгать и пытаться играть с ним.

30. На ферму можно приехать, чтобы пообниматься с собаками. А можно даже взять их и пойти погулять. Так как собака ездовая, она тебя тянет за специальный пояс.

31. ЧТО ТЫ ЗАДУМАЛ?

32. Ну смотрите, какая милашка!

33. Напоминаю, что собаки намного круче котов.

34. В конце 80-х норвежцы ввели запрет на домашних кошек на Шпицбергене, опасаясь, что те одичают и будут распространять бешенство. Но как минимум один кот всё-таки есть. Кот рыжий и, разумеется, русский, зовут его Кеша. По легенде, по норвежским документам он проходит как песец. Он ничей, но иногда приходить ночевать к кому-нибудь домой. Говорят, что как песец он дерётся с другими песцами, поэтому у него вся морда в шрамах. Журналисты видели в Баренцбурге и других кошек, но популярнее Кеши никого нет. Зато в норвежских посёлках кошек действительно не встретить, только собаки.

35.

36. Катание на собаках

37. Местные девушки выгуливают собачек

38. Ещё тут много оленей. Олени относительно непугливые и даже подпускают к себе.

39. Жизнь на Шпицбергене

40. Домики.

41. Деревьев тут нет совсем: просто не растут. Климат по арктическим меркам довольно мягкий благодаря Гольфстриму, но для деревьев этого недостаточно. Самые тёплые месяцы – июль и август, воздух в июле прогревается максимум до 7 градусов. В остальные месяцы температура минусовая. Если вы гуляете по берегу и видите брёвна, то их не просто прибило морем – они приплыли издалека.

42. Зато много льда!

43. Жилище интроверта...

44.

45.

46. Если вы не любите людей, то на Шпицбергене вам точно понравится.

47.

48. Дом хранителя маяка

49. В столичном порту иногда тесно от яхт. Сюда приходят суда из Европы, кроме того, есть всякие круизы между Исландией, Шпицбергеном и Землёй Франца-Иосифа.

50. Наши тоже пытаются развивать туризм, в 2015 году в Баренцбурге даже открыли центр арктического туризма "Грумант", но структурно это всё ещё подразделение ФГУП "Арктикуголь", которое субсидируется государством. Частного российского бизнеса на островах практически нет.

51. Круизный корабль

52. Жизнь на краю света

53.

54. Сегодня более 80% территории Шпицбергена – заповедники и национальные парки.

55.

56.

57. Кстати, благодаря уникальному климату древесина и другие строительные материалы на Шпицбергене очень хорошо сохраняются. Некоторые заброшенные здания выглядят почти как новые.

58. Проблема в том, что в таком климате сохраняется не только дерево, но и трупы: они толком не разлагаются и привлекают белых медведей. Поэтому мертвецов отправляют на большую землю, где и хоронят. То же самое происходит с тяжело больными или ранеными людьми. Так что если вас за жопу укусил белый мишка и вас срочно отправляют со Шпицбергена в Норвегию, дело дрянь.

59. Роддомов здесь тоже нет, поэтому на Шпицбергене ходит присказка по то, что "тут нельзя ни родиться, ни умереть".

60. Хотя бывают и исключения. Вечером пошёл бродить по холмам и случайно наткнулся на могилу какого-то нашего чувака. Никто не знает, кто это.

Забавно, что в Баренцбурге есть православная домовая церковь (расположена она в Доме культуры) и православная же деревянная часовня, но к ним не прилагается поп. Попа РПЦ несколько раз в год специально завозит с большой земли. В остальное время за верующих отвечает не православный поп, а лютеранский – настоятель Свальбардской церкви в Лонгйире.

61. Погода на Шпицбергене может испортиться в любой момент.

62.

63. Как думаете, что это?