July 4, 2019

Новая набережная в Нью-Йорке: хотели бы такую в свой город?

Как мы знаем, водоём – самое ценное, что может быть в городе. Раньше ценность воды была исключительно утилитарной, реки и моря использовались как транспортные артерии, города развивались вокруг портов, вода была важным ресурсом для сельского хозяйства и промышленности. Но сегодня всё чаще речь заходит о качестве жизни. И здесь реки, озёра или море вновь играют важную роль. Человеку приятно гулять вдоль воды! Вода дарит прохладу жарким летом, вода успокаивает, вода радует глаз. Если у вас в городе есть вода – вам очень повезло. Дело за малым: сделать хорошую набережную.

Вот тут обычно и возникают проблемы. Что такое хорошая набережная? Что может быть на набережной? Какие активности? В России обычно делают просто несколько километров плитки, на которой могут расставить кафе и шашлычные. Если очень повезёт, то будет прокат лодочек, может быть цветастая детская площадка, батуты, что ещё? Всё?

Давайте посмотрим, как делают американцы. Недавно в Нью-Йорке открыли просто шикарный Бруклин-Бридж-парк – это большой отрезок набережной пролива Ист-Ривер.

Тот самый случай, когда у американцев есть чему поучиться.

Когда-то тут была портовая зона, но в 2008 году началась её обширная реконструкция. Как вы уже догадались, парк получил название в честь Бруклинского моста, потому что его часть оказалась прямо под ним. Два небольших парка между Бруклинским и Манхэттенским мостами, Эмпайр-Фултон-Ферри-парк и Мэйн-Стрит-парк, вошли в состав новой набережной – в итоге получилась зелёная полоса вдоль пролива длиной 2,1 км.

Раньше здесь были паромные пристани, в XIX веке началось строительство кирпичных складов. Когда были построены мосты через Ист-Ривер, необходимость в паромном сообщении отпала.

Набережная стала терять своё значение, особенно после того, как её отрезала от города автомагистраль Бруклин – Квинс. С 1950-х власти начали сносить старые склады, зато построили 6 больших пирсов для приёма грузовых судов. Надолго жизнь промзоны продлить не удалось, и с середины 80-х пирсы были по сути бесполезны.

Идея разбить парк на месте бывших причалов и складов возникла ещё в 1985 году. Администрация порта Нью-Йорка собиралась продать эту территорию девелоперам, чтобы те застроили всё жилыми домами, но организации Brooklyn Bridge Park Coalition удалось отбить будущий парк.

Первый генеральный план Бруклин-Бридж-парк был опубликован в 2000 году, но потом его несколько раз переделывали. В итоге выбрали вариант американского бюро Michael Van Valkenburgh Associates, которое специализируется на ландшафтном дизайне.

Сегодня Бруклин-Бридж-парк разделён на 11 участков, каждый из которых отличается от других дизайном и функциями. Работы велись более 10 лет, сейчас парк готов на 90%. Сам Марк ван Валькенбург говорит, что в парке главное – река. Соответственно, важно было дать людям доступ к ней.

01. Как таковой набережной раньше не было. Но была прогулочная зона на вершине холма, с которой открывался прекрасный вид на Манхэттен, главное было не смотреть вниз. Потому что внизу были шумные дороги и промзона.

02. Вот так вся эта красота выглядит снизу. Три (!!!) уровня дорог, и только на 4-м та самая прогулочная зона (она известна как Бруклинский променад). Что делать в такой ситуации?

03. Первым делом проектировщики решили отгородиться от дороги. Для этого сделали натуральный земляной вал!

04. Весь парк теперь отделён от дороги высоченным валом, который густо засадили растениями. Это позволило практически полностью убрать шумовое загрязнение от дороги. Теперь, когда находишься в парке, дорогу не видно и не слышно. Очень круто.

05. Вал идёт вдоль всего парка.

06. A Better Way – это организация жителей Бруклина, состоящая исключительно из волонтёров, которые выступают против строительства шестиполосной магистрали Бруклин – Квинс (Brooklyn–Queens Expressway) через их район. Фактически этим шоссе власти Нью-Йорка собирались заменить променад Бруклин-Хайтс – верхний участок набережной Ист-Ривер, и местным жителям это очень не понравилось. Сейчас дорога проходит под променадом. A Better Way предложила несколько альтернативных вариантов, например упаковать шоссе в тоннели под парком, но не факт, что Дептранс Нью-Йорка пойдёт навстречу бруклинцам, потому что это очень дорого.

07. Крутая навигация. Тут есть план парка, список правил, а также обозначения основных точек притяжения. На каждой пластине написано, сколько минут пешком идти то той или иной точки.

08. В парке есть две площадки для собак, которые открыты с 6 утра до 11 вечера. Во всех других зонах с ними можно гулять на поводке. При этом собакам нельзя гулять на спортивных и игровых площадках и даже на газонах. А мы начнём с конца. Это 6-й пирс, который отдали детям. Его очень густо засадили растениями, фактически сделав настоящий лес, в котором на разных полянках расположили детские площадки.

09. Когда ходишь по пирсу, то не видишь, что происходит рядом, настолько густая растительность.

10. Это часть так называемой Водной лаборатории – участка Пирса №6, где дети (и взрослые) могут играть с водой. Опять же, отсюда не видны соседние площадки, которые расположены буквально в нескольких метрах!

11. Большая детская площадка. Вместо цветастых пластиковых городков – простые деревянные конструкции. Кстати, хорошая тема с платформами: на них можно не только сидеть, но ещё и удобно складывать вещи.

12. Крутая горка

13. На площадках создали рельеф, так что горки выглядят очень естественно.

14. Каждая игровая зона утопает в зелени. Всего в парке высажено более 400 видов растений.

15. Это качели для совсем маленьких.

А теперь посмотрите, как всё это выглядит сверху! Тут хорошо видно, сколько разных площадок уместили на пирсе, но из-за густой зелени такая плотность не мешает.

16. Некоторые части парка представляют собой просто газоны с видами на Манхэттен или другие части Нью-Йорка. Они так и называются: Bridge View Lawn, Harbor View Lawn и т.д. Газоны расположены на концах пирсов, чтобы с них открывался вид на Манхэттен.

Вот тут видны пирсы и их функциональное зонирование. Сейчас мы по всем пройдёмся.

17. На пирсах есть сразу несколько площадок для пикника. Сюда можно приехать со своим грилем и пожарить мясо. Единственное ограничение – ничего не жарить после 10 вечера.

18. На Пирсе №5 постелили сразу три футбольных поля.

Около полей есть туалеты, кафе, зонтики и столы для зрителей, а также ещё 2 детские площадки!

19. Вот так это выглядит. Обратите внимание на крышу кафе, они её тоже засадили деревьями.

20. Лодочные причалы

21. Судя по расписанию парка, каякеры постоянно проводят тут какие-то мероприятия.

22. А это большие общественные грили. Можете себе такое представить на набережной Москвы-реки? Народ сюда приходит отдыхать и жарить мясо.

23. Пляж как таковой в парке только один, возле Пирса №4, и то он довольно куцый. Но кто-то умудряется здесь загорать.

24. Пирс №3 – это большая зона с лужайками!

25. Благоустройство. Кстати, раз или два раза в неделю газоны закрывают для посетителей, чтобы трава лучше росла. Тут много газонов просто с брёвнами. Сюда можно прийти на пикник, просто отдохнуть в тишине или поиграть на траве. Опять же, зонирование сделано так, чтобы люди друг другу не мешали.

26. На краю пирса сделали бетонный "газон", где можно кататься на велосипеде или роликах, рисовать что-то мелом.

27. Для велосипедистов есть пара ограничений: во-первых, перемещаться в парке можно только по дорожкам, во-вторых, пристёгивать велосипед можно только к велопарковке, к забору или лавочке запрещено.

28. На каждом пирсе очень много уединённых мест! Посмотрите какой крутой дизайн уличной мебели тут.

29. Для детей тут сделали ещё зеркальный лабиринт.

30. Среди зарослей есть детская площадка, где для оформления использовали различные элементы бывшего порта.

31. "Спортивный" Пирс №2. Тут есть площадки для баскетбола и гандбола, а также для игры в бочче и шаффлборд. Кроме того, тут можно найти обычные тренажёры и каток для роллеров.

32. Чтобы дождь не мешал, тут все площадки под навесами.

33. Столы для настольного тенниса, а за ними баскетбольная площадка. Вообще, ставить столы для настольного тенниса на открытом воздухе, да ещё и на набережной, где всегда сильный ветер, – странная идея. Логичнее было как раз их убрать под навес.

34. Фитнес-зал

35. Тут сразу 6 баскетбольных площадок, где периодически проводятся мастер-классы для детей и подростков.

36. А ещё тут есть хоккейная коробка, но летом она не работает.

37. Почти все газоны открыты, закрывают только растения, по которым нельзя ходить, и газоны, которые восстанавливаются.

38. Газоны выглядят просто шикарно. Идеальная очень густая трава! Редко где такое встретишь.

39. Столы и стулья для пикников есть буквально везде. Не бывает такого, что идёшь километр, а присесть некуда. Это парковая зона на границе с трассой. Обратите внимание, что трассу совсем не видно за растениями! И не слышно.

40. Это большой туалет, информационный центр и склад для лодок.

41. Прямо рядом с парком построили жилой дом (Pierhouse at Brooklyn Bridge Park).

42. Пишут, что все квартиры там уже распроданы. Цены начинались примерно с $2,5 миллиона. Как и вся набережная, дом утопает в зелени. На крышах высадили взрослые большие растения.

43. Смотрите! Всему этому несколько лет, а выглядит так, словно это старый лес.

44. Вход в дом тоже через заросли. Вот она, зелень в большом городе!

45. Благоустройство около дома

46. На заднем плане виден новый отель 1 Hotel Brooklyn Bridge. Кроме всего прочего тут сделали болото.

47. Ближе к мосту парк местами похож на лес. Ещё раз напоминаю, что это всё молодое благоустройство.

48. Вот он, Бруклинский мост.

49. Под мостом и за ним сделали более традиционную набережную. Но деревянная "палуба" крутая.

50. Ограды тут стилизованы под ванты моста.

51. Некоторые кирпичные склады ещё сохранились. По зданию на переднем плане не очень понятно, новострой это или просто свежий ремонт. Раньше тут был заброшенный район, а теперь очень крутое место, где всегда много людей.

52. Интересное мощение

53. Манхэттенский мост и бывший Мэйн-Стрит-парк, который стал частью единого пространства набережной.

54. А это Empires Stores – торговый центр, ставший новым символом Бруклина!

55. На самом деле это огромный склад XIX века, один из последних, сохранившихся на Ист-Ривер. Долгое время он стоял заброшенным, пока в 2013 году его не решили обновить и переделать в торгово-офисный центр.

56. Теперь тут очень крутой фудкорт.

57. Это одна из главных точек притяжения района, которая заодно связывает Бруклин-Бридж-парк с окружающими кварталами.

58. Историческая карусель, построенная ещё в 1922 году. Сначала она стояла в парке развлечений в Янгстауне (штат Огайо), но в 1984-м парк закрылся, карусель продали на аукционе, и новые хозяева перевезли её в Нью-Йорк на реставрацию.

59. В 2011 году для неё построили защитный павильон и открыли для публики. Кстати, это единственная карусель в США, которая получила статус исторического памятника.

60. Благоустройство на террасе Empires Stores

61. Вид на Манхэттен и Бруклинский мост с верхних этажей

62. Можно набрать в торговом центре еды и сидеть на открытой террасе.

63.

64. Как вам такая набережная? Как думаете, могло бы появиться подобное в Самаре или Нижнем Новгороде?

65.

66. Немного грустного. Враги Нью-Йорка построили огромный небоскрёб, который испортил весь вид, скрыв опору Манхэттенского моста (

67. Но всё равно с террасы тут открываются просто шикарные виды.

Кстати, это не единственная реконструированная промзона в Нью-Йорке. Недавно я рассказывал про Домино-парк в районе Уильямсбург. Принципы примерно те же, но масштабы куда скромнее:

Подписаться на канал

Учитесь делать набережные, друзья!