Чему нам стоит поучиться у американцев



Чему стоит поучиться у американцев? Демократии? Свободе слова? Независимым судам? Честным выборам? Не смешите меня!

Сегодня мы будем учиться у американцев проектировать улицы!



Начать я бы хотел с небольшого городка в Калифорнии. Я даже не помню, как он называется. Просто ехал по трассе, и безумно захотелось настоящего американского брискета и рёбрышек. Захожу в Yelp (на всякий случай – это лучшее приложение для выбора ресторанов в США и Европе, в России не работает), ввожу BBQ и прокладываю маршрут до ближайшего заведения. И что вы думаете? Я сразу позабыл про чувство голода! Потому что я попал на совершенно новую улицу! Это было чудо, я словно нашёл оазис в пустыне! Сразу скажу, это не дорогущая улица в центре, поэтому не надо смотреть на то, что вместо плитки тут простой бетон. Смотреть надо на принципы проектирования. Итак, начнём!

01. Никаких проводов, все провода убраны под землю. Велодорожка выделена ярко-зелёным цветом, так везде в США. В той зоне, где велодорожка подходит близко к тротуару, применяют грубую брусчатку, чтобы зазевавшийся пешеход одумался и остановился. Бордюра тут нет, потому что велодорожка поднимается на уровень тротуара – на следующей фотографии поймёте, почему.


02. Это очень показательный момент перед автобусной остановкой. Посмотрите, как велодорожка уходит с обочины дороги за остановку! Здесь же высадили взрослые деревья.


03. А вот, собственно, остановка. Велодорожка идёт за ней, чтобы, когда подходит автобус, велосипедисты не мешали пассажирам.


04. А вот это самая главная особенность проекта! Посмотрите, как они сделали ливневую канализацию. "А где тут ливневая канализация?" – спросите вы? А-ха-ха-ха, сейчас расскажу!


Итак, немного теории.

Вода – главный враг города. Ещё древние говорили: "Губит улицы не водка, губит улицы вода!" Вода разрушает любое покрытие, вода размывает дороги, является причиной ям, обвалов, развалов и прочих разъёбов. Поэтому задача любого проектировщика – максимально защититься от воды. А если защититься от воды нельзя, воду надо как можно быстрее увести.

Как это сделать?

Самый простой способ – чтобы вода ушла сама. Для этого нужен уклон. Хорошо, если у вас есть рельеф, и вода сама под действием силы тяжести проваливается в ад. Например, так отводят воду с крыш домов. Тут всё понятно.

А что делать, если рельефа нет?

Тогда воду надо куда-то собирать и дальше всё равно отводить. Самый простой способ – придорожная канава или арык, или как угодно назовите. Такое делают в деревнях или на второстепенных улицах. Такие канавы делают на трассах, чтобы вода как можно скорее уходила с дороги.

Но в центре города канавы занимают слишком много места. Кроме того, они неудобны, их сложно чистить, так как в них попадает много постороннего мусора. И тут придумали сделать ливневую канализацию!

Тут ничего необычного. Коллекторы для воды прокладывают под улицами, дальше они естественным образом вливаются в какие-нибудь подземные реки, и потом всё это добро выбрасывается в озеро или реку. Как устроен подземный мир, все знают по мультику "Черепашки-ниндзя".

Но строить ливневые коллекторы очень дорого, поэтому в России на эту мелочь забивают. В советское время строили, а сейчас практически никогда. Можете приехать в новый район и поискать решётки ливневой канализации. А-ха-ха-ха! Скорее всего, их не будет.

Но и с традиционной ливнёвкой есть проблемы.

1. Она очень дорогая.
2. В неё попадает всякий мусор вроде песка, бычков, листьев, которые со временем забивают трубы, поэтому диаметр труб должен быть большим. Кроме того, не очень круто, чтобы всякие бычки и бумажки с дождевой водой уносились в реки. Не экологично!
3. Во время ливня в ливнёвку поступает очень много воды. Чтобы не было подтопления, пропускная способность такого коллектора должна быть достаточно большой. То есть ливнёвка должна быть рассчитана на экстремальные нагрузки.


Есть ещё один вариант!

На улице, где нужно отводить воду, делают бетонные бассейны. Их засыпают гравием и землёй, а затем там высаживают специальную траву, которая любит воду. Во время дождя вода отводится не сразу в ливневую канализацию, а в эти резервуары.

В резервуарах делают водоприёмник, который расположен выше уровня земли. То есть вода в него будет поступать только в случае переполнения резервуара. Кроме того, всё говно вроде песка, окурков и листьев остаётся на дне резервуара и не попадает в водоприёмник.

Такая система теоретически справляется с обычным дождём без переполнения. Если дождь небольшой, вода просто собирается в резервуарах, а потом испаряется и поглощается растениями.

Если же ливень сильный, вода медленно уходит в коллектор по трубам.

Плюсы такой системы:

1. Красиво, вдоль дороги растёт травка.
2. Недорого, так как в такой системе можно делать трубы небольшого диаметра.
3. В коллектор не поступает мусор и песок, как в случае с обычной ливнёвкой.

И подобные решения сегодня часто можно встретить в США.

05. Смотрите, какая красота!


06. Это резервуары для сбора дождевой воды.


07. Вода в них поступает с дороги через разрывы в бордюре (дорожники настаивают, чтобы я называл бордюр "бортовым камнем"; но я не буду).


08. Вот, собственно, водоприёмник. В него попадает вода только когда бассейн начинает переполняться.


09. Аналогичные системы делают на газонах! В России я вообще не видел, чтобы кто-то думал об отведении воды с газонов.


10. На пешеходных переходах не всегда можно сделать островок безопасности (хотя можно было и сделать). Если совсем не вышло, то ставят специальный знак, чтобы водители были внимательнее.


11. Со знаком, кстати, хорошая идея и недорогая. Интересно, можно ли у нас такое внедрить? Пока видится проблема уборки улицы зимой.


12. Пешеходные переходы у американцев не идеальные. Можно было и уровень приподнять, и островки безопасности сделать. Хорошо хоть про безбарьерную среду не забывают.


13. Парковка для мотоциклов


14. И тут я вспомнил, что пришёл за брискетом и рёбрышками! На фудкорте крутое кафе из морского контейнера и очень мило сделаны детские столики. Не видел такого раньше.


15. Дизайн


16. Вы даже не представляете, насколько это вкусно. Смотрю сейчас на фото, и желудок просит купить билеты в Техас!


17. Ладно, едем дальше. Это новый шикарный ТПУ в Сан-Франциско. С ним произошёл косяк. Его сначала открыли, потом закрыли...


Называется он Salesforce Transit Center (также известен как Transbay Transit Center). По сути это огромный автовокзал, который должен будет обслуживать Область залива Сан-Франциско. Раньше на его месте был старый вокзал, но в 1989 году он был повреждён землетрясением Лома-Приета.

Фото: Michael "Bink" Knowles / Wikimedia

Его решили не восстанавливать, а построить новый большой ТПУ. Строительство началось в 2010 году, а в 2018-м автовокзал открылся.

Фото: Dezeen


Фото: Dezeen

Общественный транспорт подъезжает к нему на нулевом уровне, а платформы для междугородних автобусов расположены на втором этаже.


Вторая стадия развития ТПУ предусматривает строительство подземной станции для электричек Caltrain и скоростных поездов несуществующей (пока) железной дороги California High-Speed Rail.


Терминал очень длинный, почти полкилометра. Фасад покрыт узорчатыми алюминиевыми панелями.


Главной особенностью Salesforce Transit Center должен был стать парк на крыше, но он же (а вернее, ошибки в расчётах) его чуть не погубил.

Фото: Wikipedia

Проработал автовокзал буквально месяц. В сентябре 2018 года в двух стальных балках, поддерживающих парк на крыше, нашли трещины, и ТПУ закрылся на ремонт. В мае этого года балки отремонтировали, но ещё больше месяца автовокзал приводили в порядок. Кстати, доступ к парку обещали открыть сегодня, 1 июля. Сам ТПУ должны вернуть пассажирам к концу месяца.

Фото: Dezeen

18. Въезды для общественного транспорта. Сейчас они все перекрыты.


19. Остановки


20. Троллейбусные провода проложили по специальным желобам.


21. Сейчас все двери закрыты, и войти в терминал невозможно.


22. Можно только через окна полюбоваться огромным залом.


23. И шикарным полом.


24. Лавочки-клумбы


25. Около ТПУ есть большая зона с боксами для хранения велосипедов. Хранение платное.


26. В Штатах начали ставить три вида мусорных баков. Раньше было два – только для перерабатываемого мусора и для обычного. Теперь для органического мусора ставят коричневые баки с надписью Compost. Под "компостом" понимаются в том числе объедки – банановая кожура, огрызок яблока, недоеденный кусок пиццы и т.д.


27. Новый мост, по которому автобусы будут заезжать на второй этаж ТПУ.


28. Стрит-арт


29. Трамвайная система в Сан-Франциско называется Muni Metro. Несколько лет назад город закупил для неё новые вагоны Siemens S200, они вышли на линии в 2017-м. Скорость такого трамвая – до 80 км/ч, а перевезти он может до 203 пассажиров (видимо, в другой компоновке).


30. Благоустройство


31. Модная городская скульптура. Кстати, как вы относитесь к современной скульптуре?


32. Это "Человеческая конструкция" Джонатана Борофски – 11-метровая инсталляция, собранная из стальных окрашенных фигурок. Всего здесь 62 фигуры (каждая из них в человеческий рост), они формируют 5 цилиндрических башен. Семь фигур остались неокрашенными – просто оцинкованная сталь.


33. Не, ну милахи же!


34. Давайте теперь посмотрим, как благоустраивают улицы в районах с богатыми домами.


35. Стандартная приствольная решетка.


36. Но часто в США вокруг деревьев высаживают диковинные растения. Получается очень красиво


37. Везде разные


38.


39. Вместо цветочного горшка.


40. Летом некоторые парковки вдоль улиц отдают горожанам, и получаются временные общественные зоны – парклеты. Зачастую парклет – это деревянная платформа, которую монтируют на одной высоте с тротуаром. На ней могут быть скамейки, клумбы, обеденные столики и/или шахматные столы, велопарковки, тренажёры, качели и так далее. Парклет может быть исключительно сезонным или относительно постоянным, но в любом случае это не капитальное строительство, поэтому стоит он значительно дешевле, чем "полноценное" общественное пространство с плиткой.


41. Первые парклеты появились в Сан-Франциско ещё в 2010 году. Как правило, парклеты создаются для пассивного отдыха, хотя ничто не мешает поставить там тренажёры, баскетбольное кольцо, стол для настольного тенниса или, скажем, повесить мишень для дартса. Правда, первый опыт с устройством велотренажёров на парклете в Лос-Анджелесе был провальным: ими почти никто не пользовался. Кроме того, парклеты способны по крайней мере в летний период решить проблему узких тротуаров. Когда есть парклеты, вся ширина пешеходной зоны может использоваться для передвижения прохожих, а зоны отдыха можно смещать как раз на бывшие парковочные места. Подробнее о парклетах читайте тут.


42. В Сан-Франциско таблички с названиями улиц часто вмонтированы прямо в тротуар. И смотрится круто, и ориентироваться очень удобно.


43. Шикарный столб


44. Ремонт


45. Тактильную плитку в США, как и у нас, иногда красят в жёлтый цвет. По-прежнему непонятно, зачем это нужно.


46. Под знаком надпись: "Уступай пешеходам на поворотах".


47. Выделенная полоса для общественного транспорта здесь не справа, а посередине улицы. Не очень понятно, с чем это связано. Видимо, чтобы автомобилистам легче было парковаться.


48. Интересная ограда в виде занавеса


49. На столбах можно встретить ящички специально для сигаретных бычков. Их потом отправляют на переработку.

Избранные записи из этого журнала


Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 155
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
К сожалению, так сложилось, что большая часть населения мира живет в полной ж..пе. Лишь незначительной доле стран удалось развиться до такого уровня, который позволяет уделять внимание мельчайшим сторонам жизни, формирующим комфортную среду (включая покупательную способность, качество медицины и т.д.) и гарантирующим надежную работу инфраструктуры. Индусы, нигерийцы, бразильцы, аргентинцы, русские - всем нам еще только предстоит пережить вхождение в число цивилизованных стран :(
Индусы срут себе под ноги и скидывают трупы людей в реку. Африканцы, живя в нищете, ебутся в режиме 24/7, потом показывая гуманитарным миссиям что им нечем кормить детей, которые вырастут и будут ебаться в режиме 24/7. Россияне бухают почем зря и голосуют поколениями за доброго вождя из телевизора, который обещал светлое будущее. Объединяет все эти примеры одно - всех всё устраивает. А элиты тут ни при чём.
Элиты к ним не Марса прилетели. Индия представляет из себя помойку не потому, что элиты плохие. Элиты там как раз с отличным британским образованием и понимают, в какой клоаке живёт их страна. А вот полтора миллиарда полуживотных, которых устраивает родная грязь, не переобучаются без "железной руки".

Классическая история Сингапура, как Ли Куан Ю отучил своих ребят от практики взимания бакшиша. Пришлось силой вбивать в головы, что у нормальных людей бакшиш - это взятка и считается негативом.
Обратите внимание, что до революции наши города были вполне европейскими. По крайней мере центры. Сравниваешь фотки - не отличишь иной раз. И до 50-х годов люди старой культуры строили очень прилично. Тот же послевоенный Севастополь...
А с 60-х что-то пошло не так
Во всем мире классика в это время (а где-то и раньше, в 50-х) умерла. В той же Америке начались не очень хорошие времена для исторических центров городов, а в Германии массово уничтожали пережившие войну монументальные здания времен кайзера (по политическим причинам). У нас же случился Хрущ, помноженный на низкое качество жилья для большинства при Сталине (в основном бараки без удобств), шапкозакидательство, ориентацию на неудачные эксперименты французов (у которых обнаружилась тяга к стандартизации еще со времен Хаусмана) и авторитаризм управления (с разгромом Академии архитектуры).
Какая классика? Классика не с Древним Римом помре?
Поездил по Европе, и не заметил что там были "не очень хорошие времена для исторических центров городов".
Германию так союзники разбомбили, а где не бомбили - там чудесные города. Но и восстанавливали разрушенные города очень неплохо.
Во Франции да, были неудачные эксперименты, но на окраинах городов как правило.

Как не притягивай за уши свою теорию, но до Россиюшки им всем далеко.
Как начали "крепкие хозяйственники" разрушать наши города при позднем совке, так только обороты набирают!
Раньше они коммунистами были, потом демократами, теперь едроснёй.... протом эти же мудаки станут ревностными сторонниками Навального...
А по сути ничего не поменялось, и не будет меняться с этими людьми.
Без люстраций собственно ничего и не поменяется.
Надо очень узко понимать слово классика, чтобы ограничивать ее Римом. Я под словом классика подразумеваю ВСЮ довоенную архитектуру (скорее для простоты и удобства - ведь там были и ар-нуво (модерн), и сецессион, и неороманские и неоготические стили, особенности которых сильно разнились от страны к стране). Если быть точнее, тогда под классикой можно подразумевать неоклассицизм и неоренессанс (соборы в Ватикане, Берлине, Петербурге, доходные и торговые дома и т.д.). Про ист. центры - я писал об Америке, а не о Европе (хотя и в Европе модернисты постарались на славу, особенно в Британии и Германии).

Чудесные города в Германии - согласен, но я знаю, как они выглядели до войны, и могу сравнивать. Довоенное состояние и послевоенное отличаются так же сильно, как современная модная дизайнерская коробка со стенами из бетона и стекла от Зимнего дворца.

Насчет последнего соглашусь лишь частично. Большая часть людей пассивны, инертны, глупы или умны, но бесправны, а изменений хочет крошечная прослойка; ей нет смысла рассчитывать на победу, но сам факт, что в России есть адекватные люди, лично для меня говорит об очень многом.
Да нет, вы не поняли! В Германии это разбомблёные города, или советские. После бомбёжек дома восстанавивали простыми кирпичными коробочками - времена были бедные. Но 2-3 этажными, и сохраняя планировку улиц.
Те города что не бомбили, сохранились почти полностью, за редким исключением.
Не понимаешь, исторические здания, фик снесешь, они все на учете и контроле.
И даже если оно мешает, его перевозят с фундаментом на другое место.