June 23, 2019

Как Бостон избавляется от машин

Путевые заметки, день 9

Друзья, вы знаете, что я много раз бывал в США. Но так вышло, что в Бостоне я оказался впервые! Мне много рассказывали про этот город, но ни в одну свою поездку я в него так и не попал. Первым делом по приезде я решил посмотреть, как Бостон борется с автомобилями. Дело в том, что это, наверное, первый город в Штатах по деавтомобилизации центра.
В середине прошлого века в центре Бостона была построена многоуровневая эстакада. Тогда в Бостоне происходили те же процессы, что и в некоторых наших городах, например, в Челябинске. Чиновники пытались удовлетворить растущую автомобилизацию, сделать город удобным для машин, развести дорожные потоки, строить многоуровневые развязки… Всё, чтобы по городу было удобно ездить. Но очень быстро всем стало ясно, что это большая ошибка — жить рядом с эстакадами никто не хотел, проблему пробок они не решили, а от строительства дорог увеличилось количество машин. Поэтому уже в конце 60-х встал вопрос о переносе дорог из центра города.

Для этого в 90-х начался проект Big Dig («Большая траншея») — замена эстакады туннелем. Это был один из самых сложных инженерных проектов в истории США. У нас любят говорить, что в России воруют, разгильдяйничают и затягивают сроки, но и в Штатах всё то же самое! Смета проекта росла с каждым годом, прямо как «Зенит-Арена», скоро проект стал убыточным, были нарушены все сроки его сдачи… Что говорить — в 2006 году в открывшемся туннеле на автомобиль упала 24-тонная бетонная плита, убившая пассажира и ранившая водителя. Но к концу 2007 года с городских улиц наконец исчезли развязки. И появилась проблема — что делать с освободившейся землёй? Её вполне могли застроить, но в итоге здесь появился парк Гринвей.

01. Первый план строительства эстакады относится ещё к 20-м годам прошлого века. Но к реализации плана принялись лишь в 1951 году, и уже через три года был открыт первый участок дороги.

Фото: Leslie Jones

Назвали эстакаду в честь Джона Ф. Фицджеральда — мэра Бостона в 1900-х и 1910-х годах и дедушки будущего президента Джона Кеннеди. Сам он скончался накануне строительства — в 1950 году.

Фото: Arty's PixLeslie Jones

Полвека спустя дороги убрали в тоннель. Сравните город до и после. Кстати, назвали новый парк в честь Роуз Кеннеди — дочери того самого Джона Ф. Фицджеральда. Преемственность поколений, не иначе!

Источник: Curbed Boston

Сегодня Гринвей (то есть зелёная дорога) — это серия концептуально разных парков. Учтите, что благоустраивали его несколько лет назад, поэтому сегодня кое-что уже морально устарело, и так уже не делают. Но даже сейчас всё выглядит здорово!

02. Парк первый — китайский и начинается он в китайском же квартале.

03. Бамбук, ручеёк, камни. Всё выполнено в китайском стиле.

04. Дальше парк-огород. Здесь можно, не покидая город, познакомиться с природой. Можно, к примеру, приводить сюда детей, чтобы они посмотрели, как растут на грядках овощи.

05. Везде можно ходить, есть мостики, столы...

06. Вся выращиваемая флора подписана, а дорога выглядит так, будто мы на настоящей ферме! Хотя мы в самом центре города.

07. Домик для насекомых.

08. Уже более привычный парк. Он разделён на небольшие полянки, на которых можно заниматься йогой, проводить музыкальные фестивали или просто встречаться с друзьями.

09. Повсюду густая растительность, защищающая людей от шумного города.

10. За деревьями и дороги не видно.

11. Раньше здесь стояли в пробках машины, а теперь резвятся зайчата )

12. Вся эта территория пустовала около 15 лет, а парк открылся в 2017 году.

13. Здорово получилось?

14. Дорога теперь под землёй, а это один из въездов в туннель.

15. На площади между парками — фонтаны.

16. Берёзки.

17. Уже появляется новое благоустройство. В этом лабиринте занимаются йогой.

18. А это не кафе — просто столы со стульями. Идёте в магазин, покупаете еду и кушаете в удобстве.

19. Современный парк. Здесь предусмотрены разные уровни и зоны. Например, здесь тихие прогулки — узкая дорожка с фонарями и лавочками.

20. А тут уже газончики и фонтаны.

21. Простая и прекрасная идея для общественного пространства — качели. Эта простая активность всегда притягивает людей — взять хоть московскую Триумфальную площадь, где стоят такие же.

22. И тут тоже все довольны!

23. Дальше обычные лавочки.

24.

25. Гринвей закончился, а сбоку показался огромный вантовый мост! На момент своего открытия в 2003 году он был самым широким в своём роде — он вмещает 10 автомобильных полос. Мост был построен в рамках «Большой траншеи», и на него выходят дороги, идущие из туннелей.

26. В остальном Бостоне тоже стараются очеловечивать улицы. На месте унылых бетонных американских тротуаров приходят лавочки и зелень.

27. Вместо приствольной решётки — кирпичи с дырочками.

28. Лавочки ставят в тени деревьев. Почему-то у нас этого не понимают и часто стремятся ставить их на солнце или даже вообще отказываться от деревьев.

29. В Америке всё хорошо и с дизайном, и с качеством лавочек.

30. Поищите на постсоветском пространстве нормальный фонарь, лавочку — почему-то у нас научились рисовать красивую уличную мебель. Всё больше кривое, косое, непропорциональное — не получается даже копировать классические формы.

31. В честь китайского нового года местный художник расставил по парку свиней.

32. В разных частях города временно устраиваются фудкорты. Вот здесь разливают пиво. А народ сидит под шатром и спокойно пьёт. И ничего страшного от уличной продажи алкоголя не происходит — никто не нажирается и не буянит.

33. Одна из бостонских фишек — лобстеры. Они тут повсюду.

34. Ножки по $50 (3150 рублей) за фунт — 450 грамм, хвосты с клешнями тоже, а только хвосты — по $55 (3450 рублей).

35. Главное бостонское блюдо — лобстер-ролл! В зависимости от размера может стоить 25-30 долларов (1600-1900 рублей). Это огромные куски свежего лобстера, заправленного соусом и уложенного в булочку для хот-дога.

36. Велопешеходный мост через дорогу — из центра убрали ещё не все трассы.

37. Велодорожка старая, с разбитым асфальтом.

38. И новенькая.

39. Но ровно и сухо положить асфальт удаётся не всегда. А вы думали, только у нас такие дорожники?

40. Грамотное пересечение с внутриквартальным проездом. Он находится в одном уровне с тротуаром и велодорожкой, а вторая ещё и выделена цветом. Здесь нет проблем с лужами, а водители внимательны, потому что знают, что у них нет приоритета. В России же это большая проблема — приоритет на таких проездах у автомобилистов, а пешеходам и велосипедистам нужно постоянно заботиться о своей безопасности, чтобы не попасть под вылетающую из двора машину.

41. Старые дороги сужают, а лишний асфальт закрашивают и ставят на него вазы и клумбы. Если всё сделано правильно, позже тут появится основательное благоустройство.

42. Причал.

43. Старый и новый Бостон. Старые дома снова видно, а автомобили убирают под землю.

44. Автомат по продаже билетов в метро.

45. Бостонское метро старое, пыльное и мрачное. Здесь еле работает вентиляция и даже есть огромные вентиляторы, которые охлаждают кондиционеры или просто гоняют воздух.

46. Есть они и на станциях.

47. Бостонский метрополитен — старейший в Соединённых Штатах, если не считать надземные системы Нью-Йорка и Чикаго. Первую линию открыли в 1897 году. В плане архитектуры ничего интересного — пыльно, грязно, утилитарно.

48. Поезда такие же — старые и унылые.

49. А на зелёной линии ходят трамваи!

50. На самом деле зелёной веткой называют бостонский трамвай.

51. Трамвайная сеть Бостона делится на четыре линии, соединяющие центр с западными пригородами. Под центром поезда идут под землёй, а снаружи ветки одна за другой уходят в разные районы. Кроме того, в городе есть и скоростной трамвай, но он не связан с зелёной веткой.

52. Внутри обычный трамвай.

53. Попасть в бостонский метротрам можно и через метро — это обычная пересадка между станциями.