Реклама
June 21, 2019

Чем гордится Россия

-=Реклама. Пост оплачен=-

В начале июня я впервые побывал на ПМЭФ – главном международном экономическом форуме, проходящем в России. Новостные ленты с 6 по 8 июня были забиты сообщениями о происходящем в Петербурге. Все писали о выступлении политиков и чиновников, многомиллиардных контрактах. Но ПМЭФ – это ведь не только большие шишки и большие деньги. ПМЭФ – это еще и своего рода выставка достижений России. Регионы привезли на форум свои самые крутые разработки, самые перспективные проекты, которые, к сожалению, остались вне поля зрения крупнейших СМИ. Я решил этот пробел устранить и рассказать о ПМЭФ не как о сходке миллиардеров, а как о площадке демонстрации поводов для гордости за нашу страну.

#russiaextends
На форум я поехал по приглашению ВЭБ.РФ, про их стенд и расскажу первым. #russiaextends - это одно из самых масштабных и крутых пространств выставки, которое полностью посвятили российскому экспорту. Стендом занимались ВЭБ.РФ, Российский экспортный центр, Корпорация МСП, ДОМ.РФ, "МОНОГОРОДА.РФ", VEB Ventures - в итоге здесь собрали все отечественное от продуктов до современных технологий. Также на стенде был представлен банк ДОМ.РФ - уполномоченный банк в сфере жилищного строительства.

Развитию городской среды здесь уделили много внимания: сам стенд представляет собой модель идеальной улицы, где все сервисы находятся в шаговой доступности, многофункциональное пространство, безопасное для граждан. Улица спроектирована на основе Стандарта комплексного развития территорий, разработанного ДОМ.РФ и КБ Стрелка. Стандарт вообще актуальная вещь, ведь о ней говорят не только с высоких трибун, но и рядовые горожане - десятки общественных пространств по всей России преобразились в соответствии с ним в рамках совместной работы локальных архитекторов, ДОМ.РФ и КБ Стрелка. Это и улицы, например улица Большая Садовая в Ростове-на-Дону, и площади, например площадь Азатлык в Набережных Челнах, и парки, например Липецкое городище в одноименном городе.

Моногорода.РФ представил проект улиц, условно названных "Никольскими". Причем проект посвящен не Москве, а наоборот, маленьким городам - на стенде презентовали проект улицы в Котовске, Вязниках, Череповце. Суть вот в чем: год назад улица Никольская в Москве стала центром притяжения туристов со всего мира, и теперь в моногородах России создаются такие же зоны притяжения, которые влекли бы гостей городов не только в дни проведения мероприятий, а всегда.

Для этого по инициативе Фонда развития городов Котовске будет создана своя "Никольская улица" в парке с выходом на набережную, в Череповце сделают музейный квартал, а в Вязниках - парковую аллею, соединяющая историческую и современную части города.

Москва
Регионы и города всерьез озаботились проектами по улучшению инфраструктуры, созданию комфортной и экологичной среды, развитию транспортной составляющей концепции «умного» города. Один из самых ярких примеров – система умных велопарковок от компании CTpark, которую уже этим летом в пилотном режиме начнут внедрять в Зеленограде. Этот проект тоже стал частью стенда Russia Extends от ВЭБ.РФ.

Фото: zelenograd.ctpark.ru

Умные велопарковки помогут решить проблему «последней мили». Что это значит? Общественный транспорт редко может обеспечить перемещение «от двери до двери» - чтобы попасть на работу, например, надо сначала дойти до метро или до автобуса, а потом еще и от метро топать пешком, иногда довольно долго. Решение – ездить на велосипеде или самокате. Если не прямо от дома до работы, то хотя бы до метро, например. Но с парковками для такого микротранспорта у нас большие проблемы – даже если они есть, они не всегда подходят для любого велика и самоката, они небезопасны, с собой нужно носить свой замок и так далее.

Фото: zelenograd.ctpark.ru

Модули для парковки, которые в июле появятся в Зеленограде, решают все эти проблемы:
– запарковать в них можно любой вид микротранспорта – от самоката и сегвея до мопеда,
– занимает это 1 секунду,
– потерять велик или забыть, куда его поставил, невозможно, ведь его местонахождение всегда можно отследить через приложение,
– для электротранспорта есть встроенные зарядные устройства,
– идеальные условия для городского проката транспорта с навигацией через приложение, онлайн-резервированием и безналичной оплатой.

Фото: zelenograd.ctpark.ru

До конца лета в Зеленограде будет уже 200 таких умных парковок, к следующему велосезону – уже 2000. Если тестовый режим пройдет успешно, то они распространятся и по всей Москве.

Фото: zelenograd.ctpark.ru

Волгоградская область
Еще одна крупная транспортная премьера ПМЭФ – гибридный беспилотный вездеход Volgabus. Машина целиком разработана в России и создана с применением отечественных комплектующих, технологий и программного обеспечения. Вездеход может самостоятельно передвигаться по любой местности – снегу, льду, фирну, плыть по воде, преодолевать 1,5-метровые валуны и 2-метровые расщелины.

Самарская область
Беспилотный транспорт – тренд этого форума. На стенде Самарской области демонстрировали беспилотный летательный аппарат для работы в эпицентре пожара или во время других чрезвычайных ситуаций. Площадку для его запуска можно установить на легковой автомобиль, который довезет летательный аппарат максимально близко к точке пуска.

Фото: rg.ru

Беспилотник, разработанный компанией ИТ «Сокол», может «видеть» днем и ночью, обнаруживать источники огня при лесных пожарах, людей в степях и в лесу, терпящих бедствие на воде. Особенно круто то, что компания совсем молодая – ей всего год, а она уже тесно сотрудничает с администрацией Тольятти — дроны задействуются для поиска возгораний в лесных массивах, поиска людей, незаконных свалок.

Томская область
Еще один проект, связанный с беспилотниками, называется «Тайга». Но тут речь идет уже не о конкретном летательном аппарате, а о кое-чем гораздо большем: «Тайга» - это опытный район, который создают в Томской области для того, чтобы отрабатывать доставки грузов, поиск людей и другие задачи с использованием беспилотных авиационных комплексов.

Фото: aeronet.aero

Томская область не случайно стала территорией нового проекта, который, кстати, имеет статус федерального: здесь создан первый в стране Сибирский центр робототехники, есть мощная научная база из 12 академических институтов и шести государственных университетов, присутствуют крупнейшие российские компании — «Газпром», «Роснефть», «Росатом» и другие, развиваются лесопромышленный и аграрный сектора. Но что еще важнее: Томская область – это огромная территория размером больше Великобритании. Учитывая эти бескрайние расстояния и труднодоступные районы, беспилотная авиация может стать настоящим спасением для области.

Свердловская область
Главный транспортный проект Свердловской области – высокоскоростная железнодорожная магистраль Екатеринбург – Челябинск. Она позволит преодолевать расстояние между двумя уральскими центрами в 218 км всего за 70 минут вместо нынешних пяти с лишним часов. Запустить магистраль в эксплуатацию планируется в 2023 году.

Фото: mineconom74.ru

Но не транспортом единым живет Россия и Свердловская область в частности. Еще одна гордость Свердловской области – научно-производственный и образовательный IT-центр «Контур-Парк». Это целый IT-город с офисами крупнейших компаний, образовательным центром, апарт-отелем, детским садом, торговым и спортивным центрами для жителей городка. В центре расположится парк с прудом, беговыми и пешеходными дорожками. А еще здесь разместят один из крупнейших в Европе скалодромов. Он сможет принимать международные соревнования и послужит тренировочной базой для взрослых и детей.

Фото: skyscrapercity.com

Новосибирская область
Проекты научных и IT-городов можно назвать еще одним трендом этого года. Еще один большой подобный проект – новосибирский «Академгородок 2.0». В новом Академгородке разместятся более 30 объектов развития научной и научно-образовательной инфраструктуры – это и синхротрон в Кольцово, и центры генетических технологий и нанотехнологий, и электро-позитронный коллайдер и так далее.

Фото: nsu.ru

Башкортостан
Тема экологии поднималась на многих стендах, и пожалуй, самый яркий пример – это презентация башкирского опыта по обращению с отходами. Башкортостан рассказал о том, как у них проходит реализация мусорной реформе на примере поселка Октябрьский. По мнению специалистов «Гринпис», Октябрьский вошел в Топ-5 городов России, в которых созданы условия для раздельного сбора мусора. Рядом с привычными контейнерами здесь начали устанавливать бункеры для крупногабаритного мусора, контейнеры для сбора пластиковой и алюминиевой тары и даже контейнеры для сбора бытового мусора заглубленного типа.

Фото: bashinform.ru

Главная идея «мусорной» реформы: минимум захоронений, максимум повторного использования. Если раньше ответственными за сбор, вывоз и утилизацию мусора были муниципалитеты, то с нового года это стало заботой региональных операторов. Операторы должны организовать систему полностью: собирать и вывозить мусор в каждом, даже маленьком и отдаленном населенном пункте, наладить работу перевозчиков мусора, строить недостающие, модернизировать существующие мусоросортировочные комплексы, отправлять подлежащие переработке отходы на специализированные предприятия и три экотехнопарка, которые еще только планируется построить. Остальной, неперерабатываемый мусор по минимуму будет подлежать захоронению на полигонах.

Фото: bashinform.ru

Учитывая, что процент мусора, идущего на свалку, в России сейчас составляет 99%, для нас эта реформа важна как ни для кого другого. Для сравнения, в Швеции и Финляндии перерабатывается или же превращается в энергию более 90% отходов, а на свалку отправляется всего около 1%, я уже рассказывал о том, как устроена система утилизации отходов у них. К тому же должны стремиться и мы.

Пермский край
Роботы – еще одна модная тенденция, без которой невозможно представить этот форум. Каких только роботов тут не было: и роботы-художники, и робот-математик с Байкала по имени Пифагор. Любимцем всех гостей же стал Promobot – это автономный человекоподобный робот для бизнеса. Он способен общаться с людьми на любые темы, распознавать лица, отвечать на вопросы, перемещаться, избегая столкновений, двигать руками и головой, транслировать различные материалы на своём дисплее и интегрироваться со сторонними устройствами и системами.

Фото: topdialog.ru

Это тот проект, который уже получил признание за рубежом – несколько сотен роботов Promobot работают в 26 странах мира. Они выполняют функции администраторов, промоутеров, хостес, музейных гидов, консультантов, консьержей в банках, торговых центрах, музеях, жилищных комплексах, бизнес-центрах, и областей применения можно придумать еще несколько десятков.

Роботы не требуют вообще никакого сопровождения специалистов, а значит позволяют сэкономить на рабочей силе, при этом привлекают гораздо больше внимания, чем живые сотрудники – с ними хотят поговорить и сфотографироваться. Это обеспечивает дополнительный поток посетителей для компаний и лояльность клиентов.

Фото: rg.ru

Это лишь небольшая часть тех проектов, которые демонстрировали на форуме. На то, чтобы рассказать обо всех, ушел бы ни один пост. Мы с ВЭБ.РФ вели прямую трансляцию в группе "ВКонтакте", можно зайти и посмотреть подробнее. В общем, есть у нас в стране во что инвестировать.