Что нового, Сан-Франциско?
Путевые заметки, день 1
Хорошие новости, друзья! Я купил билеты в Новый Орлеан и в Бостон! Никогда там раньше не был! Так что буду рад вашим советам, что там можно посмотреть! А пока я на западе Штатов в Сан-Франциско — городе, толерантном к сексуальным меньшинствам, троллейбусам и старым трамваям! Я бывал здесь много раз, и мои постоянные читатели, наверное, уже расстроились, что сегодня будет то же, что и раньше. Может, и так, но помимо обязательной трамвайно-троллейбусной программы мы посмотрим, как в Сан-Франциско перестраивают велодорожки, строят новые районы и детские площадки.
Хотите — заплейте цветы в волосы. Хотите — доставайте радужные флаги. А хотите — просто любуйтесь свежими фотографиями из солнечной Калифорнии:
01. Велодорожки в Сан-Франциско красят в зелёный цвет и стараются делать безопасными, защищая велосипедистов, пешеходов и автомобилистов друг от друга. Вот такой вариант не совсем верный — парковку лучше располагать между велодорожкой и проезжей частью.
02. Мост между Сан-Франциско и Оклендом — один из самых длинных висячих мостов в мире. Учтите, что на фото только половина его подвесной части, а за островом слева он продолжается более длинным консольным мостом.
03. Набережная. Посмотрите, какие изящные лавочки тут стоят. Это к слову о красивых лавочках, которые редко встретишь у нас.
04. Старая афишная тумба, используемая по назначению и сегодня.
05. В Сан-Франциско любят собак. Выгульщики собак, дог-ситтеры, даже собачьи «детские сады» — здесь это самые обычные вещи. И заметьте, у собак есть ботиночки!
06. Здание пирса.
07. Парковка на пирсе.
08. На велопешеходном маршруте вокруг залива в тротуар вмонтированы медальоны с представителями местной фауны. В этот раз мне встретились пеликан и енот, а ещё есть сова, лягушка, морская звезда, олень… Задумали эту дорогу ещё в 80–х, но пока построили лишь больше половины — 573 километра из 800 с лишним.
09. Напомните, я уже восхищался троллейбусами Сан-Франциско? Но вы же не думаете, что я не стану делать это снова? На фото новый американский троллейбус, а ещё можно встретить старенькие «Шкоды».
10. А на одной из трамвайных линий используются только исторические вагоны. В 80–х годах в городе проложили метро и на закрытии трамвайной системы устроили фестиваль исторических трамваев. Но это так понравилось местным жителям, что сначала фестиваль сделали ежегодным, а затем линию — постоянной. Для этого подвижной состав собирали по всему миру — вот этот вагон 1947 года постройки прибыл из Филадельфии.
11. А этот — местный, 1948 года. И это не музейные экспонаты, не праздничные маршруты, а обыкновенные пассажирские трамваи. Хотели бы такие в свои города?
12. Вместо дорожных знаков — надписи на проезжей части и тротуаре. Красный бордюр означает, что здесь нельзя парковаться.
13. В электричке есть специальные места для велосипедистов. А добраться на метро и электричке можно и до соседних городов — в самом Сан-Франциско лишь несколько станций. Задача метро — связать агломерацию залива.
14. На улицах всё больше электрокаров, зарядные станции для них теперь повсюду!
15. Безопасная велодорожка не примыкает к проезжей части, а отделена от неё. В том числе и остановками общественного транспорта.
16. Сейчас в городе организуют новые велодорожки и перерисовывают старые. Здесь она раньше была на обочине, а слева к ней примыкала проезжая часть. Теперь их разделили.
17. Тротуар приподнят на уровень проезда, а переезд через велодорожку отмечен зелёной зеброй.
18. Счётчик велосипедистов. Сегодня 95, а за год почти 200 тысяч.
19. Пешеходный переход, ведущий к автостоянке между проезжей частью и велодорожкой. А вместо кучи знаков о том, что парковка разрешена или не разрешена, местный дептранс просто красит бордюр в нужный цвет. Напротив красного останавливаться нельзя, а вот впереди стоят счётчики и нет краски — там можно. Всё просто и понятно.
20. В Сан-Франциско активно развивается прокат велосипедов и самокатов. Недавно начал работать Jump – это прокат электровелосипедов от «Убера»! Взять его можно через специально приложение или через обычное приложение Убера. Стоимость поездки от 3 долларов. Дизайн антивандальный, поэтому велосипед получился очень тяжелым. А с самокатами вышло некрасиво. Изначально в Сан-Франциско зашел «Лайм» с прокатом самокатов (крупнейший мировой оператор, я про них уже писал), но вскоре город их выгнал и выдал лицензию двум местным стартапам, у которых тогда не было вообще ничего. Один из них Skip. 45-минутная поездка стоит 12 долларов.
21. Такие тут велопарковки.
22. Очень красивый дизайн люка! Похоже на рябь на воде.
23. Уличное благоустройство.
24. Пальмы!
25. Небольшой парк.
26. Район Мишен-Бей на востоке города, рядом с железнодорожным вокзалом. Раньше здесь было болото, потом свалка строительного мусора, затем промышленный район, доки, заводы, склады… Но в конце 90–х тут началось строительство кампуса Калифорнийского университета, за которым в район пришло и жилое строительство. Эти здания уже довольно старые и, конечно, не для бедняков.
27. А вот новые дома, по другую сторону залива.
28. Никакого типового строительства — все здания разные. Прямо Хельсинки!
29. Соседняя улица. Зелень и платные парковки. Обратите внимание, что новый район тут – это не поле с многоэтажками, а плотная квартальная застройка. Сразу есть ощущение города!
30. А что там во дворах? Сады!
31. Хотели бы так жить? Это входы в квартиры на первых этажах.
32. Выходишь во двор и попадаешь в тропики! Аренда квартиры тут 3–5 тысяч долларов. А вообще, в Сан-Франциско очень дорогая недвижимость. Всё из-за быстро растущей IT-индустрии, которая разогревает рынок.
33. Чего-то не хватает… Детской площадки с кучей видов активностей?
34. Район ещё не закончен, в будущем площадка окажется в центре квартала.
35. В стороне от шумных детишек — скамейки со столами. Можно устроить пикник, не отходя от дома. Я бы тут ещё и навёс сделал.
36.
37. Песочница и развивающие активности с водой.
38. Озеленение прямо на здании.
39. Обратите внимание, что высадили взрослые деревья.
40. Переходы обозначаются зеброй и жёлтым тактильным покрытием. Везде безбарьерная среда и нигде нет привычных нам дорожных знаков.
41. А это не участок под ЖКХ-арт, а эко-дренаж!
42. Вода с дороги уходит не в уличную ливнёвку, а в специальные углубления между тротуаром и дорогой. Там есть водоприёмник, вода фильтруется, а потом сбрасывается в море.
43. В отличие от обычной ливнёвки, очистка воды тут идёт непосредственно в момент сбора. И выглядит это красиво.
44. То же применимо и к водостокам зданий.
45. Полицейский мотоцикл у больницы.
46. В рекламе мобильного оператора ненавязчиво используют символику ЛГБТ-движения. Всё дело в том, что июнь – месяц прайда!
47. Пробки на развязке...
48. Завтра продолжим, а пока оставляю вас перед вечерним морским портом Сан-Франциско.