May 27, 2019

Фаберже: позорная страница в истории России

Фамилию Фаберже слышали, наверное, все. Легендарная династия ювелиров, которая прославила нашу страну. Да и внутри страны сложно найти человека, кто никогда не слышал бы о знаменитых пасхальных яйцах. Карл Фаберже родился в Петербурге и прожил в России до революции. Умрет он в 20-м году в швейцарской Лозанне, так и не смирившись с разграблением большевиками дела всей своей жизни.

Все хорошо знают работы великого мастера, они хранятся в Эрмитаже и Оружейной палате, в королевской коллекции Елизаветы II и в частных коллекциях по всему миру. Но семья оставила после себя не только произведения искусства. На окраине Петербурга есть дача Фаберже. В свое время ее называли "Малым Эрмитажем" из-за богатого убранства, большого количества живописи, старинной мебели и драгоценностей, которые там хранились. Сегодня руины уникальной усадьбы гниют в лесу среди дачных участков.

После революции на дачу пришли новые хозяева и разграбили наследие Фаберже. Ценности вывозили без описи грузовиками и сегодня невозможно установить, что точно там хранилось.

Разграбленное здание позже использовали то в качестве санатория для сотрудников НКВД, то как госпиталь, то как детский сад. Но вот СССР рухнул, настало новое время, и казалось, что вот теперь то усадьбу должны признать памятником архитектуры и заняться ее восстановлением. Как думаете, что произошло за последующие пару десятков лет? Усадьбу довели практически до состояния руин, вынеся даже то, что за 70 лет советской власти украсть не решались - камины, печи, паркет и так далее...

Дача Фаберже - позорная страница в истории России. Пока по всей стране открываются развлекательные центры "Россия - Моя история", пока пропагандоны с федеральных каналов за миллиарды бюджетных рублей рассказывают о величии страны, пока министерство культуры спонсирует посредственных режиссеров, снимающих патриотические фильмы, подлинная история, настоящая, великая история России гниет и разграбляется.

В 1900 году легендарный ювелир Карл Фаберже купил землю в живописном поселке Левашово, задумав сделать здесь дачу. По проекту архитектора Шмидта был построен дом в виде типичного для усадебной архитектуры XIX века английского коттеджа. В 1907 году Фаберже дарит дачу своему сыну Агафону - тоже ювелиру, который имел репутацию лучшего в стране оценщика драгоценных камней. Для него архитектор художник фирмы Фаберже Иван Гальнбек переделывает основное здание и строит еще два корпуса, придав усадьбе стиль модерн.

Фото: kohama-natalia.livejournal.com

Агафон превращает дачу в настоящий музей, наполняя ее антикварной мебелью, старинными гобеленами, скульптурами, иконами, коврами, изделиями из фарфора и бронзы, а вишенкой на торте стали две уникальные коллекции - драгоценностей и марок, в общей сложности более 300 тысяч экземпляров.

Фото: ermakvagus.com
Фото: ermakvagus.com

В апреле 1918 года у Агафона начинаются проблемы - петроградское ЧК начинает проверять донос, согласно которому Фаберже похитил из Зимнего дворца значительную часть царского имущества - старинные комоды и бюро, китайские и японские вазы, часы и канделябры. На даче Фаберже провели обыски.

Тогда Агафону удалось доказать, что все это добро было куплено у графа Бенкендорфа еще до Октябрьской революции, но это было лишь небольшой отсрочкой - через полгода Фаберже-младшего все-таки арестовывают по новому доносу о спекуляциях и отправляют в лагерь.

Дача ювелира становится местом временной стоянки красноармейцев, которые естественно все разграбили и уничтожили все, что могли.

«Трудно себе представить, до какой степени жившей на даче Фаберже воинской частью была изуродована и покалечена вся без исключения богатая и высокохудожественная обстановка. Все картины проткнуты штыками; вся обивка с мебели сорвана; все инкрустированные и мозаичные столы и в особенности многочисленные стилевые (Людовик XVI), комоды, шкафы, шифоньеры и бюро исковерканы; все книги ободраны, то есть без переплётов и иллюстраций, а большинство разодрано на кусочки», - говорится в докладной записке сотрудника отдела по охране, учёту и регистрации памятников искусства и старины Бориса Моласа.

Зато сотрудники отдела смогли найти то, до чего красноармейцы не добрались - потайную комнату, в которой хранилась солидная коллекция драгоценностей (более 1700 камней), марок, медалей, ваз и картин. Узнав об этом, в дом нагрянули представители комитета обороны и изъяли ценности без составления акта и без описи. Их судьба неизвестна до сих пор, но есть версия, что коллекция стала частью "алмазного фонда Политбюро".

Растащив все ценности, советская власть отдала усадьбу под дом отдыха для сотрудников НКВД. В годы Великой Отечественной войны в ней обустроили госпиталь, а после войны отдали под детский сад Военной академии тыла и транспорта министерства обороны, который просуществовал до 1991 года.

Детскому саду не были нужны огромные гостиные и залы, поэтому внутри здания решительно перепланировали и перестроили. Конюшню превратили в автомастерскую.

В 90-х пошли разговоры о том, что дачу Фаберже необходимо восстановить и придать ей статус памятника архитектуры. Даже начинались какие-то реставрационные работы, но толком ничего сделать не успели - кризис помешал.

Новая попытка была предпринята в 2006 году. Одна из крупных московских компаний арендовала усадьбу и начала расчистку парка. Готовы были начать и реставрационные работы, но городское бюро регистраций не спешило выдавать документы. В итоге их так и не выдали, вместо этого дачу Фаберже отдали в управление Горному институту под музей с условием, что он будет поддерживать объект в надлежащем состоянии, а к 2014 году осуществит его реставрацию.

За 10 лет, которые дача находилась в руках Горного института, ситуация только ухудшилась. Институт не только не проводил реставрацию, но и принимал никаких мер для консервации здании. Четырежды институты выдавали предписания по устранению нарушений, но их просто игнорировали.

В 2016 году дачу наконец-то отобрали у Горного института и закрепили за Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) Минкульта. Но и это не помогло...

В феврале 2018 года на даче побывал эксперт питерского отделения Международного совета по памятникам и достопримечательным местам Александр Кречмер и все, что он обнаружил, так это то, что за минувшие с последней фотофиксации 10 лет с дачи пропали оставшиеся элементы былой роскоши - угловой изразцовый камин, витраж в центральном окне бильярдной (библиотеки), две парные угловые изразцовые печи в музыкальном салоне, мраморный камин и наборный дубовый паркет с центральной розеткой, французский балкон с кованым ограждением в Танцевальном зале, изразцовая печь в розовой гостиной и деревянная галерея кастелянской, изразцовая печь в спальне. Вот как выглядела эта печь в 2008 году:

Фото: pastfuture.ru

Куда все это делось, никто не знает. При этом Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры не намерено само спасать дачу. Все, что оно сделало для столь ценного с точки зрения истории и архитектуры памятника, который, кстати, в 2017 году причислили к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, так это приставило к усадьбе охрану.

Сейчас агентство ищет арендатора, который возьмет на себя ремонт и реставрацию здания. Однако включить дачу в программу «Памятник за рубль», как сделали с аварийным Гостиным двором в Новой Ладоге и несколькими фортами Кронштадта, невозможно, поскольку на её территории есть не только объекты культурного наследия. А брать комплекс в аренду по рыночной ставке пока никто не готов: уж очень сильны разрушения.

В итоге некогда богатейшая усадьба Петербурга и уникальный памятник усадебной архитектуры начала XX века с каждым годом находится все ближе к полному разрушению.