May 14, 2019

В Астане всё было плохо – в Нур-Султане всё будет хорошо

Этой зимой я приезжал в столицу Казахстана и выпустил серию постов о том, что не так с Астаной. С тех пор в городе кое-что изменилось. Во-первых, как вы знаете, его переименовали в Нур-Султан в честь Назарбаева. Странно, конечно, называть город в честь ещё живого человека (такое было, например, при Сталине с Калининым), но пусть казахи сами разбираются со своими вождями.

Во-вторых, в Нур-Султане собираются принять мастер-план, по которому город будет развиваться в ближайшие годы. Ключевое отличие от привычных генпланов – новый документ должен быть заточен под то, что у нас в России называют "формированием комфортной городской среды". Есть шанс, что к 2030 году столицу Казахстана будет в хорошем смысле не узнать.

Центр урбанистики разрабатывает «Мастер-план города Нур-Султан – 2030». Реализация документа позволит сделать город более комфортным для проживания, передает официальный сайт акимата Нур-Султана.

«Если раньше главным документом в городе был генеральный план, сегодня у нас большие ожидания от нового формата – это «Мастер-план города Нур-Султан – 2030». Он в разработке, его планируется принять в 2020 году. Если вы заметили тренды, мостов должно быть больше. Во-первых, у нас река проходит через центр города, соответственно, «узкое» горлышко именно на мостах. Если смотреть все города, где проходят реки, там мостов намного больше, как пешеходных, так и автомобильных. Улицы должны быть комфортными для пешеходов, прифасадная часть должна быть очень широкая, должен быть променад, чтобы малый и средний бизнес активно работал там», – сказал в кулуарах круглого стола «Нур-Султан – комфортный город: итоги оценки качества жизни» руководитель Центра урбанистики Асхат Садуов.

Он сообщил, что в пилотном режиме начнутся изменения в микрорайоне Жастар.

«Мы смотрим, как можем улучшить жизнь людям. Что изменится в этом районе? Во-первых, само благоустройство, мы хотим добавить туда пешеходные улицы, чтобы была какая-то система ориентирования, чтобы люди понимали, как сквозь этот микрорайон проходить и обеспечить безопасность. Улучшить экономическую составляющую, нам нужно работать с бизнесом», – сказал он.

Также планируется в будущем сделать более комфортным левобережье города.

«Левый берег столицы комфортен для автомобилистов. Там очень сложно для пешеходов: отсутствуют тротуары и большие дистанции. Нам нужно делать более компактную застройку, сетка улиц должна быть более мелкой. Если анализировать правый и левый берег, на левом берегу кварталы в 1,5 раза больше, чем на правом, соответственно, нарушен человеческий масштаб. Чтобы была пешеходная доступность, кварталы должны быть примерно в среднем 100 на 100 м. Нужно ужесточать условия парковки на улице и делать их платными, как во всех мегаполисах. Если мы будем постоянно улучшать транспортную инфраструктуру с точки зрения личного автотранспорта, то мы просто «захлебнемся» в пробках. Мы также предлагаем развивать общественный транспорт, ужесточать парковочную политику», – резюмировал Асхат Садуов.

Центр урбанистики Нур-Султана поднимает очень важные темы. Давайте по порядку:

1. Широкие тротуары

Дело тут не столько в физической ширине тротуаров, сколько в комфорте человека на улице: тротуары могут быть идеально широкими и ровными, но вам всё равно будет хотеться как можно скорее сбежать с улицы. Чтобы место было приятным для человека, нужно нормальное освещение, деревья для защиты от ветра и дождя, скамейки, хороший общественный транспорт и в том числе активные фасады с бизнесом и витринами.

Чтобы бизнес на первых этажах работал и в новых районах, важно, чтобы между тротуаром и фасадом не было препятствий. Во-первых, пешеходам комфортно передвигаться по улице, когда с одной стороны у них стена: люди любят ходить и разглядывать витрины, любоваться архитектурой и т.д. Во-вторых, человеку, который идёт по тротуару, ничто не должно мешать зайти в магазин или кафе, расположенное на первом этаже. В России, например, между тротуаром и фасадом любят делать какой-нибудь проезд с парковкой или бесполезную травяную заплатку шириной метров 10. В-третьих, желательно сразу думать о доступности среды и делать вход на уровне земли, а не строить крыльцо с крутой лестницей и нефункциональным пандусом.

В Нур-Султане уже были попытки сделать правильно:

А вот для примера профиль улицы в одном из новых районов Гётеборга (Швеция). Здесь всего одна полоса движения в каждую сторону, одна полоса отдана под благоустройство и парковочные карманы, тротуар поровну поделен между пешеходами и велосипедистами (заодно обратите внимание на разное мощение), вход в подъезды на уровне земли.

Улицы новых районов Нур-Султана сегодня выглядят так:

2. Пешеходные улицы

Идея одновременно и правильная, и опасная. Сегодня пешеход в Нур-Султане – человек второго сорта. Жастар, о котором идёт речь, – это новый микрорайон, который построили посреди частного сектора. Сейчас эту часть города прорезают широченные проспекты с однотипными коробками. От одного пешеходного перехода до другого там надо идти 300-400 метров, а ширина улиц достигает 60 метров – это автомобильная планировка, совершенно несомасштабная человеку.

В такой застройке пустота и монструозность домов давит на человека, вытесняя его с улицы. Пешеходные маршруты нужно прорабатывать ещё на этапе планирования застройки. Главная проблема наверняка будет с наполнением пешеходной улицы жизнью: типичные спальники вымирают днём, когда люди уезжают на работу, поэтому пешеходные улицы обычно делают в центральных районах, где есть поток людей в течение дня. Тем более здесь улицы столь широкие, что места вполне хватит для всех – важно лишь соблюсти правильный баланс. В любом случае, будет интересно посмотреть, как акимат Нур-Султана будет улучшать пешеходную среду в уже сложившемся типичном микрорайоне

3. Компактная застройка

Да, об этом я писал в одном из постов про [ещё] Астану. Карта упомянутого выше района даёт отличное представление о том, как сегодня застраивается столица Казахстана. Это гигантские ЖК, которые тянутся на сотни метров. В европейском городе на месте одного астанинского квартала было бы 5-6.

4. Платные парковки

К тому, что городская земля не должна быть бесплатной для автомобилистов, рано или поздно придут все крупные города. Даже на постсоветском пространстве. Напомню, что халявная парковка стимулирует горожан чаще пользоваться личным автомобилем. Без внедрения нормально работающей системы платных парковок, без развития общественного транспорта Нур-Султан просто задохнётся в пробках. Уже сегодня автомобили занимают всё свободное пространство в городе, будто газ в помещении.

Пока в современных городах сужают проезжую часть и уменьшают количество парковочных мест, Нур-Султан предоставляет водителям невероятную свободу. Именно они главные в городе.

Сегодня Нур-Султан – типичный город для автомобилистов с автострадами вместо улиц:

Хорошо, что в акимате это понимают и собираются менять ситуацию. Понятно, что пока всё это лишь декларация о намерениях, но очень любопытно посмотреть, какие шаги Нур-Султан реально предпримет, чтобы стать городом, комфортным для всех.

Подписаться на канал