April 30, 2019

Монголия: социализм с лицом Будды и кочевники на "Приусах"

Монголия – удивительная страна! Некогда крупнейшая в истории человечества континентальная империя, а сегодня практически безлюдная пустыня. На рейсе Москва – Улан-Батор почти все – иностранцы. Монголия своей историей и культурой привлекает европейцев и американцев, а россиянам она сегодня малоинтересна.

Монголия для нас почти родная! В советское время она спорила с Болгарией за неофициальный статус 16-й республики СССР. Она помогала нам в Великую Отечественную, а мы не дали сожрать её Китаю.

Страна зажата между Россией и Китаем. Началось всё ещё в 1911 году, когда монгольская знать провозгласила независимость от Китая, где как раз рухнула империя Цин. Очень скоро молодым государством заинтересовалась Российская империя. В 1912 году было подписано соглашение, по которому Монголия фактически становилась российским протекторатом.

Уже через несколько лет России пришлось сначала признать сюзеренитет Китайской Республики над Монголией, а затем (уже после Октябрьской революции) и допустить вторжение китайцев в страну. Но в 1920 году туда пришла Азиатская дивизия белого генерала фон Унгерн-Штернберга, которая взяла монгольскую столицу Ургу и выбила китайцев из Внешней Монголии. Так благодаря белому генералу остзейского происхождения Монголия сохранила независимость.

Но так называемая Богдо-ханская Монголия просуществовала недолго. Весной 1921 года подразделения фон Унгерна ушли в Россию, и в июле того же года оставленную ими Ургу заняли монголо-советские войска. Монгольская народная революция провозгласила Народное же правительство, хотя формально главой государства оставался теократический лидер Богдо-хан.

В 1924 году он умер, и монархия была упразднена, а революционеры запретили искать его нового тулку, то есть инкарнацию. Так появилась Монголия, которую мы знаем – второе в мире социалистическое государство после СССР.

Подписаться на канал

Советский Союз, как Большой брат, был всегда где-то рядом. Социалистическое развитие Монголии имело ряд особенностей. Например, страна была очень религиозной: в 1934 году монахи-буддисты составляли 48 % взрослого мужского населения.

Но были и похожие моменты. В 30-е годы в Монголии появился свой Сталин – Чойбалсан. Прежнего главу государства Пэлжидийна Гэндэна он не только подсидел, но и добился его высылки в СССР и последующего расстрела.

У себя на родине Чойбалсан устроил массовые репрессии по примеру своего кумира Сталина. Число его жертв достигло нескольких десятков тысяч, причём в "расследованиях" помогал НКВД, а целый ряд приговоров был вынесен в СССР при личном участии Сталина и Ежова. При этом в стране, разумеется, возник культ личности Чойбалсана. В 50-е годы, уже после его смерти, монголов пожурили из Москвы, но статуи Чойбалсана в Монголии никто сносить не стал. Более того, его имя до сих пор носит четвёртый по величине город в стране. Но, в отличие от русских братьев, монголы всё же дозрели до того, что туловища революционных вождей не должны валяться в мавзолеях на всеобщем обозрении. В 2005 году тела Чойбалсана и вождя Монгольской народной революции Сухэ-Батора кремировали, прах захоронили, а мавзолей снесли (хотя это, возможно, было лишним).

Во время Великой Отечественной Монголия помогала СССР поставками необходимых для фронта товаров (полушубки, одеяла, рукавицы, мясо и т.д.). На деньги монголов строились танки и самолёты, из страны ушли воевать 32 тысячи крестьянских лошадей.

После смерти Чойбалсана связи Монголии с СССР только окрепли. Советские специалисты рыли для монголов шахты, строили города и железные дороги, искали нефть (правда, нашли относительно немного) и учили монгольских детей (в том числе русскому языку). Появлялись совместные предприятия, в советских "Берёзках" вовсю продавались монгольские товары – в основном одежда. Кстати, если у вас в семье кто-то коллекционировал марки в советское время, попросите его показать альбом – наверняка там будет целый раздел образцов с надписью "Монгол Шуудан".

В 1962 году Монголия стала членом Совета экономической взаимопощи (СЭВ) и получала деньги от СССР вплоть до начала 90-х. Как я уже писал, в 80-е объёмы помощи оценивались в $1,5 млрд в год. Но перестройка в Союзе привела к перестройке в Монголии. Денежные потоки иссякли, многие крупные предприятия закрылись. Самое смешное, что Монгольская народно-революционная партия сохранилась (только слово "революционная" в 2010 году убрали), и она до сих пор у власти. Это как если бы у нас КПСС постепенно превратилась в "ЕдРо" в условиях дикого капитализма. По сути так, конечно, и произошло, только у нас преемниками коммунистов считают себя члены КПРФ...

Но главный вклад, который СССР сделал в братскую республику, – это, конечно, современный монгольский язык. Дело в том, что в 1940-е годы Монголия перешла на кириллическое письмо, которое используется по сей день. У русского человека это вызывает когнитивный диссонанс: мы-то привыкли, что все языки, использующие кириллицу, хоть немного похожи на русский (болгарский, сербский и т.д.). А у монголов совсем другие, совершенно незнакомые слова! Хотя из русского есть много заимствований.

До 40-х годов XX века в Монголии использовалось уникальное иероглифическое старомонгольское письмо. Сейчас его учат в школах наряду с кириллицей, но в быту применяют ограниченно, разве что иногда дублируют вывески магазинов. Кстати, в китайской Внутренней Монголии старомонгольское письмо распространено гораздо шире, чем в независимой.

Как живёт Монголия сегодня?

Монголия – одна из стран мира с наименьшей плотностью населения, менее 2 человек на квадратный километр. Это можно объяснить и суровым климатом, и большими участками пустынь и гор, непригодных для проживания человека.

Кстати, Улан-Батор, который расположен на высоте 1300–1350 метров над уровнем моря – самая холодная столица в мире. Здесь холоднее, чем в Москве, Астане или Хельсинки, а среднегодовая температура составляет −0,4 градуса.

Название "Улан-Батор" переводится с монгольского как "Красный Богатырь". Город получил его уже в социалистическую эпоху, а раньше он был известен как Урга. Само слово "богатырь", как вы знаете, заимствованное. Ещё в эпоху Чингисхана (а, похоже, и раньше) в различных монгольских племенах словом "баатур" или "баатар" называли храбрых и сильных или просто удачливых вождей и воинов. Например, отца Чингисхана подданные называли Есугей-баатуром.

Монголия не имеет выхода к морю, но флот у неё всё-таки есть, причём сразу в двух смыслах. Во-первых, на озере Хубсугул служит двухпалубный теплоход "Сухбаатар". Во-вторых, в 2003 году Монголия открыла свой судовой регистр, и теперь моря бороздят несколько сотен кораблей под монгольским флагом, а государство получает с этого ежегодный доход в миллионы долларов.

Поскольку значительная часть населённых пунктов Монголии состоит из юрт, хозяева которых могут в любой момент сняться с места и перекочевать куда-нибудь ещё, использовать обычные адреса типа "ул. Ленина, д. 1" не очень-то удобно. Поэтому в Монголии применяется Универсальная адресная система (NAC). Код NAC описывает положение того или иного объекта на земле. При этом чем объект меньше, тем длиннее код. Например, адрес всего Улан-Батора – RV-W QZ, а адрес памятника в центре площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе – RW8SK QZKSL.

Сложности есть не только с адресами, то и с личными именами. Когда-то у монголов было родовое имя, отчество и личное имя. После революции родовые имена были запрещены, и у монголов помимо личного имени остались только отчества. Например, первого монгольского космонавта зовут Жүгдэрдэмиди́йн Гүррагча́а (если передавать на русский, то Гуррагча). И первое слово здесь – это отчество, а второе – имя. Соответственно, его можно сокращать как Ж.Гүррагчаа, но не как "Жүгдэрдэмидийн Г.".

Премьер-министра Монголии зовут Ухнаагийн Хурэлсух, и здесь тоже первое слово – это отчество, а второе – личное имя. То есть меня в Монголии звали бы "Александрович Илья".

Если отец ребёнка не был известен, вместо отчества раньше давали матроним. Так, диктатора Чойбалсана полностью звали Хорлогийн Чойбалсан, и в этом случае "Хорлогийн" – производное от имени его матери. А Чойбалсан, опять же, личное имя. Как если бы президента России все называли просто Владимир.

В последнее время фамилии постепенно возвращаются, некоторые монголы вспоминают свои родовые имена или стараются причислить себя к роду Борджигин (из него происходил Чингисхан и многие другие знатные монголы). Другие придумывают себе уникальные фамилии. Тот же космонавт Гуррагча взял себе фамилию Сансар, которая с монгольского переводится как "космос".

В монгольской армии призывная система, солдаты служат 1 год. Но зато от службы можно официально откупиться. Да, платишь в казну 3,7 миллиона тугриков (91 тысяча рублей) – и ты свободен! Понятно, что из-за этой системы в армии обычно служат молодые люди из бедных семей.

Что ещё рассказать вам про Монголию?

Если вы окажетесь в монгольской юрте или просто дома у монгола, не забывайте, что там нельзя свистеть. У нас этот запрет связан с финансовыми мотивами, а монголы считают, что свист призывает в жилище злых духов. Кстати, называть традиционное жилище монголов словом "юрта" не совсем верно. В самой Монголии оно называется "гэр". А юрта – слово тюркское. Например, в татарском и башкирском языках слово "йорт" обозначает дом.

Если в улан-баторском троллейбусе незнакомый монгол наступил вам на ногу, возможно, он сразу же попытается пожать вам руку. Это тоже суеверие: так следует поступать, чтобы человек, которому вы наступили на ногу, не стал вашим врагом.

Вообще, суеверий в Монголии множество, некоторые из них тянутся ещё со времён Чингисхана. Например, нельзя выливать остатки чая, выбрасывать необглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой и т.д.

01. В центре Улан-Батора сохранилось много зданий в привычном нам "сталинском стиле". Тут есть всё: и эклектика, и неоклассицизм с национальными мотивами, и даже немного довоенного ар-деко.

02. Монголы решили украсить старый театр дешёвыми китайскими львами )))

03. Улан-Батор в плане архитектуры вообще абсолютно советский колониальный город. Типичная для советских городов планировка, а вот на архитекторах, как это часто бывало с колониями (не советскими, конечно), сэкономили. Поэтому здания вроде как и наши, родненькие, но бедненькие и неказистые.

Улан-Батор – чуть ли не единственный город за пределами бывшего СССР, полностью построенный по советскому генплану. От Совка здесь не только панельки, но и организация улиц, дворов и всего остального. И это неудивительно, ведь в 1921 году, к моменту образования республики, населённые пункты страны представляли собой крепости, монастыри и сложившиеся вокруг них жилые посёлки, состоящие почти из одних юрт. В полноценные города все эти поселения начинают превращаться в 1930-е под влиянием братского государства – СССР. В течение всего XX века практически все крупные объекты строились по проектам, разработанным в СССР, и с помощью советских строителей.

Советский Улан-Батор

04. Монгольский государственный университет образования (да, он так и называется)

05. Сегодня забавно наблюдать, как советский город поедает китайская плесень одноразового барахла. Хотя монголы сторонятся китайского влияния, в архитектуре оно сейчас доминирует. Дешёвые строительные материалы, низкое качество работ – всё как в Поднебесной. Обратите внимание на белые заборчики: даже они как в любом китайском городе.

06. Это Дворец правительства на главной площади страны. Кстати, тут сразу можно сказать, что в Монголии почти всё главное носит имя Чингисхана. С площадью только не задалось. Её в 2013 году тоже переименовали в площадь Чингисхана, но через три года суд признал переименование незаконным!

Раньше здание правительства выглядело так, а площадь носила, как и сейчас, имя Сухэ-Батора, руководителя Монгольской народной революции 1921 года. Перед зданием был мавзолей Сухэ-Батора. Как я уже сказал, мавзолей благополучно снесли, а тело вождя сожгли и захоронили.

07. Памятник Сухэ-Батору

08. Широкие улицы и проспекты застроены типовыми советскими домами.

09. А вот так вот выглядит российское посольство... Можно ли представить что-то более унылое?

10. Напротив посольства такие же унылые, как и само здание, информационные стенды. Один посвящён образованию в России, а все другие – Крыму!

11. Здесь хорошо видно, какие ленивые дипломаты работают в монгольском посольстве. На одной из главных улиц монгольской столицы у них есть огромный информационный стенд. Они могут там вывешивать всё что угодно. Но что они сделали? Повесили несколько жалких плакатов... НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ! А что не так? Да в Монголии русский никто уже не знает. От слова "совсем". Даже старики забыли.

12. Кому нужны эти бесполезные плакаты на непонятном для 99% жителей Улан-Батора языке, знает, видимо, только посол. Кстати о языках! Вся монгольская молодёжь отлично знает английский! В своё время монголы решили платить большие зарплаты преподавателям английского – так в стране появились сотни американских учителей, которые хорошо подтянули молодое монгольское поколение.

13. Советские дворцы исчезают за китайскими небоскрёбами.

14. Над городом возвышается мемориал советским воинам на горе Зайсан-Толгой. Его открыли в 1979 году к 40-й годовщине боёв на Халхин-Голе.

15. Центральная часть мемориала представляет собой огромное бетонное кольцо, с внутренней стороны которого находится красочное панно со сценами дружбы советского и монгольского народов в военное и мирное время.

16. Современный Улан-Батор мало похож на советский. Несмотря на то, что в Монголии места много (степь да степь кругом – это как раз про Монголию), народ хочет жить непременно в центре. Поэтому на всю страну есть несколько квадратных километров невероятно плотной застройки, и с каждым годом ситуация ухудшается.

17. С внешней стороны кольцо мемориала украшено советскими орденами.

18. Ключевая фигура композиции – советский солдат с флагом.

Издалека мемориал похож на стул.

Фото: pashalena

19. Новая архитектура

20. Две главные беды Улан-Батора сегодня – это пробки и экология. Про экологию поговорим в следующем посте, а пока давайте посмотрим, как всё стоит! Вообще, от страны, где почти нет людей, я ожидал чего угодно, кроме пробок!

21. С раннего утра все широченные дороги столицы намертво встают. В отличие от других стран Азии, тут нет мопедов и скутеров (кстати, интересно, почему?), поэтому не едет вообще никто.

Причины пробок банальны...

– Неудобный и некомфортный город, который провоцирует покупать автомобиль.
– Субсидирование автомобилистов, отсутствие платной парковки, слишком дешёвое владение автомобилем.
– Отсутствие нормального общественного транспорта.
– Бездумное строительство жилья.

22. В итоге автомобилей столько, что места на всех не хватает. Парковка в центре – как в тетрисе ) Все друг друга запирают на весь день.

23. А ещё Монголия – это страна "Приусов"! Нигде в мире больше нет такого количества "Приусов", как в Монголии! Как так получилось? По оценкам The Economist, около 60% импортных автомобилей в Монголии составляют гибриды, подавляющее большинство из них – именно Toyota Prius. Конечно, дело не в том, что монголы сильно обеспокоены экологией, причины гораздо прозаичнее.

Во-первых, "Приус" в Монголии стоит столько же, сколько у нас подержанный ВАЗ. Отчасти это объясняется тем, что автомобили старше трёх лет в Японии должны проходить дорогостоящие испытания на безопасность, и многие предпочитают продать такой автомобиль, а не раскошеливаться на подтверждение безопасности. Такие подержанные "Приусы" с удовольствием покупают монголы. Тем более что с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. То есть как только "Приусу" исполняется два с половиной года, японский хозяин начинает думать, как бы сбыть его в Монголию, а монголы только рады.

Помимо цены, монголов привлекает экономичность "Приуса". Литр 95-го бензина в Монголии стоит около 50 рублей – это довольно дорого, а гибридный "Приус" расходует 4-6 литров на 100 км пробега, в среднем вдвое меньше, чем другие гибриды.

24. "Приусы" повсюду.

25. Власти Улан-Батора пытаются бороться с пробками, но выглядит это слабо. На перекрёстках сделали "вафельницу", за остановку на которой штрафуют.

Тут надо отметить, что генплан застройки Улан-Батора был разработан в 1975 году. Советский Улан-Батор был рассчитан максимум на 400 тысяч жителей и 10 тысяч автомобилей. Сегодня же в городе проживает 1,5 миллиона человек, а на улицы каждый день выезжают 200 тысяч машин (а зарегистрировано почти полмиллиона).

Поэтому в монгольской столице решили взять пример с Пекина и ввести ограничения на передвижение по городу по автомобильным номерам.

Например, машины, номера которых заканчиваются на 1 и 6, не могут ездить по понедельникам, на 2 и 7 – по вторникам, на 3 и 8 – по средам, на 4 и 9 – по четвергам, на 5 и 0 – по пятницам. Эти ограничения действуют с 8:00 до 20:00 на самых загруженных маршрутах.

26. Для общественного транспорта есть выделенные полосы, но их недостаточно.

27. К сожалению, в Улан-Баторе нет рельсового транспорта. Автобусы и троллейбусы уже давно не справляются, а ничего нового тут не делают.

28. В итоге в часы пик никто никуда не может уехать. Транспорт переполнен, стоит в пробках! Если уж монголы решили застроить столицу небоскрёбами, то надо было развивать рельсовый транспорт. Как людям перемещаться?

29. Грусть!

30. Ещё одна причина пробок – несоблюдение правил. Например, мудак на "Приусе" может спокойно перегородить выделенную полосу, и ничего ему за это не будет! Никто его не посадит за это в клетку! Как так?

Кстати, вы наверняка обратили внимание на надпись MADE IN MONGOLIA на троллейбусе сверху. Так вот, в 2007 году на улицах Улан-Батора появились первые троллейбусы монгольского производства! Ладно, не будем кривить душой, на самом деле это были модифицированные советские ЗиУ-682.

Следующую модель монголы придумали уже с помощью корейских автобусов Hyundai Aero City, от которых они тоже взяли кузов и запихнули туда полукустарную начинку. Чтобы вы понимали, троллейбусы в Улан-Баторе собираются не на заводе, а прямо в троллейбусном парке. Сейчас большинство этих троллейбусов уже списано.

В 2008 году у монгольских троллейбусов появилась собственная платформа JEA. Монголия даже продала несколько таких в Казахстан.

Помимо троллейбусов с надписью Made in Mongolia в Улат-Баторе работают московские МТрЗ-6223, энгельсские ЗиУ и китайские Shenfeng.

31. С советских времён на перекрёстках сохранились регулировщики. Регулировщик в современном городе – это скорее вред, чем польза. Сейчас объясню, почему. Когда полицейский стоит на перекрёстке, он не может видеть всей картины происходящего. Он не знает, что творится на соседних перекрёстках и улицах, он не видит даже, что происходит в 10 метрах от него, насколько сильный затор и в чём его причина. Пытаясь раскидать машины на отдельно взятом перекрёстке, он никак не решает проблему пробок. В современных городах светофоры давно регулируются компьютером централизованно. У города должна быть полная картина происходящего на улицах, и в зависимости от этого должны подстраиваться светофорные фазы. Всё давно уже автоматизировано, зачем вам мужик с палкой на улице?

32. У полиции модная ливрея )

33. В Монголии не принято пропускать пешеходов на зебрах! Берегите себя )

34. Бензин в Монголии дорогой. На апрель 2018 средняя зарплата в стране (по официальным данным) составляет 1 миллион тугриков – это примерно 24,5 тыс. рублей. 95-й бензин при этом стоит 54,8 рубля за литр, дизель – 57,2 рубля. То есть на среднюю зарплату можно купить всего 448 литров 95-го бензина – полностью заправить средний топливный бак 9 раз.

35. Конфетный рай!

36. В Монголии странная ситуация не только с пробками и дорожным движением, но и с сигаретами. В какой-то момент в стране запретили продавать сигареты в радиусе 500 метров от образовательных учреждений! То есть легально в городе сигареты купить теперь почти невозможно.

37. Чтобы легально купить сигареты, народ отправляется теперь на рынки и барахолки, где закупается впрок.

38. Казалось бы, это должно было помочь в борьбе с курением. Но на самом деле это сформировало огромный чёрный рынок табака. Теперь сигареты продают таксисты, продают обычные магазины из-под полы.

39. Это можно сравнить с проституцией. В странах, где проституция запрещена, она никуда не исчезает. Просто уходит в тень – в итоге расцветает криминал, коррупция, полиция и бандиты начинают делить чёрный нал. Именно поэтому надо легализовать проституцию. Не потому, что проституция – это что-то хорошее. А потому, что тотальные запреты никак не помогают с ней бороться. Бороться и с курением, и с проституцией надо, но другими способами.

40. Зато на каждом шагу продают сигареты поштучно.

41. Это всё нелегально, и никто не знает, что продают бабушки, но другого выбора нет. Проверяющие таких бабушек не трогают.

42. Ещё сигареты нелегально продаются в таких вот магазинчиках. Просто подходишь к продавщице, и она тебе из-под прилавка достаёт пачку. Все об этом знают, эта сфера сейчас кормит местную полицию.

43.

44. Центр города

45. Модная оплёточка для руля

46. Слева плакат призывает остерегаться карманников. На правом вверху надпись: "Один удар – две жизни". А дальше идёт рассказ о том, что бить людей – это преступление, за которое могут и посадить.

47. Удивительно, но на рынке в Улан-Баторе можно купить "Сегу"!

48. Это не какой-то там новодел, а оригинальная старая приставка с картриджами.

49. Сумку н-нада?

50. Ходить по городу не всегда удобно.

51. О том, что кто-то вообще будет ходить по городу пешком, похоже, не думают.

52. Парковка

53.

54. Редкий пример улицы, по которой можно пройти.

55. Парк

56.

57. "Канон" тут означает тоже самое, что у нас "ксерокс": просто японская компания Canon первая начала поставлять копировальные аппараты в Монголию ) Так что у нас люди "ксерят" а тут "канонят".

58. Несмотря на то, что монголы используют кириллицу, похожих слов почти не встретишь, ничего вообще не понятно. Но некоторые слова пробрались в монгольский язык из нашего. Например, "пирожки".

59. Это, простите, велодорожка )))

60. Как и многое другое, велодорожка тут заканчивается паркингом.

61. Городская среда

62.