April 16, 2019

Закулисье "Цирка дю Солей"

Штаб-квартира Cirque du Soleil в канадском Монреале – это та творческая студия, где создаются все спектакли самого знаменитого циркового шоу мира. Мне удалось сюда попасть благодаря Павлу: он работает в департаменте кастинга, который набирает артистов для всех шоу во всех странах. Как готовятся артисты? Как создается реквизит? А много ли тут русских? Даже если вы уже были на шоу Cirque du Soleil, то с этой стороны вы не были точно. Давайте смотреть, как устроен цирк с изнанки!

Подписаться на канал

Нынешнее здание штаб-квартиры было построено в 1997 году. Это уже не первая творческая студия Cirque du Soleil: самая первая открылась в далёком 1984-м здесь же, в Монреале, где цирк и был основан бизнесменом Ги Лалиберте.

Ги начинал как простой уличный артист: ходил на ходулях, играл на аккордеоне, жонглировал, глотал огонь. Причем делал это не столько ради денег, сколько потому, что ему это нравилось. В качестве уличного артиста он объездил с выступлениями полмира, после чего вернулся в Монреаль и решил создать собственный цирк.

Всё начиналось 35 лет назад с небольшого спектакля, сделанного на средства правительственного гранта, выделенного по случаю 450-й годовщины открытия Канады Жаком Картье. На данный момент у цирка 21 большой спектакль.

Существует три основных формата спектаклей: первый – это стационарные шоу, 7 таких спектаклей идут в Лас-Вегасе. Второй формат – шапито, то есть передвижной тент на 3 тысячи зрителей, который не задерживается в одном городе дольше 4-8 недель. Третий формат – это спектакли на аренах, то есть цирк приезжает в город всего на одну-две недели, чтобы дать серию спектаклей. Как раз в этом третьем формате проходят спектакли в России.

На входе огромный шкаф с наградами – это "небольшая", по словам Павла, коллекция призов, полученных "Цирком дю Соле" за последние годы. Награды здесь как чисто цирковые типа Золотых клоунов фестиваля в Монте-Карло, так и в целом за деятельность компании. Например, несколько призов за архитектуру здания штаб-квартиры или приз Ги Лалиберте, которого признали Человеком года в Канаде.

Первая творческая студия, в которую мы попадаем – репетиционная.

Сюда съезжаются артисты со всего мира, но не для подготовки новых спектаклей, а чтобы натренироваться и заменить других артистов в уже существующих спектаклях.

Для отработки опасных трюков используются такие вот сложные конструкции.

На контейнере с вещами на входе надпись "Потеряно и найдено" на пяти языках, в том числе и на русском. На самом деле языков тут звучит гораздо больше: в компании работают люди из 60 стран. Наших тут много – 157 человек, это 11% от всего штата артистов, который составляет 1450 человек.

С другими табличками по всему зданию та же история, все они на пяти языках. Правда, языки почему-то уже немного другие. Китайского нет, например.

Неподалеку от репетиционной студии находится большой тренажерный зал, здесь артисты поддерживают мышцы в тонусе.

Эти люди, с задумчивыми лицами рассматривающие кусок материи, называются "артизанами" – это мастера, которые создают специальный реквизит для цирковых артистов. Речь не о бутафории или элементах образа, а о ремнях, тканях, страховочных поясах и прочих атрибутах, с помощью которых артисты выполняют трюки.

Гримом артисты цирка, приезжая в штаб-квартиру, занимаются сами. На первых порах на то, чтобы наложить грим, у них может уходить до пяти часов. С опытом это время сокращается до часа-полутора в зависимости от сложности и многослойности.

А этот гигантский цех – мастерская по производству костюмов для спектаклей.

"Дю Солей" известен своими яркими и странными костюмами. Например, вот такими...

Или такими...

Некоторые атрибуты создаются с помощью 3D-принтеров.

Вот эта собачья голова, например.

Постановщики "Цирка дю Солей" очень любят поиграть со светом и тенями. И костюмы в этой игре тоже участвуют.

Интересная, но немного пугающая традиция цирка – галерея гипсовых голов артистов.

Такая гипсовая голова есть у каждого артиста, который когда-либо выступал в цирке. Нужно это для того, чтобы сделать качественные парики и головные уборы – они должны максимально чётко прилегать к голове, поэтому костюмеры таким образом снимали мерки. Причем если размер тела с ходом времени может довольно сильно поменяться, то размер головы остается одним и тем же на протяжении долгих лет.

Раньше для получения таких гипсовых голов артиста буквально заливали гипсом, и он вынужден был сидеть в такой маске, пока она не застынет. Сегодня головы продолжают изготавливать для каждого артиста, но уже на 3D-принтере.

Пока головы уже окончивших профессиональную карьеру артистов отдыхают на полочках в галерее, головы действующих артистов активно используются. Выглядит это примерно так...

На каждом спектакле цирка (за редким исключением) работает живой ансамбль. Для них тут есть свои репетиционные студии. Работа вживую – это не просто статус, это необходимость. Выступление должно быть идеально синхронизировано с музыкой, и если у артистов что-то идёт немного не по сценарию, музыканты могут адаптироваться и, например, добавить несколько аккордов.

Штаб-квартира цирка – это не только место, где проходит подготовка к спектаклям, но и гостиница, в которой живут все артисты. Они приезжают в Монреаль не дольше, чем на 6 месяцев. Стены вокруг ресепшен усеяны фотографиями артистов.

Сотрудники, такие как мой проводник Павел, тоже живут тут первое время, но уже после первого месяца находят себе собственное жильё.

В холле висит большая карта мира, на которой отмечено, откуда приехали нынешние жильцы гостиницы. Есть и ребята из Омска.

Условия тут довольно спартанские, напоминает обычную трёхзвёздочную гостиницу: кровать, кресло, шкаф. Ничего лишнего.

Разве что есть небольшая собственная кухонька.

Внизу есть и полноценная кухня с большим обеденным залом.

Для тех, кто не любит готовить самостоятельно, есть столовая.

Пары живут в семейных номерах, они значительно просторнее. Кстати, отношения между артистами тут не редкость. Этого никто не запрещает, лишь бы на работу не влияло, а то, знаете, засмотришься на возлюбленную во время выступления и забудешь партнёра поймать.

Вид из окна номера на внутренний дворик.

Из номеров, которые выходят не на внутренний двор, а наружу, вид тоже не очень-то впечатляющий. Здание штаб-квартиры построено на месте бывшей городской свалки, которую закрыли порядка 20 лет назад, поэтому эта земля практически ничего не стоила. Районы вокруг были крайне неблагополучными. Но Ги Лалиберте купил это место, построил здесь штаб-квартиру и привлёк сюда множество людей.

Развлекаться артистам особо некогда, поэтому и комната отдыха довольно скромная: телевизор, кикер, стол для настольного тенниса, бильярд.

Из приятностей есть сауна, массажная комната, а ещё вот такая пафосная лаундж-зона.

В "Цирк дю Солей" набирают лучших артистов мира в семи разных дисциплинах: артисты цирка, спортсмены, танцоры, музыканты, певцы, клоуны и актёры. У департамента кастинга есть большая база данных, в которой на данный момент более 120 тысяч человек, из которых только около 10% по своему уровню представляют интерес для Cirque du Soleil.

Попасть сюда мечтают многие артисты, хотя изнанка их жизни выглядит не так уж ярко. Жить им приходится не в самых комфортных условиях, а баснословных денег, судя по всему, они здесь не зарабатывают. Допытаться, сколько конкретно зарабатывают артисты "Цирка дю Солей", у меня так и не получилось. Но, по словам Павла, даже полёты бизнес-классом простые артисты цирка себе не позволяют: им такая роскошь не по карману.