April 9, 2019

Что нам делать с мусором: пример Швеции

Фото: energynews.us

Чита, Мурманск, Челябинск и Махачкала завалены мусором, в Подмосковье растут новые мусорные горы, а Поморье и Ярославль становятся персональными свалками Москвы... Пройдёт ещё 10 лет, и рядом с каждым мегаполисом в России будет мусорное пятно величиной с сам город. Что с этим делать, до сих пор никто не придумал. По поведению властей понятно, что они решили оставить решение мусорной проблемы следующим поколениям. Грубо говоря, сейчас они берут одну свалку и сдвигают её в другое место на карте, чтобы избежать народного бунта (получается не очень).

Конечно, территория у нас огромная, и мусор можно долго размазывать тонким слоем по всей стране, как масло по бутерброду. Но кому нужна такая Россия? Вы бы хотели жить так, как живут сегодня читинцы?

По статистике на каждого россиянина ежегодно приходится более 400 кг мусора, и практически все эти отходы оседают на свалках. Суммарная площадь российских свалок ещё в 2016 году составляла около 4 млн гектаров, и каждый год к этой площади прирастает ещё 0,4 млн гектаров. Для наглядности, 0,4 млн га – это суммарная площадь Москвы и Петербурга.

Пока мы не можем приучить себя даже к простейшим действиям – например, сортировке мусора по разным контейнерам, чтобы его можно было отвозить на переработку, некоторые из наших соседей уже очень близки к тому, чтобы стать странами нулевых отходов. Например, Швеция. Шведы пошли дальше других и научились не только перерабатывать или уничтожать весь производимый мусор, но ещё и зарабатывать на этом.

В Швеции на человека приходится в среднем даже больше отходов, чем в России – около 500 кг в год. Это очень много, и всё это надо куда-то девать. Если Россия со своей гигантской территорией может позволить себе зарастать свалками так, чтобы этого практически никто не замечал, то относительно небольшая Швеция при таком подходе уже была бы одной огромной свалкой.

Так что же шведы делают с мусором? Вот данные за 2017 год:

15,5% мусора – органические отходы, которые подвергаются биологической обработке.

33,7% мусора – это материалы, которые подлежат переработке. К таким относится стекло, металлы, пластик.

50,3% мусора – это отходы, не подлежащие переработке. Их сжигают на специальных электростанциях, работающих на мусоре, и получают из него энергию.

0,5% мусора – это тот остаток, который всё же отправляется на свалки. В год это 23 тысячи тонн. Для шведов даже это много, и они думают над тем, как бы вообще свести количество свалок к нулю.

Как Швеция приучилась к сортировке отходов

Шведы начали сортировать мусор на порядок позже других европейских стран – только в конце 90-х годов. При этом, в отличие от нас (у нас раздельный сбор мусора пытаются внедрить уже много лет, и никак он не выйдет за рамки "эксперимента"), они очень быстро привыкли к новой системе и добились больших успехов. На сегодняшний день архитекторы при проектировании частных домов или дизайнеры при составлении плана кухни уже заранее предусматривают место для серии разноцветных контейнеров под все виды мусора. Дети с детского сада знают, какой цвет для чего предназначен.

Выглядит это вот так: зелёный цвет – для органических (пищевых) отходов, синий – для газет и бумаг, оранжевый – для пластиковой упаковки, жёлтый – для бумажной упаковки (да, её собирают отдельно от обычной бумаги), серый – для металлической тары, белый – для оставшихся отходов, которые можно сжечь для получения энергии.

И это не всё. На рисунке не изображены ещё несколько видов мусора, который шведы тоже собирают отдельно: это стекло (причём отдельно прозрачное стекло и отдельно цветное), крупногабаритный мусор (мебель, велосипеды и т.п.), электроника и, наконец, опасные отходы.

В общей сложности получается 11 разных видов мусора. Только вдумайтесь! В России три контейнера – это уже слишком сложно для многих, а у шведов этих контейнеров 11, и никто не жалуется.

Причём если упаковка продукта состоит из нескольких материалов, её нужно разобрать и распределить по разным контейнерам. Например, этикетки от бутылок обязательно отклеивают и кладут в контейнер с бумажной упаковкой, а саму бутылку кладут к стеклу.

Как происходит сбор мусора

Никаких мусоропроводов. Жители многоквартирных домов относят свой мусор вот в такие пункты сбора отходов, которых по стране около 6 тысяч. Не всегда они находятся прямо рядом с домом, иногда до них приходится идти квартал или даже пару кварталов.

Для жителей частных домов сбор мусора организован несколько по-другому. Здесь мусор забирают мусоровозы. Причём вывоз происходит раздельно по дням недели: в понедельник проезжает мусоровоз, забирающий биологические отходы, во вторник – пластиковую упаковку, и так далее. Большой общий контейнер для мусора разделён на несколько контейнеров поменьше, и жильцы каждое утро или с ночи вынимают нужный контейнер, выставляют его возле дома, а потом забирают пустой обратно. Очень удобно, но есть одно "но": такой сбор мусора платный, это стоит около 200 евро в год.

Особая ситуация с такими видами отходов, как электроника, вредные отходы и габаритный мусор. Его не забирают мусоровозы и не принимают обычные пункты сбора мусора. Весь этот мусор нужно отвозить на специальные перерабатывающие центры, которых по стране всего 650. Примерно раз в месяц семья загружает весь такой мусор в машину или нанимает фургон и везёт сдавать его в один из перерабатывающих центров. Такого мусора в Швеции около 1,4 млн тонн в год. На человека – около 160 кг в год.

Чтобы упростить сбор опасного мусора, в Швеции придумали специальные автоматы по приему мелких вредных отходов. Такие автоматы стоят в большинстве супермаркетов, аптек, на автозаправках. Они принимают лампочки, батарейки, баллончики из-под спреев, мелкую электронику, а также краски, клей, лаки (для ногтей и не только).

Такие же автоматы есть и по приёму стеклотары, консервных банок и так далее. Сдав мусор в автомат, вы можете нажать красную кнопку и получить за него вознаграждение, либо нажать жёлтую кнопку и отправить это небольшое вознаграждение на благотворительность.

Что делают из мусора

Итак, мусор рассортирован и собран. Пора превращать его в нечто полезное.

Как я уже сказал, 30% мусора идут на переработку: из использованных бутылок делают новые бутылки, из вскрытых консервных банок – новые консервные банки. При этом многие компании-гиганты, чтобы поддержать идею переработки отходов, специально производят некоторые свои товары из переработанных материалов. Например, все металлические пробки от бутылок в 2017 году пошли на создание 2200 автомобилей Volvo – и для компании дополнительный пиар, и в то же время популяризация идеи переработки материалов.

Общие объёмы переработки мусора в Швеции в 2017 году:

Газеты и другая печать: 219,6 тысяч тонн;
Бумага, картонные упаковки – 133,6 тысяч тонн;
Металлическая упаковка – 16 тысяч тонн;
Пластиковая упаковка – 65,7 тысяч тонн;
Стеклянная упаковка – 213,6 тысяч тонн;
Электроника – 137,3 тысяч тонн;
Батарейки – 10 тысяч тонн;
Шины – 85 тысяч тонн.

Что касается биологических отходов, то большая их часть идёт на производство биоудобрений. Шведы очень гордятся этим и считают невероятно перспективной сферой, поскольку искусственные удобрения дороги и изготавливаются из природного газа и фосфора, а это невосполнимые ресурсы. Некоторые эксперты говорят, что фосфор закончится быстрее, чем уголь.

Кроме того, из органического мусора получают биогаз, который используется, например, в качестве экологичного топлива для общественного транспорта. Большинство автобусов в Швеции уже работают не на дизеле, а на биогазе. Шведская Scania стала одним из мировых лидеров по производству транспорта на биогазе и поставляет его во многие страны Европы.

Оставшиеся 50% отходов становятся источником чистой энергии для страны в рамках программы Waste to Energy. Это, пожалуй, самый интересный пункт из опыта Швеции в утилизации мусора, так что остановимся на нём поподробнее.

Как зарабатывать на мусоре

Технология превращения отходов в энергию используется во многих странах мира, но Швеция больше всех преуспела в её развитии. В стране нет запасов нефти и газа, поэтому она очень активно развивает альтернативные источники энергии. Мусоросжигательные заводы, работающие по технологии Waste to Energy, заменяют шведам атомные электростанции. В среднем в год такие заводы производят порядка 17 ТВтч энергии – этой энергии хватает на отопление значительной части территории Швеции.

Один из первых в Швеции заводов Waste to Energy в городе Линчёпинге

Количество энергии, которое маленькая Швеция сберегает за год, примерно равно количеству энергии, которое производит одна средняя тепловая электростанция. При этом для обычной ТЭС нужен уголь, а для завода Waste to Energy – мусор, то есть сырьё, которое практически ничего не стоит. Шведы даже принимают мусор из других стран, его им привозят бесплатно, например, из Норвегии. Соседи только рады избавиться от отходов, а для шведов это по сути бесплатное сырьё, на котором они ещё и зарабатывают, продавая получаемый из него биогаз в том числе и обратно в Норвегию.

Отходов требуется, конечно, больше, чем угля: две тонны мусора в плане выделяемой энергии эквивалентны одной тонне угля. Но затраты всё равно несопоставимы, что делает заводы Waste to Energy прибыльным бизнесом.

Например, завод Waste to Energy в шведском городке Линчёпинге стоил 85 млн евро и при этом окупился всего за 4 года. Сегодня строительство таких заводов стоит уже значительно дороже – 150-250 млн евро, но окупаются они всё равно достаточно быстро, за 6-7 лет. К тому же, власти страны предлагают значительные налоговые льготы компаниям, занимающимся переработкой и утилизацией мусора.

Что же в итоге? Швеция – одна из четырёх стран Евросоюза, в которой объём мусора, отправляемого на свалки, составляет менее 1%. У нас же всё наоборот: менее 1% – это объём перерабатываемых отходов. Всё остальное идёт на свалки, а о том, чтобы превращать мусор в энергию и зарабатывать на этом деньги, у нас никто и не помышляет.