Реклама
March 22, 2019

Как убирают снег в разных странах мира

-=Реклама. Пост оплачен=-

Мы привыкли сравнивать Россию с другими странами. Я сам много путешествую и стараюсь искать лучшие мировые практики, чтобы применять их у нас. И вот в этом году я решил посмотреть, как убирают снег в Канаде и был удивлен. Его там почти не убирают! Ну, то есть, после Москвы это выглядело очень непривычно.

Вообще в плане уборки снега Россию сложно с чем-то сравнивать, потому что стран с похожим климатом не так то много. Что у нас на карте? Скандинавия? Да, но проблема в том, что там мало людей и действуют немного другие стандарты. Например, на многих трассах они делают снежный накат, это возможно при низкой интенсивности трафика, но нам не подходит. Кстати, недавно общался с послом Швеции и был очень удивлен, что он начал жаловаться, как у них плохо снег убирают! Я думаю, Россию лучше сравнивать с Канадой. Климат примерно похожий, у них тоже крупные города находятся примерно в такой же климатической зоне, как у нас в Центральной России.

Следующий момент, который надо обязательно разделять, это тротуары и дороги. Например, часто можно услышать критику реагентов. Что такое реагент? Это соль, это специальные смеси для обработки дорог, в принципе, дороги можно посыпать даже сахаром и он тоже будет выступать реагентом. Реагенты на тротуарах никто не любит! Они создают мерзкую слякоть, но самое главное, убивают обувь. И на тротуарах действительно от реагентов отказаться можно (особенно если нет интенсивного движения пешеходов), а вот на дорогах отказаться от реагентов не получилось ни у одной страны мира, где зимой выпадает снег. И здесь уже важно смотреть, чем поливают или посыпают дороги, насколько реагенты вредны для экологии и эффективны.

Предлагаю взглянуть на заснеженные дороги Монреаля, Осло и других городов и сравнить с Москвой и Питером. Сразу скажу, говорить мы будем про дороги, а не про тротуары. На тротуарах я сам сторонник гранитной крошки, как в Скандинавии.

Норвегия

В Осло за зиму выпадает в среднем около 80 см снега. Для сравнения, в Москве — 152 см. Два года назад в феврале я был в Осло, и попал как раз в крупный снегопад, который закончился только глубокой ночью. Дороги прилично засыпало снегом, но сразу по окончании снегопада на улицы выехали тракторы, которые расчищали дороги и посыпали их солью. На дорогах с высокой интенсивностью в Осло обязательно используются реагенты, без них не справиться. А вот на дорогах с интенсивностью поменьше уже могут рассыпать песок.

Куда же коммунальщики сваливали весь снег? Да прямо на тротуары! Мало чем отличается от российского подхода к уборке.

Особенно удивительно было наблюдать такое, учитывая, что Осло позиционирует себя как город, ориентированный в первую очередь на пешеходов.

Нет, центральные улицы, конечно, расчистили, а вот об окраинах заботы куда меньше. Снег на тротуарах здесь начали расчищать только к обеду следующего дня – для этого на улицы выехали маленькие трактора, при этом никаких дворников с лопатами я вообще не встретил.

Ну ладно тротуары, но и некоторые из окраинных дорог не стали чистить, оставив просто укатанный снег. Дело в том, что нормы уборки снега в Норвегии зависят от категории трассы и интенсивности движения. Дороги, которые пропускают более 5000 автомобилей в сутки, тут чистят до асфальта с помощью реагентов, а вот улицам, по которым в сутки проезжает менее 3000 машин, столько внимания не положено – на них допускается снежный накат.

Ни в Москве, ни в Питере, ни в других крупных городах России такая халява не прокатит. Если в Осло достаточно много дорог категорий C, D, E (до 3 тысяч авто в сутки), то практически каждую улицу Москвы и Петербурга можно по меркам Осло считать дорогой категории A, то есть убирать снег с нее необходимо быстро и дочиста. При этом требования российского ГОСТ Р 50597-17 еще более жесткие, чем в Норвегии: снег и наледь не допускаются на проезжих частях в городах и на дорогах вне населенных пунктов, по которым проезжает свыше 1500 в сутки.

Формально требования по уборке снега в Норвегии выглядят довольно жесткими: дорожные службы должны полностью удалить снег с проезжей части через два часа после начала снегопада. После этого времени на улицы выезжают контролеры и замеряют коэффициент сцепления шин с покрытием. Если показатель сцепления ниже 0,4, то дорожникам выписывают предупреждение и дают полчаса на устранение недоработок. Если обслуживающая организация не справляется за это время — платит штраф.

Однако правило про уборку за два часа относится только к дорогам категорий A и B, главным транспортным артериям городов и дорогам с высокой интенсивностью. Таких в Норвегии всего 10% от общей протяженности дорог. Общая протяженность дорог в Норвегии – около 80 тысяч км. То есть реально норвежцам во время снегопада приходится чистить всего 8 тысяч км дорог. И это на всю страну. На эти 8 тысяч км дорог в год уходит 325 тысяч тонн реагентов. В Москве общая протяженность дорог составляет около 6 тысяч км, и чистить, что называется, до черного асфальта, приходится практически все. Объем реагентов в Москве используется приблизительно такой же, но и на дороги, и на тротуары.

Канада

Впечатления от канадской зимы еще свежи, ведь с момента путешествия туда прошло всего два с небольшим месяца. Я побывал в Оттаве, Монреале и Квебеке и все три города встретили меня разной погодой: в Оттаве была оттепель и все таяло, Монреаль встретил легким морозцем – до минус семи, а вот в Квебеке вдарил настоящий дубак – до минус 20.

Для начала взглянем на Монреаль – это второй по величине город Канады и он гораздо больше похож на Москву и Петербург, чем Квебек, Оттава и уж тем более Осло. Здесь автодорожная сеть развита гораздо сильнее, соответственно и число автомобилей, и интенсивность движения в разы выше. По данным 2013 года, на 1000 жителей Монреаля приходилось 437 автомобилей. В Москве этот показатель даже меньше – 308 автомобилей на 1000 жителей, по данным за 2016 год. Так что же здесь с уборкой снега?

Итак, в Монреале за уборку снега отвечают 3000 сотрудников дорожных служб и 2200 единиц спецтехники. В Москве – 17,6 тысячи единиц техники, ровно в 8 раз больше. При этом площадь Москвы больше примерно в 7 раз: 2560 квадратных километров против 365. В общем, цифры вполне сопоставимые.

При этом никаких дворников с лопатами, как и в Осло, тут нет. Московские 25 тысяч дворников в Монреале восприняли бы как нонсенс. Тротуары тут разгребают мини-тракторы, снег они сваливают на край проезжей части, где позже проезжает тяжелая снегоуборочная техника, распределяет снег по самосвалам и вывозит за город. Лопаты же используют в Монреале только чтобы очищать от снега подъезды домов или автомобили, которые очень часто оказываются практически полностью закопаны в снегу. С припаркованным на краю проезжей части транспортом тут не церемонятся.

Дороги тут тоже посыпают солью в диких количествах, но только в дни перепада температур или в условиях прогнозируемого ледяного дождя, чтобы никто не упал и не сломал себе чего-нибудь, поскольку пострадавшие легко могут засудить город. Если температура стабильно ниже нуля, то реагенты не используют, а просто механически чистят дороги тракторами.

При этом с маленькими улочками, на которых нет интенсивного движения, та же проблема, что и в Осло: на них допустим снежный накат, поэтому им ждать приезда снегоуборочной техники порой приходится по несколько дней.

Если в Монреале с уборкой снега все еще относительно неплохо, то в столице Канады Оттаве ситуация гораздо хуже. В жилых районах расчищают только проезжую часть, на тротуарах же – огромные сугробы. Чтобы вы понимали, это не то, что не успела убрать тяжелая техника, нет, снегопад прошел давно.

При этом стандарты уборки снега, прописанные на сайте мэрии Оттавы, довольно жесткие. По ним в течение четырех часов после окончания снегопада должны быть расчищены главные транспортные артерии города. В течение шести часов дорожные службы обязаны освободить от снега улицы, соединяющие магистрали с жилыми районами. А улицы и переулки в жилых районах быть очищены в течение 16 часов после того, как упадет последняя снежинка. Это относится к проезжей части.

К уборке тротуаров требования чуть более мягкие: за шесть часов должен быть очищен даунтаун, за 12 часов – жилой центр, за 16 часов – все остальные жилые районы. Дольше всего снег может лежать на автобусных остановках – до суток.

Так должно быть в теории. На практике же снег лежит и на тротуарах, и на пешеходных переходах, и на остановках общественного транспорта. Видимо, ждут, пока сам растает.

Швеция

Ситуация в Швеции в целом схожа с тем, что происходит в Норвегии. На дорогах с проходимостью до 1500 автомобилей в сутки разрешен снежный накат. Интенсивность движения в Швеции небольшая, так что под снежным покровом могут содержаться около 60% дорог в стране.

Дороги с интенсивным движением очищаться должны быстро и до черного асфальта. Чтобы добиться этого, их обрабатывают раствором соли – никуда от нее не деться. Есть у шведов и свой собственный, уникальный способ борьбы с гололедом, его еще в 2004 году придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Мелкий песок смешивают с горячей водой в пропорции 7 к 3 и разбрызгивают на региональных дорогах. Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. При этом на дорогах с интенсивным движением и в крупных городах песок использовать запрещено из-за опасной пыли, которую он образует. Такое правило действует и в Норвегии.

Применяют в Швеции и гранитную крошку, однако не думайте, что это альтернатива реагентам. Нет. Соль и гранитная крошка применяются в разных случаях: на дорогах со снежным накатом и маленьким трафиком рассыпается гранитная крошка. Но на голом асфальте или при гололеде она бесполезна – для этих случаев необходимы реагенты.

Кстати, довольно распространенным является миф о многоразовом использовании гранитной крошки в качестве противогололедного материала. Попытки отмыть гранитный щебень и использовать по второму кругу действительно предпринимались в Швеции, но безуспешно. Так что сейчас щебень собирают с дорог и вывозят на свалку.

Несмотря на довольно суровые зимы, всю Швецию в зимний период обслуживают всего около 2600 снегоочистителей, 900 солеразбрасывателей и 1000 пескоразбрасывателей. По сравнению с московскими 17,6 тысячами единиц техники это всего-ничего.

Тяжелее всего, само собой, приходится Стокгольму. Снег здесь может лежать сутками, причем как на дорогах, так и на тротуарах. Кстати, интересная история произошла здесь в 2015 году: мэрия Стокгольма приняла новые правила уборки снега, призванные облегчить участь женщин в суровую зиму. Дело в том, что на автомобилях в городе передвигаются в основном мужчины, женщины же, как пояснил департамент транспорта, предпочитают велосипеды и (неожиданно) скейтборды. Ну либо автобус.

Фото: velonation.bike

Для их удобства власти предписали первым делом расчищать тротуары и дорожки возле домов, а только потом транспортные магистрали. А ведь Стокгольм в отличие от того же Осло – город автомобильный, а не пешеходный. По данным за 2016 год, в Стокгольме насчитывалось более 900 тысяч автомобилей. При этом на тысячу жителей приходилось 402 автомобиля – это почти на 100 больше, чем в Москве.

В итоге при первом же серьезном снегопаде произошел такой транспортный коллапс, какого Стокгольм никогда не видывал: закрылись школы, общественный транспорт полностью встал, более половины жителей города так и не смогли в этот день добраться до работы.

Фото: velonation.bike

Даже страны, которые мы считаем образцом для подражания, испытывают серьезные трудности с уборкой снега. Никакого чудодейственного рецепта очистки дорог до сих пор никто не изобрел. Методы борьбы со стихией практически везде одни и те же, и в большинстве случаев это реагенты, как бы они кому не нравились. Да, это неэкологично, но при правильном использовании вред от них можно свести к минимуму. О том, как используют реагенты в разных странах и как используют у нас, я расскажу вам в одном из следующих постов.