March 16, 2019

11 значимых зданий по версии читателей ArchDaily

Архитектурному блогу ArchDaily исполнилось 11 лет. Сегодня это самый посещаемый архитектурный сайт в интернете, так что если интересуетесь современной и не очень архитектурой, добавляйте его в закладки. В связи с годовщиной они рассказали, какие здания больше всего интересовали его читателей. Сооружения самые разные: небоскрёб в Чикаго, вилла на Капри, жилой дом в Копенгагене, опера в Харбине... В тексте эти дома приводятся как пример хорошей архитектуры, которой и посвящён блог.

Я не во всём согласен с авторами и не видел всех описываемых зданий лично, но об увиденных расскажу, что смогу, а в остальных случаях почитаем историю и посмотрим фотографии.

1. IBM BuildingЛюдвиг Мис ван дер Роэ

Прежде чем стать независимым архитектором, ван дер Роэ работал у Петера Беренса и руководил строительством германского посольства на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. Фигуры на крыше простояли всего год – началась Первая мировая, разъярённые горожане разгромили посольство, а скульптуры вывезли в неизвестном направлении.

Но мы посмотрим на другую работу, уже его собственную, – 52-этажный небоскрёб в 212 метров высотой, построенный в центре Чикаго в 1973 году. Это последняя и самая высокая работа ван дер Роэ, скончавшегося за четыре года до окончания строительства.

Источник: Bluffon University

Располагавшаяся в небоскрёбе компания IBM продала свои офисы в 1996 году, а полностью покинула здание в 2006-м. Сегодня здесь находятся офисы, в том числе, и Американской медицинской ассоциации, поэтому здание называют AMA Plaza.

Источник: Bluffon University

А в «Тёмном рыцаре» Кристофера Нолана небоскрёб сыграл роль правительственного здания, в котором располагались кабинеты многих персонажей фильма.

Источник: Bluffon University

2. Центр Гейдара АлиеваБюро Захи Хадид

Я не раз посещал Баку и в центре Алиева тоже был. Спроектированный в 2007-м и построенный в 2012-м, уже в 2014 году он был назван лучшим зданием в мире.

Идея проекта в том, чтобы оторваться от традиции советской архитектуры и построить что-то новое для Азербайджана. Присущая зданию плавность и бесконечность изгибов связана с бесконечностью и исламской культурой – каллиграфией и интерьером, где одна деталь плавно переходит в другую.

Здание культурного центра имеет непрерывную и словно жидкую поверхность. Это ощущение дополняется складками, волнами и изгибами, которые не только выполняют декоративную функцию, но и указывают на расположение входов, облегчая навигацию внутри здания.

Из-за формы здания стирается граница между ним и окружающим его пейзажем. Центр Алиева воспринимается не как построенное людьми здание, а как часть ландшафта.

Архитекторы рассказывали, что на такую текучесть их вдохновила традиционная азербайджанская культура, включая традицию покрывать поверхности стен и полов коврами. Такое плавное перетекание одной поверхности в другую Заха Хадид интерпретировала в необычную для Азербайджана форму здания.

Снаружи кажется, что в здании нет жёстких вертикальных бетонных конструкций, и интерьер действительно подтверждает ощущение непрерывной текучести. Это большая заслуга проектировщиков, спрятавших жёсткий каркас здания за плавными формами и изгибами.

3. Центральная библиотека Сиэтла.OMA и LMN

11-этажная библиотека, открытая в центре Сиэтла в 2004 году. В 2007 году здание вошло в 150 лучших зданий США по версии Американского института архитектуры.

Фото: Philippe Ruault

Фото: Philippe Ruault

В течение XX века библиотека переезжала с места на место, сталкиваясь с нехваткой средств на необходимое здание и дефицитом места в существующих. Новое здание способно вместить полтора миллиона книг, тогда как прежнее вмещало лишь 900 тысяч.

Фото: Philippe Ruault

Также библиотека ориентирована в первую очередь на посетителей, а не на персонал – это не пыльное хранилище книг, а общественное место. В первый год библиотеку посетили 2,3 миллиона человек, а мнение критиков разделилось. Одни хвалили здание за архитектурные решения, другие ругали за монотонность и безликость.

Фото: Philippe Ruault

Фото: Philippe Ruault

4. Харбинская операMAD Architects

Здание противопоставлено современной, устремлённой вверх, китайской архитектуре. Как и в случае с Центром Алиева, харбинская опера задумана как продолжение окружающего ландшафта. Белоснежный цвет не случаен – Харбин находится на севере Китая, зимой здесь выпадает снег, а изгибы здания словно созданы пустынным ветром.

Источник: Hufton + Crow

Лучшее здание 2016 года по версии ArchDaily.

Фото: Adam Mork

Фото: Adam Mork

Фото: Adam Mork

Не знаю, были ли авторы ArchDaily в Харбине, но я был. И думаю, что харбинская опера – это китайская копия хорошей архитектуры, прекрасно выглядящая только на рендерах и определённых ракурсах. На деле здание построено из дешёвых материалов, за его территорией не ухаживают должным образом, а вокруг него и вовсе дикое поле. Увы, внутрь мне тогда попасть не удалось.

Подписаться на канал

5. Термальные бани Вальса.Петер Цумтор

Спа-комплекс, построенный на термальном источнике в швейцарском городе Вальс в 1996 году. Первый отель был построен здесь ещё в шестидесятых годах, а после банкротства застройщика Вальс выкупил пять строящихся отелей и задумал построить между ними центр гидротерапии.

Внутренние помещения сделаны наподобие пещер, а здание в целом является словно продолжением горы.

6. Вилла МалапартеАдальберто Либера

Построенная в 1938 году на итальянском острове Капри эта вилла реализовала мечту её первого хозяина, Курцио Малапарте, об уединённом жилище. «Сейчас я живу на острове, в аскетичном и меланхоличном здании, которое я сам выстроил на одиноком утёсе посреди моря. Это воплощение моей мечты».

Фото: Sean Munson

Классическое снаружи и современное внутри оно одновременно не вписывается в окружающий пейзаж, но и не разрушает его. Кажущееся небольшим снаружи здание вмещает в себя два этажа и подвал. При этом хозяину отведён лишь второй этаж. На первом находятся кухня и гостевые спальни, а в подвале хозяйственные помещения. На крыше расположена терраса, доступ к которой есть только с улицы, но не из внутренних помещений.

Фото: Gloria Saravia Ortiz

После смерти хозяина в конце пятидесятых дом пришёл в упадок. В 1962 году Жан-Люк Годар снимает здесь «Презрение», а затем дом забрасывают до конца восьмидесятых годов, когда его наконец отреставрировали.

Кадр из фильма «Презрение», режиссёр Жан-Люк-Годар

7. Вилла СавойЛе Корбюзье

Памятник авангарда конца двадцатых годов, построенный Ле Корбюзье для промышленника Пьера Савой в парижском пригороде Пуасси. Во многом новаторский проект, в котором едва ли не впервые была использована привычная нам сегодня плоская крыша. Но из-за неё же у здания начались проблемы – несовершенство строительных технологий начала века не позволило крышу герметизировать, и начались протечки. На архитектора подали в суд, а во время Второй мировой войны здание было частично разрушено.

В 1962 году дом перешёл в государственную собственность, а перед этим чудом избежал сноса и в порядке исключения получил статус исторического памятника – по французским законам этот статус применим только к работам умерших архитекторов, а Ле Корбюзье в это время был жив.

В этой работе видны пять основных идей Ле Корбюзье, «пять отправных точек современной архитектуры»: 1) бетонные опоры, поднимающие здание над уровнем земли; 2) плоская крыша, которая может использоваться как сад, терраса или спортплощадка; 3) открытое внутреннее пространство, «свободный план»; 4) горизонтальные окна; 5) свободный фасад.

8. Naman Retreat Pure SpaMIA Design Studio

Спа при одноимённом пятизвёздочном отеле во вьетнамском городе Дананг, построенное в 2015 году.

Фото: Oki Hiroyuki

Фото: Oki Hiroyuki

Фото: Oki Hiroyuki

Несколько уровней решёток и растений служат не только декорацией интерьера и экстерьера, но ещё и разделяют помещения и участвуют в их вентиляции.

Фото: Oki Hiroyuki

9. Детский реабилитационный центр TeletónGabinete de Arquitectura

Центр построен в 2010 году в Ламбаре, пригороде Асуньона – парагвайской столицы. Teletón переводится с испанского как «телемарафон». Дело в том, что средства на строительство этого здания были собраны именно этим способом.

Фото: Federico Cairoli

Фото: Federico Cairoli

Пришедшие в негодность и заменённые стройматериалы не выбрасываются, а перерабатываются и используются для строительства новых построек на территории комплекса.

Источник: Gabinete Arquitectura

10. Институт СолкаЛуис Кан

«Учреждение, достойное визита Пикассо» – таким видел проект его заказчик, американский вирусолог Джонас Солк. На тихоокеанском побережье Сан-Диего один из разработчиков вакцины от полиомиелита хотел построить биологический исследовательский центр, который воплотит значение науки для человечества. Техническое же задание выглядело так: просторные помещения для лабораторий; простые сооружения, требующие минимального обслуживания; яркий и гостеприимный ансамбль для сотрудников и гостей комплекса.

Фото: Liao Yusheng

По проекту институт должен был состоять из трёх частей: гостевого дома, деревни и лабораторий. Но построены были лишь последние.

Фото: Liao Yusheng

Сами лаборатории из двух башен, разделённых садом, превратились в два длинных комплекса, разделённых мощённой площадью, через которую проходит узкий морской канал. Выходящие на неё башни – части прямоугольных лабораторий, вытянувшихся в сторону моря.

Фото: Liao Yusheng

По задумке бетонные здания сливаются с одноцветным мощением и отсылают к Древнему Риму без каких-либо совпадений с ним в архитектуре.

Фото: Liao Yusheng

11. Дом-гораBjarke Ingels Group

Однажды я уже рассказывал об этом жилом доме, построенном в 2008 году на окраине Копенгагена, в районе Эрестад. По соседству с домом-горой стоят построенные ранее дома V и M. А когда выяснилось, что их жителям не хватает парковочных мест, то же архитекторское бюро построило новое здание – на две трети парковку, на одну треть жилой дом.

Все квартиры находятся на верхнем уровне, а парковку от улицы закрывает металлический фасад, в котором просверлены отверстия, изображающие Гималаи. Ночью же изображение освещается изнутри.

Из каждой квартиры есть выход в отдельный дворик. Сады на крыше питает собственная система полива.

А какие, по-вашему, здания читатели ArchDaily незаслуженно обошли стороной? И какие из представленных они могли бы заменить?