March 15, 2019

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60

Перенесёмся в самое холодное обитаемое место на нашей планете – в Оймякон! Как же я люблю Якутию! Волшебная страна, и в этом году я решил добраться до самой холодной её части. По крайней мере, так считают сами оймяконцы, но тут не всё так просто.

Вы наверняка слышали устоявшуюся ещё в советское время формулу "Оймякон – полюс холода". Но тут есть несколько оговорок. Во-первых, это полюс холода Северного полушария, во-вторых, не факт, что полюс холода – именно Оймякон. Дело в том, что температура -71,2 градуса Цельсия, которая потом вошла во все учебники географии, на самом деле не была задокументирована. Во-вторых, температура -67,7, которая действительно была зарегистрирована, наблюдалась не в самом Оймяконе, а в Томторе – это посёлок поблизости, где находится аэропорт. В-третьих, звание самого холодного места в Северном полушарии оспаривает ещё и Верхоянск: вроде как, в 1885 году температура там опускалась до -67,8 градусов. Но тогда наблюдения были менее точны, и у Оймякона как столицы холода по-прежнему много сторонников.

Действительно ли в Оймяконе было -71,2 градуса или нет, не так важно. Тут адски холодно даже весной. Когда я приехал днём, термометр показывал -53, хотя в этот момент в Якутске уже без шапок народ ходил. Ещё в Оймяконе очень контрастная температура. То есть если ночью -50, то днём на солнышке может быть -30! Как вам такие скачки?

01. До Оймякона добраться не так просто. Зимой нет регулярного авиасообщения, так как летать дорого, и народ едет туда на машинах, а это 928 километров до Якутска (20 часов с учётом паромной переправы, как показывает Гугл) и 1008 километров до Магадана (23 часа). Ближайший посёлок, куда есть регулярные рейсы из Якутска, – это Усть-Нера, но оттуда тоже 11 часов ехать до Оймякона. Но если очень повезёт, можно попасть на чартерный рейс ;) Летают туда самолеты "Полярных авиалиний" из аэропорта Маган. Перед тем как завести двигатель самолёта или вертолёта на морозе, его надо отогреть.

02. А вот и наш самолёт. Это чехословацкий Л-410 "Турболёт". Кстати, с 2018 года эти самолёты собирают и в России (Екатеринбург, Уральский завод гражданской авиации), но у "Полярных авиалиний" самолёт старенький.

03. Билеты очень дорогие, 45 000 рублей туда-обратно, хотя лететь около двух часов. Для сравнения, прямой рейс "Аэрофлота" в Лос-Анджелес (самый длинный перелёт из Москвы, часов) стоит 35 000 рублей в обе стороны. На нашем рейсе было 8 пассажиров.

04. По случаю внезапного рейса самолёт загрузили фруктами и овощами.

05. В аэропорту Томтора, ближайшем к Оймякону, стоят Ан-2, но они зимой не летают.

06. А в тёплое время года "Кукурузник" может перевезти до 12 пассажиров.

07.

08. В аэропорту нет никаких строений для обслуживания пассажиров, так что встречающие ждут в машинах прямо на краю полосы. Если тебя никто не встречает, то всё, замерзнешь тут и умрёшь прямо перед самолетом. Ещё забавно, что поскольку в Томторе зимой нет людей и всё закрыто, посадочные тоже не выписывают. Поэтому посадочные на обратный перелёт выписывают в Якутске! Естественно, нет никаких досмотров и проверок.

09. Аэропорт Томтор недалеко от Оймякона появился в 1942 году. 11 июня 1942 года было подписано соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу между США и СССР. По этому договору американцы перебрасывали в СССР истребители и бомбардировщики. Чтобы принимать эти самолеты, перегоняемые из Аляски, и был построен аэропорт Томтор. Причём строили его нереально быстро: работы начались 12 августа 1942 года, а уже 6 сентября на его взлётно-посадочную полосу приземлился первый самолёт. Это был отечественный Г-2, а шасси "американцев" коснулись томторской ВПП ровно через месяц.

10. После войны аэропорт обслуживал гражданских лиц. Рядом с аэродромом проживали порядка трёх сотен людей – они же и работали в аэропорту.

11. Диспетчерская

12. Метеостанция Томтора − та самая, где 6 февраля 1933 года была зафиксирована температура -67,7°С.

13. Почему тогда полюсом холода называют Оймякон? Всё просто: тогда имелся в виду не сам посёлок, а вся местность.

14.

15. Оймякон постепенно развивается как центр туризма. Сейчас в год приезжает порядка 1000 человек, в основном зимой, чтобы ощутить холод, потому что холод тут – главная достопримечательность. Летом туристам здесь делать особо нечего, хотя в Якутии потрясающая природа, и можно путешествовать по каким-то диким невероятным уголкам (конечно, если вы не боитесь комаров). Но если кто-то приедет летом, то недалеко от аэропорта в Томторе есть подземная ледяная галерея и резиденция якутского повелителя холода Чысхаана в пещере Эбе-Хая.

16.

17. В галерее невероятно красивые ледяные кристаллы. На полу остались старые рельсы, по которым в бывшей шахте раньше ходили вагонетки.

18. Выглядит это всё просто фантастически и зимой, и летом.

19.

20.

21. Внутри есть ледяные скульптуры. Я так понял, это Дед Мороз, который раз в год приезжает в гости к Чысхаану.

22.

23. Памятник Полюсу холода

24. Тут, кстати, увековечена легендарная температура.

25.

По данным ФСБ, в Якутии располагалось 105 лагерей ГУЛАГа, которые в общей сложности занимали треть территории региона (около 1 млн квадратных километров). Находились они, конечно же, в самых отдаленных районах – Томпонском, Оймяконском, на побережье Северного Ледовитого океана и на границах с Чукотской и Магаданской областями.

В условиях, считающихся одними из самых суровых на планете, заключенных заставляли добывать золото и уголь, вести горные и земляные работы, делать лесозаготовки. Но основная масса лагерей появилась в связи со строительством грандиозной магистрали, связывающей золотоносные районы Колымы с Большой землёй. На строительстве применялся исключительно труд узников ГУЛАГа – дармовая рабочая сила при каторжных условиях. Первые этапы прибыли из Алдана в 1940 году, около 5000 человек. Лагеря располагались вдоль строящейся дороги на расстоянии 10 – 20 км друг от друга. Зэки строили дорогу на десяток километров, а затем лагерь перемещался. Старое место использовалось как транспортный пункт, а чаще лагерь переносили целиком или бросали.

Один из заключенных Илья Алексеевич Будищев рассказывал о своем опыте работы на "дороге смерти": "Нас доставили на строительство дороги 300 человек, а через год нас осталось всего 46".

Мало того что люди гибли от голода и холода, так их ещё и приговаривали к расстрелу за невыполнение плана. Страшные цифры из документов расстрельных актов: 4 февраля 1938 года было расстреляно 56 человек, 5 февраля – 17 человек, 24 февраля – 204 человека, 4 марта – 94 человека, 7 марта – 70, 8 марта – 64, и так далее.

На территории Оймяконского улуса располагалось около тридцати лагерей. Самый известный из них назывался Индигирлаг, он существовал в посёлке Усть-Нера на протяжении 10 лет – с 1949-го по 1958 год. Максимальное единовременное количество заключенных в нем достигало 13,8 тысячи человек. Это один из самых живучих лагерей, остальные существовали по 4-5 лет и массово стали сворачиваться после смерти Сталина и знаменитого доклада Хрущева "О культе личности и его последствиях".

Совсем рядом с Индигирлагом находился лагерь поменьше, Куйдусун. При этом знаменит он, наверное, даже больше своего "старшего брата", поскольку в нём отбывал срок и известный поэт Борис Ручьев, и ещё более известный писатель Варлам Шаламов, автор "Колымских рассказов".

27. Все дороги в посёлке грунтовые, асфальта нигде нет, но даже тут гаишники по ГОСТам понаставили своих знаков.

28. Гостиниц в Томторе нет, но есть частные гостевые дома, это как раз один из них. Проживание в такой комнате с трёхразовым питанием стоит порядка 3000 рублей в сутки с человека. Таких домов несколько и в самом Оймяконе, и в Томторе. Пока местные жители сами приспосабливаются к приёму туристов. Если туристов будет больше, возможно, появятся и нормальные гостиницы.

29. Невероятно выносливые якутские лошади могут жить под открытым небом вплоть до -60 и самостоятельно добывать корм, откапывая копытами мёрзлую траву из-под снега.

30.

31.

32.

33. Главное средство передвижения здесь – уазовская "Буханка".

34. У этой был невероятно крутой леопардовый интерьер.

35. Едем в Оймякон.

36.

37. Монумент ВОВ в Оймяконе. Вы, наверное, думаете, что Якутию война никак не затронула, потому что она ужасно далеко от обоих фронтов. Но, как я уже сказал, в Томторе была перевалочная база для ленд-лизовских самолётов, и лётчики так же гибли.

38.

39. В самом Оймяконе памятник холоду поскромнее, чем в Томторе.

40.

41. Но температура указана та же самая, неподтверждённая. Впрочем, вряд ли учёные Обручев и Салищев стали бы врать о своих наблюдениях.

42.

43. Это воплощение Чысхаана, якутского Властелина холода. В отличие от нашего Деда Мороза, он не то чтобы дед, а скорее человекобык. Такой вот якутский Минотавр с бородой.

44.

45. Гостевой дом в самом Оймяконе. Пока я видел только зачатки развития туризма, хотя потенциал у места огромный. Если всё это дело грамотно развивать, туристов будет гораздо больше.

46. Цены такие же, как в Томторе.

47. Местные топят дровами.

48.

49. В Томторе строят большую школу.

50. Есть лошади, на которых сидят, а есть лошади, которых едят. На мясо обычно забивают тех, кто никогда не знал седла, а из молока кобыл делают кумыс. Ездовые лошади участвуют в праздниках – например, Ысыах.

51.

52.

Оймякон, как и вообще Якутия, – одно из лучших мест в России. Совершенно недооценённый регион. Сегодня сюда приезжает всего 1000 туристов в год, а потенциал тут на 100 000 минимум. Вы только представьте себе рекламу на Таймс-сквер: "Самое холодное место на Земле! Өймөкөөн!"

Уверен, в ближайшее время в Оймяконе построят хороший международный аэропорт, куда будут приземляться "Боинги" и "Эирбасы" прямо с Аляски, из Пекина, Сингапура и Токио. Туристов будут катать на якутских лошадях, поить водкой из ледяных стопок, кормить сырой печенью жеребёнка и строганиной, парить в русской бане прямо на берегу незамерзающей реки и морозить на якутском холоде.

Избалованному туристу уже надоели пляжи, пирамиды и все эти бесконечные затасканные достопримечательности. Избалованный турист хочет экзотики, и Якутия как самое удивительное место на нашей планете может её дать. Надеюсь, в правительстве Якутии появится человек, который сумеет открыть миру этот удивительный край.