March 9, 2019

Музей Холокоста

В Иерусалиме находится национальный мемориал Катастрофы и Героизма – Яд ва-Шем. Или просто музей Холокоста. Эта трагедия, произошедшая в годы Второй мировой войны, стала поворотной в истории еврейской нации, определив её будущее вне европейского континента, но в собственном государстве.

Название комплекса взято из Книги пророка Исаии, и его можно перевести с иврита как «Память и имя». Это именно то, чего лишены многие жертвы Холокоста, – от них не осталось ни имён, ни чьих-либо воспоминаний. Яд ва-Шем занимается как раз сбором и систематизацией этого знания, сохраняя память о жертвах катастрофы.

Музей был основан в 1953 году на ничем не примечательной горе Герцля – земле, свободной от исторических ассоциаций, в отличие от горы Сион, где стоят Палаты Холокоста. Пятьдесят лет спустя музей получил новое здание, спроектированное Моше Сафди, которого вы можете знать по жилому комплексу в Монреале и зданиям в Сингапуре.

Давайте сегодня вспомним историю и узнаем, как Израиль хранит память о тех, кто не пережил войну и не имел возможности стать гражданином независимого еврейского государства.

Подписаться на канал

01. Яд ва-Шем – огромный комплекс. Здесь не только музейные экспонаты, лежащие в выставочных залах под стеклом, но и мемориальные сооружения под открытым небом. А это только тихий уголок рядом с парковкой.

02. Основная экспозиция находится в боковых залах. Пространство между ними намеренно сделано треугольным – эти серые стены давят на посетителя, сужают отведённое ему пространство. И в это же время проход словно опирается на землю и стремится вверх, как составная часть Звезды Давида. Схожим образом устроен открытый в прошлом году таллинский мемориал жертвам коммунизма.

03. Один из первых экспонатов – детская настольная игра «Путь свастики». За 120 клеток ребёнок проходит весь путь НСДАП к власти в Германии. Особенность нацистской пропаганды – промывание мозгов своим гражданам с самого детства. Даже таким безобидным способом как примитивная настольная игра.

04. Весь этот стенд посвящён пропаганде. На экранах фильм Лени Рифеншталь «Триумф воли» о нюрнбергском съезде НСДАП в 1934 году.

05. Выше – фото съезда 1933 года. И всё в свастиках – основном визуальном инструменте нацистской партии.

06. Антисемитская пропаганда на разных языках.

07. Часть передвижной экспозиции «Вечный жид», впервые показанной в Мюнхене в 1937 году. По мнению нацистов, одни из этих людей – бравые арийцы, защитники родины и гордость нации. Другие же – ничтожные недолюди. Не перепутайте.

08. Ещё один пример вторжения в детство. В этой игре побеждает тот, кто выселит больше евреев из Германии в Палестину.

09. Кадры, знакомые многим по «Обыкновенному фашизму» Михаила Ромма. Немцы, которые ещё рады (или делают вид, что рады) сильной руке фюрера и тянут ему навстречу руки свои.

10. То самое измерение черепов. Но применялось оно не ко всем немцам и евреям, а только к первым кандидатам в эсэсовцы и их родственникам. Чтобы в элитные подразделения попадали только истинные арийцы со строением черепа по нацистскому стандарту.

11. До прихода к власти нацистов евреи не отделяли себя от немецкого общества, были частью интеллектуальной элиты страны и называли себя «немцами Моисеева закона». А потому в стране были распространены смешанные браки, членов которых стали преследовать с принятием Нюрнбергских расовых законов 1935 года. Нацисты заставляли супругов расторгнуть брак, либо подвергали стерилизации евреев репродуктивного возраста. А на фотографии – унижение состоящих во внебрачных отношениях. «Я величайшая свинья в мире, делала это с евреем в его комнате», «Я молодой еврей, делал это с немецкой девушкой».

12. Люди, которые не нужны Германии – известные евреи, эмигрировавшие из Третьего рейха после прихода Гитлера к власти. Физик Альберт Эйнштейн, психолог Зигмунд Фрейд, режиссёр Макс Рейнхардт, писатель Стефан Цвейг, философы Вальтер Беньямин, Теодор Адорно и Герберт Маркузе, а также многие другие деятели науки и культуры, перебравшиеся в Европу и Америку, устав от издевательств и угроз. Как и в случае с «философским пароходом», изгнание не прошло для беженцев незамеченным. Оказавшись на чужбине, некоторые из них кончали с собой.

13. Переходы между выставочными залами служат для представления следующей части экспозиции. Дальше речь пойдёт о начале войны и оккупации Польши, и на мониторах показан первый блицкриг Гитлера – Польша в сентябре 1939 года.

14. Польские евреи отличались от немецких собратьев меньшей ассимилированностью, а значит, и большей религиозностью. Уже в 1939 году в Польше появляются «жёлтые звёзды», которые евреи обязаны носить на верхней одежде спереди и сзади, чтобы внешне отличаться от остальных людей.

15. На дальней стене, кроме прочего, показана неудобная для современной России страница в её истории – Польский поход РККА, положивший конец независимости Польши.

16. Пока Гитлер объясняет своим слушателям идеологическую составляющую противостояния евреев и арийцев, последние попросту разграбляют имущество польских евреев. Такое мародёрство, жизнь за чужой счёт – тоже часть немецкой военной экономики. У богатых евреев изымались сбережения и имущество, у синагог – ценные религиозные предметы.

17. Жёлтые звёзды, которые были обязаны носить евреи в Германии и на оккупированных ей территориях. Существует легенда, что в годы оккупации жёлтую звезду в знак протеста носила датская королевская семья. Но вряд ли это так, потому что Дания была единственной захваченной немцами страной, в которой не носили жёлтые звёзды. Однако король Кристиан X во время посещения синагоги в 1942 году действительно пообещал, что его семья наденет жёлтые звёзды вместе с евреями, если нацисты введут такое требование. А датское Сопротивление перевезло в Швецию около семи тысяч евреев – когда дело дошло до депортации, в Дании нацисты добрались только до пяти сотен несчастных.

18. Тем временем война продолжается, и уже оккупирована Франция. Но пока положение евреев во Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании, да и в самой Германии несравнимо с тем, что происходит с евреями польскими, а затем и советскими. Там появляются первые гетто, концлагеря и лагеря смерти, а за укрывательство евреев их спасителей лишают жизни.

19. Детские рабочие карточки узников Лодзинского гетто – второго по величине после Варшавского. Заключённых вывозили на принудительные работы, а в самом гетто был организован трудовой лагерь, в котором дети изготовляли нашивки и зимнюю обувь для немецких солдат.

20. Гетто было уничтожено в 1944 году – этой девочке тогда не было и десяти лет, если она ещё была жива. Из двух сотен тысяч узников Лодзинского гетто выжили только десять тысяч – один человек из двадцати.

21. Улица в Варшавском гетто. Трамвайная колея продолжается на фотографии, а порой и на экране. Стенды по бокам тоже словно воссоздают место и время действия.

22. Хоть слово «гетто» в контексте Второй мировой и звучит ужасно, есть в этом и часть мифологизации. В нём всё же было место роскошной и относительно спокойной жизни – существовали богачи, алкоголь, ночные клубы, даже работал театр.

23. Я думал спрятаться в музее от плитки, но не тут-то было! Такую улицу можно хоть сейчас перенести в современный город. Но без сопровождающей её истории, конечно.

24. После вторжения Германии в Советский Союз и захвата новых территорий, населённых евреями, началось «окончательное решение еврейского вопроса». За этим нацистским эвфемизмом кроется физическое уничтожение евреев, путём их своза в лагеря смерти. В отличие от концентрационных лагерей, эдаких рабских посёлков, этим много места не требовалось. Административные помещения, станция, газовая камера, крематорий или яма – всё это мог окружать забор около километра в периметре. Бывало, что газовых камер не было, и вместо них использовались газенвагены – фургоны, выхлопной газ двигателей которых мог выходить в пассажирский салон для казни находящихся там людей. Их использовали и для транспортировки убитых в нём до лагеря смерти, и как стационарные газовые камеры при нём.

25. Эти довольно известные кадры – официальный немецкий отчёт о подавлении восстания в Варшавском гетто весной 1943 года. За год до этого немцы начали кампанию по истреблению польских евреев и весной планировали ликвидировать остатки Варшавского гетто, отправив его жителей в лагеря смерти под видом «переселения».

26. Лишённое существенной поддержки польского сопротивления и полностью окружённое немецкой территорией восстание потерпело поражение, и из нескольких десятков тысяч человек 12 тысяч погибли от немецких пуль и городских пожаров, не менее 50 тысяч отправились в лагеря смерти, и лишь 3 тысячи смогли спастись. А до депортаций, казней и голода в Варшавском гетто проживало около 450 тысяч евреев.

27. Потери немецкой стороны неизвестны, но, по разным подсчётам, погибли лишь несколько десятков или сотен солдат и коллаборационистов.

28. Руководители восстания. Последний из известных выживших его участников, Симха Ротайзер-Ротем, скончался в Иерусалиме в декабре прошлого года, куда перебрался после окончания войны. Над стеклом – немецкий отчёт о подавлении восстания, к которому были приложены показанные выше снимки.

29. Зал, посвящённый депортации евреев из стран Западной и Центральной Европы в польские лагеря. Здесь за помощь евреям можно было в худшем случае попасть в концлагерь. Важно помнить, что праведники мира, люди, спасавшие евреев от Холокоста, – это не только Оскар Шиндлер и герои других известных фильмов и книг, спасшие от гибели десятки и сотни человек, в том числе с помощью своей власти, своих возможностей, своих ресурсов. Помощь даже одному человеку, обнаружение которого грозит его спасителям пытками, заключением и смертью – уже подвиг.

30. Странная карта времён Странной войны, на которой Румыния почему-то вошла в состав Советского союза. Скоро почти все эти земли прямо или косвенно станут частью Рейха, а с 1942 года живущих там евреев отправят в лагеря смерти.

31. Евреи в годы Второй мировой были этносом, а не нацией – у них ещё не было государства. И потому заметен контраст между депортируемыми евреями Германии, Австрии, Польши и других стран. Они ещё, скорее, немцы, австрийцы и поляки, а не общий еврейский народ. Немецкие евреи зажиточны, австрийские тоже выглядят цивильно, польские же в основной массе бедняки, сильно пострадавшие от власти оккупантов.

32. Железнодорожные ворота концлагеря и лагеря смерти Освенцим (Аушвиц). Большую часть прибывающих в него заключённых сразу отправляли в газовые камеры, а остальных оставляли работать на химическом производстве. Вагоны, используемые для транспортировки людей, могли быть самыми разными, вплоть до мягких.

33. Модель лагеря, показывающая судьбу его узников. Внизу газовая камера, над ней крематорий, слева женщинам стригут волосы для использования их в немецкой промышленности.

34. Приговорённые к смерти в газовой камере, уже сдавшие свою одежду и ценности.

35.

36. Воссозданная модель барака концлагеря.

37. Робы узников. Маленькая слева принадлежала ребёнку, украсившему лацкан рубашки проволокой с бусинкой.

38. Конец войны – марши смерти, в которых гибнут тысячи узников концлагерей, которых нацисты гонят на запад от наступающей Красной армии. И Знамя победы над рейхстагом. Эта часть выставки посвящена освобождению узников лагерей армиями Союзников, тому, что увидели солдаты, и их отношению к бывшим заключённым.

39. Освобождённый американской армией Бухенвальд. Антисанитария, дистрофия, массовые казни – будни жизни в нацистких лагерях. На видео показывают и более жестокие кадры.

40. Несмотря на то, что в Бухенвальде не было лагеря смерти, в нём погибли около 50 тысяч человек из более чем 250 тысяч, бывших его узниками с 1937 года. Именно на воротах Бухенвальда было написано «Каждому своё», и его образ использовал в своём романе «Искра жизни» Эрих Ремарк, бежавший от нацистов в США.

41. На стенде слева передовицы газет мая 45-го, на всех языках кричащие о победе: «Немцы сдаются», «Безоговорочная капитуляция Германии», «Сегодня День победы», «Европа свободна»...

42. Но на этом мучения евреев в Европе не заканчиваются. Теперь им необходимо попасть в Палестину, где собираются создать независимое еврейское государство. Однако этому препятствует Британия – новая страна вот-вот появится на её подмандатной территории. А закончится всё только в 1948 году, когда с помощью СССР и США будет создано государство Израиль.

43. Самый известный эпизод сопротивления Британии еврейским беженцам – инцидент с кораблём «Исход», перевозившим 4,5 тысячи человек из Франции в Палестину. Недалеко от ближневосточного берега судно было атаковано британцами, а его пассажиры были пересажены на британские корабли и отправлены назад во Францию. Обычно в таких случаях британцы отправляли беженцев в лагерь на Кипре, но в случае с «Исходом» они решили повлиять на страны, позволяющие евреям уезжать в Палестину. Однако бывшие пассажиры «Исхода» отказались сходить на французский берег, и корабли отправились в немецкий Гамбург, где беженцев согнали на сушу насильно. В итоге они оказались в британских лагерях в Германии, которые позже заняли сионисты, способствовавшие, наконец, успешному переселению интернированных в Израиль.

44. В Зале имён собраны свидетельства о евреях, погибших в годы Второй мировой войны. Увы, все их собрать никогда не удастся. Имена всех жертв Холокоста, особенно граждан Советского Союза, уничтожавшихся нацистами без какой-либо систематизации, уже не восстановить.

45. Поэтому, несмотря на огромность этого зала, в нём собрана лишь часть историй жизни тех, саму память о ком нацисты так усердно пытались стереть с лица земли. Эти папки – не декорация, в них находятся листы свидетельских показаний.

46. Посередине находится глубокий колодец. Вода на его дне символизирует Лету, над которой находятся жертвы нацизма. И всё же не падают туда, не оказываются в забвении.

47. На этом заканчивается основная экспозиция. Дальше можно как по лестнице, так и на лифте.

48. Детский мемориал, построенный на средства Авраама и Эдит Шпигель, потерявших в Освенциме своего трёхлетнего сына Узиэля. По оценке Яд ва-Шема, Холокост унёс жизни 1,5 миллиона еврейских детей.

49. Архитектор проекта – тоже Моше Сафди. Мемориал открыт в 1987 году.

50. В зеркальном зале, освещаемом несколькими свечами, безостановочно произносятся имена, возраст и места жительства детей-жертв Холокоста.

Точное число погибших от нацистской расовой политики неизвестно. Музей Холокоста смог идентифицировать только 4 миллиона жертв, но их намного больше. В приговорах Нюрнбергского процесса указаны 6 миллионов погибших, и это число невозможно подтвердить из-за отсутствия учёта казнённых советских пленников и разных интерпретаций понятия «Холокост», так как вместе с этническими евреями казнили цыган, славян и других «неполноценных», с точки зрения нацистов, людей. Прибавьте к этому смерти, вызванные иными причинами или случившиеся вне лагерей – и вовсе собьётесь со счёта.

Атомный ледокол "Ленин"

Музей «Хезболлы»

Мемориал жертвам коммунизма в Таллине

Еврейское гетто в Иерусалиме

Иерусалим: жандармы, муравейники и улица Кадырова

Как злобные евреи притесняют бедных палестинцев