March 3, 2019

Десять самых разных способов слезть с иглы автомобилизма

Велосипед может спасти Россию от пробок, сделать наши города безопаснее и экологичнее. Ой, только не надо рассказывать про зиму в 12 месяцев в году и про «а как я поеду с сумками, больной собакой 50 км на дачу, да еще в метель???». Во-первых, никто не говорит, что всем надо обязательно пересесть на велосипед, и никак иначе. Речь идёт только об альтернативе. Во-вторых, велосипед как средство передвижения по городу вполне комфортно используется круглый год, и пример Скандинавии и Канады – тому подтверждение. Но сейчас я не об этом. Давайте посмотрим, как разные города пытались пересадить людей на велосипеды. Сразу скажу, не все примеры адекватные )))

1. Раздача велосипедов.
Самый простой и щедрый способ. Экономический и экологический ущерб городу от автомобиля значительно превышает стоимость велосипеда. Так почему бы не раздавать их бесплатно? Вот и голландские анархисты шестидесятых так подумали и привезли в Амстердам десять тысяч велосипедов. По их подсчётам, один пройденный велосипедистом километр стоит городу в десять раз меньше, чем то же расстояние для пассажира общественного транспорта. В мэрии с доводами анархистов не согласились, а бесплатные велосипеды с улиц быстро исчезли. С тех пор подобные программы появились в некоторых городах по всему миру, но так и не стали повсеместными.

Источник: AFP

2. Ограниченная доступность.
В 1977 году маленький город Гронинген в Нидерландах без объявления войны напал на автомобилистов. И это почти не шутка или метафора – в течение нескольких месяцев в городе устанавливали временные знаки, постепенно выдавившие автомобили из центра города. Устав от постоянно меняющихся маршрутов движения по городу жители пересели на велосипеды и даже приспособили их к грузоперевозкам. Организатор этого побоища, профессор Стив Мелия обозначил три важных принципа, обеспечивающих успех городского велосипеда: отделение от автомобильного движения, последовательное проектирование и предпочтение поездки на автомобиле – поездке на велосипеде из-за большего удобства последней.

Фото: Chromorange / Alexander Bernhard / Alamy

3. Снижение скорости до 30 километров в час.
Полный отказ от автомобиля – всё же утопия. Не будем забывать о службах экстренного реагирования, доставке и людях с ограниченными возможностями. Отказ от машин для них очень быстро приведёт к коллапсу всего города. Но как же тогда быть с автомобилями, если мы хотим построить город для пешеходов и велосипедистов? Можно, например, снизить максимальную разрешённую скорость. Как в Портсмуте, где она снижена до 30 км/ч на 94 % дорог или в Бристоле, где подобное ограничение действует на нескольких городских магистралях. Их статистика говорит, что эта мера позволила снизить опасность автодорог и увеличила число пешеходов и велосипедистов. Кроме того, успокоить трафик помогут искусственные неровности, подъёмы перекрёстков, сужение дорог и другие находки проектировщиков, не дающие автомобилистам гонять по прямой.

4. Ужесточение ответственности.
Когда других мер мало, на помощь приходит закон. В Нидерландах придумали такую хитрость: в столкновении велосипеда и автомобиля всегда виноват автомобилист. Если не доказано обратное. Буквально большая сила – большая ответственность. И задумка даже не в том, чтобы пересадить всех на велосипеды. А лишь в том, чтобы водители ездили аккуратнее. По крайней мере, так говорят сторонники закона.

5. Голландский захват.
Одна из опасностей, поджидающих велосипедистов даже не на самых оживлённых улицах, – внезапно открывающаяся дверь припаркованной машины. Вот вы едете по неправильно оборудованной велодорожке или даже по обочине автодороги. Прямо перед вами беззаботный автомобилист открывает дверь, а слева летит поток машин. Ваши действия? Чтобы избежать таких случаев, водитель может открывать дверь правой рукой – чтобы развернуться и посмотреть назад не через зеркало, а вживую. В Великобритании, где «доринг» травмирует сотни людей в год, голландский захват уже собираются внести в правила дорожного движения.

6. Отмена субсидирования автотранспорта.
По словам американского профессора Дональда Шоупа, автодвижение в значительной степени спонсируется самим обществом. И прежде всего это касается бесплатных парковок. Бесплатной земли не бывает, а значит, за чью-то машину, припаркованную просто так под вашим окном, платит и её владелец, и вы, и все ваши соседи. Эта цена закладывается в налоги, сборы, и даже в цены в продуктовом магазине. Таким образом, будущие автомобилисты с радостью покупают машины с бесплатным парковочным местом, за которое затем неосознанно расплачиваются в той же мере, что и те, кто машину не покупал. В Калифорнии Шоупу даже удалось продвинуть закон, обязующий работодателей, предоставляющих сотрудникам парковочное место, предлагать своим подчинённым вместо него денежное пособие, стимулируя таким образом поездки на велосипедах.

7. День без машин.
Ну как, скажите, как один день без машин может повлиять на весь город или вообще страну?! Однако считается, что именно воскресенья без машин в семидесятых превратили Голландию из автомобильного ада в велосипедный рай. Сегодня подобные акции проводятся по всему миру хотя бы раз в год, а в Париже и вовсе собираются закрывать автодвижение между площадями Звезды и Нации (между ними весь город и Елисейские поля) каждый месяц!

8. Перехватывающие авто-велопарковки.
Мы уже привыкли к идее, что можно оставить машину или даже велосипед у метро, а дальше пользоваться общественным транспортом. А что, если доезжать до города на машине, а затем пересаживаться на велосипед? В Оксфорде, Йорке и Кембридже уже так и поступили. А в Севилье подобная схема работает в сочетании «автобус + велосипед», где второй становится транспортом последней мили.

9. Заплати велосипедисту.
Налоговыми льготами на покупку велосипеда, наверное, уже не удивишь. А если начать платить реальные деньги за езду на велосипеде? Так уже делают в Нидерландах, итальянском Милане и новозеландском Крайстчерче, где можно получить деньги за выбор велосипеда для поездки на работе. В итоге в городе уменьшаются пробки, а работодатели получают более здоровых и довольных сотрудников. Впрочем, одно французское исследование показало, что эти довольные и здоровые трудяги – не бывшие водители, а только их попутчики. Что приводит к обратному эффекту – там, где раньше в машине ехали двое, теперь то же пространство занимает один, а второй крутит педали за деньги.

10. Шипы Таллока.
Существуют исследования, показывающие прямую зависимость между принятием закона об обязательном использовании ремня безопасности в Австралии начала семидесятых и последовавшим за этим увеличением травм пешеходов. Объясняется это тем, что водители почувствовали себя в безопасности и стали ездить куда агрессивнее. Водители и их пассажиры действительно обезопасились, но кто защитит пешеходов и велосипедистов? Радикальная идея американского экономиста Гордона Таллока заключалась в снабжении всех автомобильных рулей металлическими шипами. С тем, чтобы при резком торможении или ДТП водитель непременно влетел в острие. Была и ещё более странная идея – убрать из машин тормоза, чтобы водители даже не пытались разогнаться. К счастью, оба предложения так и остались мысленными экспериментами, показывающими гипотетический уровень заботы правительства о пешеходах, при котором их безопасность можно будет сравнить с безопасностью автомобилистов.

С кого нам брать пример

Что эти дикари себе позволяют?!

Зачем снижать скорость?

Как один испанский город освободил центр от машин

Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии

Как уменьшить смертность в ДТП?

Велосипед за хорошие оценки

Насколько мы отстали от Европы

Зимний велосипед в Финляндии