February 24, 2019

Ноль смертей

Сегодня на Невском проспекте автомобиль вылетел на тротуар и сбил несколько человек, двое погибли. Все гуляли по Невскому, авария попала на видео и новость вышла в топ Яндекса. Но никто не понял реальную причину этой аварии и сотен других аварий, которые происходят каждый день. Их так много, что если смерть не произошла под камерой на Невском, никто их и не замечает.

https://tlg.name/varlamov_news/9512

Например, на прошлой неделе в ДТП погибло 166 человек. А за прошлый год — 18,214 человек.

Если вы думаете, что это не коснётся вас, то зря. Это касается почти всех, я сегодня провёл опрос в твиттере, и посмотрите на результаты. Это не нечто такое, что происходит с кем-то другим, почти у всех есть знакомый, которого покалечил автомобиль.

Как избежать таких трагедий, как сегодня в Петербурге? Все уже начали говорить об ужесточении наказаний для водителей. Но опыт других стран, в том числе северных, показывает, что так проблему решить нельзя. Большинство ДТП происходят не из-за плохого вождения, а из-за того, что дороги спроектированы так, что они не прощают ошибки.

Есть несколько простых правил, которые помогут предотвратить такие трагедии:

  1. Надо прекратить считать гибель в ДТП чем-то обычным и нормальным, эдаким налогом на технический прогресс. Это не так.
  2. Надо проектировать дороги исходя из того, что люди будут совершать ошибки. Не соблюдать правила, садиться за руль сонными, нервничать и отвлекаться, перебегать дорогу в неположенном месте. Всё это не должно приводить к травмам.
  3. Отвечает за безопасность на дорогах только создатель дорожной системы, проектировщик или мэр. Никак не водитель или пешеход.

Дальше есть более конкретные вещи:

  1. Ездить по городу нужно медленно. Фактическая разрешенная скорость сейчас 80км/ч, а должна быть 50км/ч, в некоторых местах и 30. Если вы сбиваете пешехода на скорости 30км/ч то вероятность его гибели 10%, а если 50км/ч то около 80%.
  2. Причём скорость нужно снижать с помощью инфраструктуры. Никаких широченных шоссе, узкие полосы, искуственные искривления улицы и неровности, сужение дороги перед переходом. Физически ехать быстро должно быть невозможно.
  3. Переходы нужно оборудовать островками безопасности, делать длинные фазы светофорные, чтобы люди не бегали на красный, избавляться от подземных переходов и делать светофорные.

Набор мер такого типа может привести к снижению смертности в 5 раз. Именно в столько раз меньше смертей в ДТП в Швеции, в пересчёте на 1 миллион человек.

Городские Проекты давно ведут кампанию по внедрению в России Vision Zero – Шведская стратегия борьбы с ДТП, которая все эти принципы применяет. В России потихоньку заговорили о снижении скорости сейчас, это неплохое начало, но путь ещё долог.

Пока, к сожалению, у нас как общество, так и люди, принимающие решения, считают, что люди сами виноваты в том, что гибнут, и что ДТП — это вопрос культуры вождения, а не инфраструктуры. Пока ситуация такая — мы будем продолжать терять ежегодно десятки тысяч человек, а вы будете вспоминать об этом только когда авария происходит в центре Москвы или Питера, или когда гибнет сразу много людей.