February 9, 2019

Продукты с помойки

Фото: Виктор Загвоздин / UralPress

За чертой бедности в России находятся 22 миллиона человек, или 15 процентов населения. Много одиноких стариков, пенсионеров, которые не могут позволить себе хорошее питание, хорошую одежду, хорошее жильё. Матерей-одиночек, брошенных на произвол судьбы. Да просто небогатых россиян.

Каждый день рестораны, кафе, отели, магазины выкидывают на помойки тонны продуктов. Например, магазины выкидывают вчерашний хлеб – его всё равно никто не купит, выкидывают просрочку, хотя теоретически многие продукты даже с истекшим сроком годности не представляют никакого вреда. Обратите внимание, что в США на продуктах пишут не «Годен до...», а «Best before», что означает рекомендуемый срок потребления, когда у товара идеальные характеристики. Что станет с печеньем, крупой или шоколадкой, у которых вышел срок годности? Ничего. Будет не идеально, но никто не умрет. А про продукты из ресторанов и отелей я вообще молчу. После любого «шведского стола» на помойку отправляются килограммы отличной готовой еды. И так по всей стране.

Что же делать? Например, организовать фудшеринг - делиться ненужной едой. Допустим, есть магазин, который закупил продуктов чуть больше, чем было нужно покупателям – вполне обычное дело. Что делать с излишками? Конечно, их можно выбросить, и многие так делают. А можно как в Германии – отдать нуждающимся. Вот той самой бабушке, которая считает на кассе каждую копейку и грустно просит кассиршу отменить кефир – на него не хватило денег. Но у России здесь свой путь.

Путь помоек и грязевых потоков.

Флагманом борьбы с бабушками этой зимой, похоже, выступила «Пятёрочка». Её магазины в Челябинске и Сызрани успели попасть в новости дважды чуть больше чем за неделю. Уральский супермаркет прославился тем, что в ответ на претензию, связанную со старушками, штурмующими их мусорные контейнеры гордо заявил, что «утилизирует продукцию с истекшим сроком годности в соответствии с законодательством». Ну а что? Ведь всё по закону!

Куда адовей история из Сызрани. Местный телеканал передаёт, что хлеб перед утилизацией дополнительно поливают грязной водой или посыпают углём!

Про санкционку, бульдозеры и польские яблоки мы уже много раз слышали. Но вот наш родной российский хлеб кому мог зло причинить? В чём сложность отдавать качественные невостребованные продукты тем, кто не сможет их позволить себе в ближайшие месяцы или даже годы?

И ведь фудшеринг – это не что-то бездуховно-европейское, что в нашем климате не приживается. Например, во «ВКонтакте» есть группа на 50 тысяч человек, обменивающихся найденной на помойках или просто лишней едой. Или московская пекарня «Хлеб насущный», ежедневно отдающая нуждающимся килограммы хлеба задаром.

Фото: https://vk.com/sharingfood

Но, увы, по российским законам просроченные продукты реализации не подлежат. И даже если пища ещё съедобна и её употребление не вызовет пищевого отравления – она отправляется на свалку. И это не мировая практика – например, в Чехии действует закон, обязующий продуктовые магазины крупнее 400 квадратных метров направлять на благотворительность деформированные или неверно маркированные товары. Штраф за неисполнение – до 10 миллионов крон.

От российского государства тут ждать понимания не стоит. А вот крупные торговые сети давно могли бы внутри себя организовать систему распределения невостребованных продуктов среди нуждающихся. Как минимум не выкидывать нормальные продукты на помойку.

Фото: Виктор Загвоздин / UralPress

Хватает ли вам на еду?

Вперёд, к новым рекордам!

Фудшеринг — бесплатная еда или мусор?

Геноцид продуктов

Скоро за кусочек сыра будут убивать

Воруют...