February 6, 2019

Еврейское гетто в Иерусалиме

Вы были в Израиле? Отношение к этой стране противоречивое. У меня есть знакомые, которые летают в Тель-Авив чуть ли не каждые выходные. Говорят, тут вкусная еда, неплохие клубы и вообще очень либеральная обстановка. Другие, наоборот, шугаются Израиля. Народ напуган тревожными новостями об арабских террористах, обстрелах, да и жуткие истории про очереди и досмотры в аэропорту не способствуют туристическому потоку. Плюс Израиля в том, что, несмотря на его маленькие размеры, каждый тут для себя что-то найдёт. Есть, разумеется, сильнейшая религиозная составляющая, есть курорты, есть лечение – ну и, конечно, поесть-погулять тут тоже можно.

Давайте посмотрим на некоторые районы.

01. Начнём с еврейского гетто в Иерусалиме. Гетто – это необязательно районы принудительного проживания. Понятно, что в Иерусалиме никто не заставляет людей жить в опредёленных районах, но ортодоксальные евреи живут обособленно от светских. Мы с вами в районе Меа-Шеарим, который в 70-е годы XIX века на землях, выкупленных иудеями у арабов, построил немецкий архитектор Конрад Шик.

В конце XIX века религиозные евреи, которым было некомфортно в Старом городе Иерусалима, решили создать свой собственный микрогород за его пределами.

Сначала Шик построил один-единственный квартал. По его периметру шли внешние стены домов, защищавшие его жителей, будто крепостная стена. На старых планах это хорошо видно.

Затем квартал стал разрастаться. Здесь стали селиться не только палестинские евреи, но и эмигранты из Европы, например из Польши и Венгрии. Сейчас тут живут в основном ультраортодоксы, которые говорят на идише, соблюдают шаббат и всячески выражают своё презрение светским евреям. Например, тут категорически не приветствуют девушек в открытой одежде и преследуют тех, кто осмеливается работать по субботам.

Говорят, раньше Меа-Шеарим был очень колоритным.

Теперь из-за самостроя и общей неряшливости тут осталась одна достопримечательность – сами евреи.

02. Люди живут тут довольно бедно. В семьях много детей, народ ютится в маленьких квартирах. В плане архитектуры тут вообще всё очень плохо. Из-за постоянного роста населения люди начали делать пристройки, надстройки, чтобы хоть как-то разместиться, а городские власти особо не вмешиваются. В результате всё это похоже на какую-то Махачкалу или Сочи. Бесконечный самострой, в котором уже никто не может разобраться.

03. Хотя изначально этот район выглядел очень неплохо, сейчас от былой красоты вообще ничего не осталось. Каждое здание обзавелось пристройками, балконами, лестницами, мансардами и дополнительными этажами.

04. Коммунальные службы тоже не особо заботятся о чистоте. Мусора непривычно много даже для Израиля. А Израиль – не самая чистая страна в мире.

05. Вот так выглядят улицы...

06. Если автобус заменить на маршрутку, будет почти Махачкала.

07. Примерно так выглядели исторически поселения евреев:

08. Сами дома – это лабиринты коридоров и лестниц. Так как в в каждой семье в среднем 5 детей, а в некоторых 10 и больше, места очень мало. В коридорах сушится бельё.

09. Это самовольная пристройка на крыше.

10. Закат

11. Пейзаж дополняют горы мусора, которые повсюду. Какие-то старые велосипеды, тряпки, палки...

12. Ещё одна отличительная черта района – ящики для пожертвований, они тут на каждом углу. У многочисленных религиозных организаций свои ящики, и они их вешают на перекрёстках, столбах, стенах домов.

13. Двор

14. Какая-то самодельная горка, сделанная из бетонной конструкции. Я так понял, это какая-то вентшахта. При виде камеры дети разбегаются.

15. Вообще, фотографироваться народ не очень любит, хотя откровенной агрессии я не встречал.

16. Дети гуляют без присмотра взрослых. Детей столько, что за всеми и не уследишь.

17. Район очень колоритный.

18. Население Израиля делится на три больших неоднородных группы. Это евреи (около 3/4 жителей страны), арабы (примерно пятая часть населения) и все остальные.

19. На стенах многочисленные некрологи. Написаны на иврите и идише. Кстати, вы визуально иврит от идиша отличаете?

20. В России многие, услышав слово "еврей", представляют себе карикатурного персонажа с пейсами, в кипе или шляпе. На самом деле в Израиле живут самые разные евреи. Есть евреи светские – обычные граждане государства, которые работают, платят налоги, служат в армии и не видят ничего страшного в том, чтобы, скажем, водить машину по субботам.

21. Есть современные ортодоксы. Это евреи, придерживающиеся традиционных принципов иудаизма, но при этом открыто взаимодействующие с современным миром и поддерживающие существование государства Израиль. А есть ультраортодоксы. Их в Израиле называют словом "харедим" – "трепещущие" (имеется в виду, что они трепещут перед богом). Харедим в свою очередь придерживаются разных направлений в иудаизме. Среди них есть хасиды, литваки (миснагдим) и другие.

22. Вот благодаря ультраортодоксам и появилось стереотипное восприятие евреев. Они носят пейсы, чёрные шляпы и костюмы, белые рубашки, а иногда ещё и талит (шерстяное покрывало). Отношение к ним в Израиле, мягко говоря, неоднозначное, но вовсе не из-за внешнего вида, а из-за их бесполезности (как считают светские евреи) для общества и нетерпимости к тем, кто недостаточно религиозен.

23. В синагоге собирают бабло на свадьбу. Для удобства жертвующих поставили терминал.

24. Зачем нужны решётки на окнах? Чтобы дети не вываливались.

25. Молитва

26. В Израиле есть то ли шутка, то ли поговорка: "На одном плече еврея сидит араб, на другом – ортодокс". Имеется в виду, что светские евреи содержат всю эту неработающую братию. В этой шутке есть доля правды. Но, как я уже сказал, ортодоксы бывают разными. Современные ортодоксы не видят ничего страшного в том, чтобы работать и платить налоги.

27. Что касается ультраортодоксов, то многие из них действительно всю жизнь учатся, изучают Тору и стараются избегать таких условностей, как работа. Но думать, что абсолютно все харедим постоянно молятся и существуют исключительно на государственные пособия, тоже не совсем верно (хотя многие с удовольствием пользуются страховками и льготами). Например, в 2017 году работала почти половина мужчин-харедим и где-то 3/4 женщин. Да, основной доход в семьи, где мужчина большую часть времени изучает Тору, приносит женщина.

28. Некоторые ультраортодоксы (хотя их немного) выступают как против сионизма, так и непосредственно против существования государства Израиль. Да, бывает и такое! Следовательно, пособия от этого государства они тоже не принимают.

29. Ситуация с неработающими ультраортодоксами осложняется тем, что в их семьях, как правило, очень много детей. В принципе, 7-8 – это норма, может быть и больше. А значит, государство тратит больше денег на их содержание.

30. Хороший выбор водочки

31. Банкомат на колёсиках. Видели такое? В Израиле такое не редкость. Владельцы магазинов выкатывают банкоматы на улицу, а в конце дня закатывают внутрь.

32. Автобусные остановки все заклеены объявлениями.

33. С общественным транспортом всё грустно. В районе ходят автобусы, но они еле справляются с пассажиропотоком. На узких улочках сложно сделать выделенные полосы, из-за чего движение автобусов постоянно блокируется таксистами и личными машинами. Сами остановочные павильоны ставят на узких тротуарах.

34. Автобусы низкопольные, но водители почему-то не подъезжают близко к остановке. Да и высота платформы не соответствует уровню пола в автобусе. В итоге посадка и высадка пассажиров осложняется, эффективность транспорта падает.

35. Кипа никому не нужна?

36. Кипы продают на каждом углу, как и портреты почитаемых иудейских лидеров.

37. Банк

38. Милый дворик у кого-то.

39. Улицы

40.

41. Ладно, хватит ортодоксальных евреев. Давайте посмотрим на пустыню. В Израиле, кстати, неплохие дороги.

42. Пустыня начинает цвести. Говорят, в конце февраля будет красота.

43.

44.

45. По пустыне можно кататься на багги. Часовая прогулка стоит 160 шекелей (2910 рублей) с человека.

46. Виды

47. Это старая британская башня, такие назывались 'pillbox', хотя по-нашему это просто ДОТ. До 1947 года на территории будущего Израиля заправляли британцы. Башни сохранили как память. Отношения с британцами тогда были не очень, евреи считают, что они вели проарабскую политику.

48. Недалеко от Стены Плача в Иерусалиме стоит огромная золотая менора. Якобы точно такая же некогда освещала Иерусалимский храм, разрушенный в I веке. Не знаю, насколько плотно её обликом занимались израильские учёные, но есть подозрение, что её внешний вид – это во многом фантазия сотрудников Института Храма.

Да, в Израиле есть целый НИИ (и музей при нём), который собирается когда-нибудь построить Третий храм взамен первых двух и уже готовит для этого почву, пытаясь воссоздать разные ритуальные предметы. Менора, насколько я понял, тоже появилась в рамках этой программы. Сложность, собственно, только одна: Храмовая гора, где должно быть воздвигнуто здание Третьего храма, сейчас занята мусульманскими святынями и памятниками архитектуры – Куполом Скалы и мечетью Аль-Акса. А поскольку израильтяне, в отличие от боевиков "Исламского государства", не варвары, чужие святыни они взрывать или сносить не собираются.

Что касается самой меноры, то она была установлена как раз возле здания Института Храма. На её создание ушло 45 кг чистого золота, а её стоимость оценивается в 3 миллиона долларов. Менору пожертвовал Иерусалиму украинско-израильский олигарх Вадим (он же Давид) Рабинович. Власти города оценили щедрый жест и переименовали площадь, где теперь стоит менора, в площадь Рабиновича.

Это решение мэрии Иерусалима вызвало ряд протестов. Во-первых, в Иерусалиме запрещено называть улицы и площади именами людей, которые умерли менее чем три года назад. В самом Старом городе, где установлена менора, улицам и площадям нельзя присваивать имена людей, которые умерли позже 1500 года. Рабинович, родившийся в Харькове в 1953 году, живёт и здравствует. Депутат городского совета Рахиль Азария обратилась с этими доводами в Верховный суд Израиля, и тот отменил переименование площади. Но на Гугл-картах оно ещё осталось.

49. Стена плача

50.

51. Харедим также освобождены от службы в армии. Вернее, формально они должны в ней служить, но обычно всё ограничивается обязательной явкой на призывной пункт, после чего их призыв бессрочно откладывают. Это тоже не добавляет симпатий к ним со стороны светских евреев. При этом в израильской армии есть батальон, где служат только ультраортодоксы. В нём не могут служить девушки, в течение дня бойцы не только разбирают автоматы, но и изучают Талмуд, а кормят их кошерной пищей.

52. Сами ультраортодоксы считают остальных евреев безбожниками и тоже их не любят, так как последние живут не по заповедям.

53.

54.

55.

56. Больше всего проблем, конечно, из-за субботы. В шаббат запрещена всякая работа (буквально!), поэтому харедим не могут ничего делать: ни лифт вызвать, ни телевизор включить. Целый день можно только есть, пить, и болтать. Ещё можно требовать от других людей не работать по субботам.

57. Харедим могут спокойно поставить на выезде со двора шлагбаум и запирать его, чтобы никто в субботу не смог выехать. Периодически ультраортодоксы пикетируют заводы, магазины и даже парковки, если те имеют наглость работать в субботу. Иногда дело доходит до погромов. У еврейской молодёжи есть даже развлечение: поймать заблудившегося таксиста и побить ему стёкла за то, что тот посмел работать в шаббат.

58.

59.

60.

Израиль, часть 1

Израиль, часть 2

Сектор Газа

Как попасть из Сирии в Израиль

Тель-Авив, Израиль

Плохой Израиль