February 5, 2019

ГИБДД спросить забыли

Фото: gre4ark

Тут на днях ГИБДД разродилось новостью, что по всей стране дорожные знаки будут уменьшать. Что по этому поводу нужно понимать.

Новый стандарт дорожных знаков был принят ещё в позапрошлом году, и уменьшенные знаки уже можно было использовать. По сути гаишники лишь признали, что эксперимент, проведённый в Москве и ещё нескольких городах, не провалился. Хотя есть инсайд, что федеральная ГИБДД по-прежнему против уменьшенных знаков, потому что чем больше знаки и их количество, тем меньше за них ответственности. Ведь если знаков много, они большие и яркие, всегда можно спихнуть ответственность за какое-то происшествие на обычного водителя, который был недостаточно внимателен.

В Москве эксперимент с уменьшением дорожных знаков начался давно, вы можете видеть маленькие знаки в центре города, и это очень круто. Но уменьшение знаков — это только верхушка айсберга. Аркадий Гершман, студия Темы Лебедева, Александр Шумский (Probok.net) и другие разработали целый стандарт, где прописаны самые невероятные комбинации знаков. Они понадобились как раз для борьбы с упрямством гаишников.

Есть пример разворота на Тверской улице, в районе Газетного переулка. Там гаишники долгое время не давали повесить соответствующий знак: разрешали повесить только "стрелку", хотя это не поворот, а именно разворот. Они это мотивировали тем, что в ГОСТе нет знака разворота для полосы. По всей Москве, по всей России вместо знаков разворота над конкретной полосой висят знаки поворота, даже если этих поворотов там нет. Тогда как разметка и дорожные знаки должны соответствовать реальной ситуации на улицах.

ГИБДД в принципе не особо заинтересовано в том, чтобы что-то менять в городах. У этой организации есть один ключевой параметр деятельности: чтобы количество ДТП было ниже по сравнению с прошлым годом. А как это происходит, никого не волнует. Гаишники говорят, что заборы, большие знаки в ядовитых рамках и прочие вредные вещи работают хорошо, потому что у них снизилось количество ДТП. Хотя на самом деле на снижение числа ДТП, скорее всего, повлияли совсем другие факторы.

По факту эксперимент со знаками признан успешным, и практика распространится на всю Россию, как быстро — вопрос будет зависеть от регионов. К сожалению, сегодня система управления в России устроена так, что чиновникам на местах лучше не проявлять инициативу и не привлекать к себе много внимания.

ГИБДД в сегодняшнем виде приносит больше вреда, чем пользы. По сути это совершенно бесполезная огромная организация, которая постоянно лезет не в своё дело. Это может показаться странным, но гаишники не должны заниматься проектированием улиц. Их мнение о том, где ставить заборы, а где делать переходы, вообще не должно никого волновать. Это неповоротливая, коррумпированная и неэффективная махина.

А как же собирать штрафы, спросите вы?

Штрафы должны собирать муниципалитеты. Посмотрите на Москву. Пока Москва не запустила свою парковочную полицию, парконы и службу эвакуации, все плевать хотели на правила парковки. Как только у гаишников отняли функцию взимания штрафов, сразу навели порядок. Конечно, не без косяков, но я говорю про эффективность системы в целом.

Дорожная полиция должна заниматься регулировкой трафика, когда сломался светофор, перекрытием движения, если что-то случилось, и другими мелочами. Но это просто сервисная функция.

Штрафы должны выписывать роботы. Выдавать номера и ставить на учёт машины – обычные центры госуслуг, задерживать пьяных мудаков и других злодеев должны спецподразделения полиции. Вот и всё.

Но такая перспектива сильно не нравится гаишникам, ведь это не просто потеря влияния – это потеря бабла. Не для того люди покупали себе полосатые палочки, чтобы пойти работать регулировщиками. Поэтому наши доблестные автоинспекторы и продолжают активно лезть не в своё дело, а часто – заниматься обычным вредительством.

Итак, мы с вами говорили про уменьшение дорожных знаков. Это, безусловно, правильно. При этом уменьшать надо не только размер знаков, но и их количество. Это может показаться странным, но чем меньше знаков, тем эффективнее они работают. Например, совершенно ни к чему вешать огромные знаки парковки или запрета остановки – это могут быть маленькие таблички. Про знаки пешеходного перехода я тоже говорил. Тут правило простое: большое количество больших знаков с яркими рамками просто маскирует пешехода на зебре. А выделять надо не переход, а самого пешехода.

Хорошая улица спроектирована так, что правила на ней ты будешь соблюдать без лишних знаков. Например, если на улице ограничение 40 км/ч, то надо проектировать улицу так, чтобы водителю физически было сложно разогнаться выше 40.

Знаков вообще может не быть. Это, кстати, очень интересная тема, которая активно применяется в других странах, но в России подобные эксперименты приведут к сердечному приступу очередного гаишника.

Вот, например, улицы Амстердама, где нет вообще никаких знаков. Ни знаков "пешеходный переход", ни знаков приоритета:

А это улица общего пользования в Окленде, крупнейшем городе Новой Зеландии. Автомобили, велосипедисты и пешеходы используют для движения одно и то же пространство. Из-за того, что тут нет ни разметки, ни каких-либо знаков, все ведут себя очень внимательно, из-за чего аварийность снижается.

Машины по таким улицам ездят очень аккуратно, потому что водители знают, что тут всегда ходят люди. Пешеходы тоже внимательны, потому что знают, что сзади может ехать машина. Все сами между собой договариваются, кто кого пропускает в конкретный момент. Все участники дорожного движения постоянно между собой в контакте. За счёт этого улица получается очень безопасной. Такие улицы можно делать в центре городов, если полностью пешеходную улицу по какой-то причине сделать невозможно. Никаких знаков, как-либо регулирующих движение, здесь нет:

То же самое касается перекрёстков. В центре много перекрёстков, где нет ни знаков, ни зебр. Зато есть цветные круги, которые обозначают перекрёсток без приоритетов. Если нет большого трафика, такие перекрёстки безопаснее, чем обычные.

Ещё один переход и перекрёсток без знаков. Люди внимательно смотрят по сторонам, водители смотрят на пешеходов, и всем хорошо. Важно лишь учитывать, что в таких местах трафик низкий.

Надеюсь, наши города будут перенимать лучшие мировые практики в области безопасности дорожного движения, а проектированием улиц будут заниматься специалисты, а не волшебники с полосатыми палочками.