February 4, 2019

Прогулка по питерским ебеням

В Петербурге я встретился с Александром Петросяном. Если вы вдруг не знаете, то это один из лучших стрит-фотографов России. Я давно подписан на его инстаграм, и вам советую. Каждый раз, когда смотришь его кадры, просто дух захватывает. Как можно поймать такие характеры, ракурс, свет? Я даже пошутил, что он с собой возит микроавтобус с актёрами, которых расставляет в нужных для себя локациях, но, как оказалось, я далеко не первый, кто так шутит. И вот в этот раз я посмотрел, как Саша работает. Что можно сказать? Это очень круто! Пока мы гуляли по Питеру – а прошли мы около 20 километров – мы встретили кучу невероятно ярких персонажей. Пока я лениво ходил, тупя в телефон, Саша голодным волком прыгал по сугробам в поисках ракурсов. Его мозг, как компьютер, просчитывает миллионы операций в секунду, выискивая идеальную точку, чтобы сделать кадр. Сразу скажу: в моём посте даже близко не будет шедевров. Зато теперь у меня есть желание начать работать и что-то снимать, а то фотографию вообще забросил в последнее время.

Пока гуляли, Саша спросил, какие впечатления у меня от Питера, с чем город ассоциируется, на что похож. Тема вообще очень интересная. Что такое город? Из чего он складывается? Ну вот посмотришь на какой-нибудь типичный американский город, например Хьюстон или Шарлотт. Город ли это? Формально – да, там даже может жить несколько миллионов человек. Но насколько он интересный? Какие возможности он дарит своим жителям? Не может же город быть просто набором домов, дорог, парков?

На мой взгляд, есть две составляющие города. Первая – эмоциональная. Город должен дарить эмоции. Я часто сравниваю город с книгой. Хороший город – как хорошая книга: он интересен для изучения. Его будешь перечитывать много раз, и каждый раз будешь открывать что-то новое. Есть великие города, как Библия, есть города-пустышки, как наспех состряпанный детектив. Что делает город интересным? В первую очередь это наслоение культур, различных стилей. Чем старше город, тем больше он может вам рассказать. Согласитесь, по новым районам или городам гулять совсем не интересно. Вы быстро их раскусываете – и всё, не остается никакой интриги. Напротив, с возрастом города обрастают легендами, историями, трагедиями, памятниками. Ту же самую Венецию можно изучать годами, каждое здание, каждый переулок вызывает у вас эмоции.

Именно поэтому опасна тенденция стирания истории. Примитивный евроремонт, шаблонное благоустройство и типовое строительство делают города скучными и однообразными. Они перестают удивлять, интриговать своих гостей и жителей. Руина куда лучше новодела. Ветхое и несовременное историческое здание куда лучше евроремонта. Возьмите дорогую антикварную салатницу или ложку, подержите её в руках. Она будет неидеальная, потёртая, серебро будет уже почерневшим, но вы будете испытывать трепет, держа её в руках. А теперь попробуйте её отполировать, почистить – и волшебство исчезнет. Я вовсе не говорю о том, что в городе не надо ремонтировать здания, и он должен лежать в руинах. Я говорю о том, что надо уважительно относиться к историческому наследию. Важно сохранять идентичность места.

Вторая составляющая города – это возможности, которые он дарит своим жителям. Город без возможностей превращается в музейный экспонат. Он неживой. В городе должны появляться новые здания и районы, в городе должны быть возможности для ведения бизнеса, должен развиваться общественный транспорт, кипеть культурная жизнь. Город должен учить и лечить своих жителей.

И идеальный город в моём понимании должен быть как раз сбалансированным. У него должны в равной мере развиваться как эмоциональная составляющая, так и практическая. Давайте посмотрим на примеры. Многие города Европы давно превратились в музейные экспонаты. Да, там миленько, чистенько, они интересны для изучения, но они не развиваются, стоят как экспонаты. Та же самая Венеция, Брюгге, Порту, кучи мелких городков. Они чудесные, волшебные, но жить там я бы не хотел. Есть другая крайность – например, американские или китайские города. Да, там крутится бабло, они растут, притягивают людей со всего мира, но так и остаются офисными центрами. Они пустые. Тот же Дубай пока ещё слишком молодой, чтобы быть интересным. Да, арабы создают там чудеса, и эмоциональная составляющая там есть, но она незначительна. Когда обе составляющих сбалансированы, рождаются великие города – Нью-Йорк, Лондон, Париж.

В России есть два города, которые спорят между собой за звание столицы – это Москва и Петербург. И оба города не сбалансированы. Москва – это город возможностей. Эта составляющая тут превалирует. В Москве бабло, движуха, Москва постоянно что-то строит, открывает, реконструирует. Те, кто несколько лет не был в Москве, её не узнают. Но Москва из-за своего столичного статуса слишком формальная. Вся одинаковая. Даже опасного района нет! Везде одинаковое благоустройство, везде серый гранит. Москва растеряла своё историческое наследие, стыдливо спрятала, разрушила, перестроила самое интересное, что у неё было. Петербург, напротив, очень эмоциональный. Город в 10 раз интереснее Москвы! Тут живут удивительные люди – вот серьёзно, такого количества характеров, столько интересных портретов, как в Питере за день, в Москве не встретишь и за месяц. Тут за каждым углом что-то интересное, душевное. Каждая улица Петербурга наполняет тебя эмоциями. В Петербурге нельзя быть равнодушным.

И сегодня я как раз хочу показать вам неприглядные районы города. Те районы, куда не ходят обычные туристы. Но они тоже важная часть Петербурга. Читатель может подумать, что мы с Сашей специально искали что-то плохое. Но здесь я с вами не соглашусь. На мой взгляд, эти районы гораздо богаче и интереснее, чем вылизанные офисные центры. И без них Петербург не был бы таким, каким мы его любим.

01. Не успели мы встретиться с Сашей, как у метро я вижу невероятного деда с шариками. Я даже растерялся и не успел выставить настройки на камере, чтобы нормально его снять. Просто дед, но какой! Что он делает с этими шарами? Ждёт кого-то? Продаёт их?

02. На закрытой территории завода дедушка Ленин превращается в Фараона. Забавно: после снегопадов по всей стране памятники Ленина преобразились, а я раньше даже не замечал! Вот что значит "глаз замылился".

03. Когда я написал, что еду в Петербург, меня закидали сообщениями о неубранном снеге. Каждый год в Петербурге снег – это катастрофа. Говорят, что бывший губернатор Полтавченко молился, чтобы не было снегопадов, и их не было! И вот он ушёл, и снег вернулся. Убирать его не успевают: в городе не хватает дворников и уборочной техники, особенно это заметно по сравнению с Москвой. В одном из дворов заброшенного дома коммунальщики устроили снегохранилище. Получилось эпично.

04. Улицы действительно плохо чистят, и ходить по городу сложно. Я бы не сказал, что прямо катастрофа, в других городах России ситуация, конечно, намного хуже. Но и гордиться тут нечем.

05. Жители общежитий живо интересуются, что это мы снимаем у них во дворе.

06. Иногда не очень понятно, как ходить.

07. В такое время город превращается в настоящее испытание для пешеходов – а это большинство жителей города. У нас о пешеходах редко думают: просто чиновники обычно смотрят на город из окна своего автомобиля. А как там простые люди ходят по заснеженным тротуарам, никого не волнует.

08. Из-за того, что не делают водоотвод, вода с крыш образует наледь на тротуарах. Это беда почти всех российских городов, где зимой неустойчивый минус. Почему так происходит? Снег тает на крышах, вода по трубам спускается на тротуар, где превращается в лёд. Убрать этот лёд очень сложно, да и он быстро образуется вновь. Именно поэтому воду надо сразу уводить в ливнёвку. И не надо тут рассказывать про климат. В Канаде климат как у нас, и почти все трубы убраны в ливневую канализацию, а тротуары без наледи.

09. Хм... А где тут велодорожка?

10. Можно долго рассуждать о том, что не хватает техники, что аномальные снегопады. Но попробуйте взять детскую коляску и пройтись по городу. Даже взрослому мужчине это будет сделать непросто, а для пожилых и слабых людей это зачастую просто невозможно. Из-за неубранных тротуаров некоторые жители города вынуждены сидеть дома.

11. Понять это можно только на своей шкуре. Из окна машины этого не увидеть.

12. Если нет коляски, достаточно взять чемодан. Попробуйте пройти по городу с обычным туристическим чемоданом, и вы очень много узнаете. Попробуйте с чемоданом зайти в маршрутку, пройти по нечищеному тротуару, перейти дорогу по подземному переходу.

13. В Питере живут оптимисты!

14. Не надо забывать, что Петербург подарил России Путина! Иногда портрет Путина можно встретить на машинах. В Москве я такого не видел, хотя уверен, что подобное проявление народной любви встречается.

15. Есть в снеге и свои плюсы: можно кататься на лыжах.

16. На обочине в промзоне спит бомж. Несмотря на холод, он просто лежит в тряпках на снегу. Разбудил – вроде трезвый, чувствует себя нормально, говорит, что не мёрзнет.

17. Хорошая иллюстрация того, зачем нужна платная парковка. Кто-то решил бросить свою машину прямо на улице. У города должна быть возможность эвакуировать такие автомобили как минимум для того, чтобы чистить снег. Кстати, в Штатах почти на всех улицах есть время уборки. Обычно она несколько раз в неделю. Если ты оставил машину, то получишь штраф и эвакуацию.

18. Помните, я показывал вам, как в Барселоне делают антикарманы на автобусных остановках? Вот хороший пример, зачем они нужны. Из-за того, что автобусная остановка находится в нише относительно движения, уборочная техника не может нормально чистить там снег, а автобус не может вплотную подойти к бордюру. В итоге посадка в автобус становится неудобной и опасной.

19. Сами же карманы часто используются для обычной парковки, что, опять же, сильно осложняет жизнь пассажирам общественного транспорта.

Надо делать вот так:

20. Мусор убирают не везде.

21. Довольно милый район около метро "Нарвская".

22. Подобная застройка (скорее всего, это конец 30-х городов) идеальна для реконструкции. Дома крепкие и малоэтажные, вокруг много зелени. Если эти дома отремонтировать и привести в порядок, получится очень хорошее жильё.

23. Сейчас же из-за ветхости они часто больше напоминают заброшки. Конечно, ремонтировать их никому не выгодно. Городские власти ждут, когда они начнут разваливаться, чтобы выселить людей куда-нибудь за КАД, а на месте двухэтажных домиков построить элитные новостройки или муравейники на стопицот миллионов человек.

24. Забор головного мозга

25. Жизнь

26. Среди такой красивой застройки совершенно убогая детская площадка. Всё волшебство исчезает сразу.

27. Местные жители

28. Всегда с ужасом смотрел на эти надписи. Очень хорошо, что в Петербурге их ещё можно встретить. По-моему, подобные надписи на старых домах эмоционально гораздо сильнее любого современного памятника. Потому что за этой простой надписью по трафарету стоят человеческие жизни, а за очередным истуканом, которые сейчас появляются по всей стране как грибы, ничего не стоит. Если честно, я не знаю, какое к ним отношение у петербуржцев – надеюсь, их сохраняют.

29. Красота потихоньку разрушается.

30. Мусор вывозят не очень хорошо.

31. И вот уже появляются безликие пустые коробки для жилья.

32. Интересно, откуда в городе берётся грязь? Вы, случайно, не знаете?

33. Удивительная картина: в магазине автозапчастей стоят какие-то манекены из 90-х.

34. Сколько человек эта заводская проходная вывела в люди?

35. Меня всегда бесило, когда в доме заводился какой-нибудь художник-самоучка, который считал возможным расписывать стены подъездов своими шедеврами. Не знал, что народное творчество дошло до автомобилей.

36. Не очень честная ситуация. Попросили дворника почистить мишку от снега, чтобы сделать с ним селфи. С мишкой, а не с дворником.

37. В Питере много заброшенных зданий. Есть деревянные:

38. Есть те самые кирпичные двухэтажки, которые скоро снесут, чтобы построить жилые комплексы.

39. Заброшенные дома всегда смотрятся жутко, как гнилые зубы.

40. Особенно жалко заброшенные советские клубы и кинотеатры. Их можно было бы реконструировать, сохранив знаковые для районы объекты. Но реконструировать что-то сложно и дорого, дешевле снести.

41. Говорят, в этом заброшенном клубе раньше насиловали женщин. Вообще, райончик опасный был.

42. Ещё одна заброшка. На дальнем плане – нелегальное общежитие для гастарбайтеров.

43. Петербуржцы

44.

45. Я не люблю нелегальную торговлю – это рассадник криминала. Если около станции метро толпятся нелегальные торговцы – значит, вокруг будут всякие мутные личности, которые их крышуют, грязь, толкучка. Этому не место на ТПУ. Но иногда даже нелегальные торговцы дарят приятную глазу картину.

46. Тем, кто считает маршрутку хорошим транспортом, ещё раз рекомендую прокатиться на ней с лыжами, детской коляской или чемоданами, потом поговорим.

47. Иногда смотришь на такие решения и не понимаешь, что в голове у людей. Кто вообще мог спроектировать и поставить такую убогую будку? Почему она портит Петербург?

48. Саша показал мне совершенно невероятный завод "Красный Треугольник". Это старые корпуса, где с XIX века выпускались галоши и покрышки.

49. Сейчас они почти полностью заброшены и используются как декорации для кино и фотоэкспериментов с обнажёнными моделями.

50. Я думаю, этот стенд с указателями можно сохранить как арт-объект в каком-нибудь музее современного искусства. Хороший памятник эпохи.

51. Сейчас смотришь на это, и кажется, что так будет всегда. А через пару лет вернёшься, и тут будет модненький лофт для хипстеров.

52.

53. Очень крутое здание

54.

55. Хоть сейчас кино снимай!

56.

57. А вот и Саша Петросян. Шарики были найдены в одном из заброшенных цехов.

58. Уголь? Что вообще тут происходит?

59.

60. Петербург – удивительный город.

61. Главное, не забыть выбрать обувь по погоде и быть внимательным, проходя мимо луж.

Посмотри, как ужасен может быть Петербург!