January 31, 2019

Роковая ошибка братского народа

Фото: администрация Советского района Гомеля

С интересом и сожалением послушал, что говорит губернатор (у них это называется "председатель облисполкома") Гомельской области Белоруссии Владимир Дворник, тем более что говорит он глупости:

"Заинтересовала заводчан и перспектива строительства подземного пешеходного перехода на перекрёстке улицы Интернациональной и проспекта Ленина. Владимир Андреевич сообщил, что этот вопрос рассматривается с целью увеличения пропускной способности центра города в целом. По его словам, и в дальнейшем будут строиться такие переходы, а там, где позволяет свободное место – и надземные. Они обойдутся бюджету дешевле за счёт того, что отпадёт необходимость переноса подземных инженерных сетей".

Вот так. Я много раз уже писал про подобные глупости, но мне больно видеть, как некомпетентные чиновники занимаются откровенным вредительством. Владимир Дворник – малообразованный и некомпетентный чиновник, который вместо того, чтобы пригласить специалистов, принимает решения на основе своих хотелок. В итоге он не просто закопает бюджетные деньги, но и сделает Гомель неудобным, опасным и недоступным.

Я в своём блоге уже писал про это много раз, но этот пост, скорее всего, прочитают жители Белоруссии, которые не следили за всеми постами. Итак, почему Дворник занимается вредительством?

Тут есть две проблемы. Первая проблема – с внеуличными переходами. Я её много раз разбирал. Как мы знаем, внеуличные переходы в городе делают город опасным и недоступным. Именно поэтому в развитых странах и в удобных городах вы их не встретите. Примерно 20% жителей Гомеля не смогут перейти дорогу. Физически для них это будет очень сложно. Это инвалиды, пожилые и больные люди, люди с детскими колясками, велосипедами, вещами. И не надо рассказывать про эскалаторы, лифты и пандусы. Они никогда не работают, они неудобны. С другой стороны, молодые и здоровые люди начнут просто перебегать дорогу. В итоге аварийность на участках с внеуличными переходами увеличится. Подробнее разбирали тему здесь, здесь и здесь.

Вторая проблема куда важнее – попытка сделать город удобным для машин. Эту ошибку часто совершают в России, эту ошибку хотят совершить в Белоруссии. Такие же ошибки совершали европейские города 50 лет назад. Мы пытаемся угнаться за автомобилизацией. Мы делаем развязки, расширяем дороги, пытаемся сделать их бессветофорными. Тем самым мы ещё больше провоцируем автомобилизацию и превращаем жизнь людей в ад.

Почему?

Для начала надо понимать, что нельзя обычные улицы переделывать в скоростные шоссе. Изъятие из местной сети существующих дорог разрывает существующие связи между районами, то есть количество пробок возрастёт. Принцип простой: если "расшивается" первое место, то пробка перемещается по улице на следующий "затык". Развязав его, мы перемещаем пробку ещё на 500 метров дальше. Вот характерная фраза из профессионального фольклора проектировщиков: "Строительство развязок в разных уровнях на городских улицах является самым дорогим способом перемещения точки концентрации затора с прежнего места на новое".

О том, что жить около шоссе совсем не круто, об экологии, о том, что под землю загонять людей неправильно, можно особо и не говорить, ведь это и так понятно (напомню, что 20-30% населения – это люди старше 60, мамы с колясками и дети в колясках, которые чаще остальных пользуются городом и которым очень неудобно ходить по лестницам).

То есть от превращения проспектов во фривеи пострадают пешеходы, общественный транспорт, автомобилисты...

Сейчас в Гомеле хотят убрать пешеходов под землю, чтобы увеличить пропускную способность улиц. В идеале убрать ещё и светофоры, которые тормозят поток. Не забывайте, что мы с вами говорим про улицы в центре города! Про местные улицы, а не фривеи.

Нужно ли там убирать светофоры? Нет.

У нас принято избавляться от светофоров и переходов: мол, они мешают машинам ездить быстрее. Но светофор в правильном месте и с точной настройкой – это не препятствие для потока, а средство управления потоком. Равномерность потока увеличивает пропускную способность улицы в целом. В противном случае поток пролетает один бессветофорный перекресток и тут же утыкается в другой. Или в сужение дороги. Или в узкую сеть района.

В развитых странах светофоров в пять раз больше, чем в России. При этом никто не считает, что это плохо, что надо строить развязки и подземные переходы. В то же время у нас установлено только 40% светофоров от нормы.

От снятия светофора на одном отрезке не изменится пропускная способность тех улиц, на которые уходит трафик. Они не пропустят больше, их возможности давно исчерпаны. Если снять светофор в одной точке, поток просто переместится к следующему горлышку. Зато пешеходам придётся наматывать круги до перехода, подниматься или опускаться по подземным или надземным переходам – а на их строительство уходят миллиарды.

Почему же тогда все требуют бессветофорные магистрали, развязки, просят убирать переходы? Потому что люди, как правило, думают не в масштабе города, а в масштабе конкретного перекрёстка. Чиновники тоже едут в машине и видят светофор, который их остановил. Они не могут одновременно оказаться на следующем перекрёстке и увидеть, что светофор их просто задержал перед следующей пробкой.

Зачем же тогда всё это делается?

Мы не предлагаем отказаться от улучшения условий для автомобилистов и не предлагаем запихнуть всех в общественный транспорт. Мы говорим о том, что эти проекты ухудшат условия для всех, в том числе и для автомобилистов. Эти проекты не решат проблему пробок, это просто освоение денег строителями.

Условия движения автомобилей от таких мер в городе только ухудшатся. Это доказано, например, опытом Лос-Анджелеса, который строил у себя огромные развязки и магистрали в течение 40 лет и в результате стал худшей в США агломерацией по условиям движения транспорта. Это всё доказано мировой транспортной наукой, это написано и в простых книгах о транспорте, и в сложных научных трудах.

Когда в городе решения о том, что строить, принимают не транспортники, а строители – получается так, как описано выше.

Жители Гомеля должны понимать: у вас готовится вредительство. Губернатор Дворник явно взял курс на то, чтобы угробить город. Сделать его опасным и неудобным. Вас обманывают.