January 31, 2019

Насколько комфортны сирийские города для жизни

Заканчивая рассказ про Сирию, хочу поговорить с вами про урбанистику.

— Какая, нафиг, урбанистика?! В стране война идёт! — возмутитесь вы.
— Война идёт, а жизнь продолжается!

Люди ходят на работу, дети играют во дворах, общественный транспорт функционирует. В центре Дамаска вообще ничто не напоминает о войне. Город не разрушен, народ спокоен и приветлив. В булочные за свежим хлебом стоят очереди, ночные клубы мешают спать громкой музыкой, таксисты зазывают прохожих.

Насколько Дамаск удобен для жизни сегодня?

01. Разметки почти нигде нет, за обочинами крупных городских магистралей никто не следит. Раньше в Дамаске была платная парковка, но сегодня, судя по всему, система не особо работает. Хотя ещё в 2015-м всё было лучше. Ещё в городе практически не работают светофоры, а на каждом перекрёстке стоят регулировщики.

02. Местами Дамаск напоминает Каир! Есть несколько эстакад, которые идут прямо вдоль окон жилых домов. Всегда с ужасом смотрел на подобные решения. Как там в домах живут люди?

03. Фонари почти по всей стране не работают. Где-то уже нет плафонов. Но вообще, в Сирии очень хорошие дороги.

04. В Дамаске бывают пробки.

05. В пробках ходят нищие и просят денег.

06. Те, кто на мотоциклах, не стесняются объезжать пробки по обочинам и тротуарам.

07. Самая жесть – то, что народ особо не парится насчёт правил дорожного движения. Например, по левой полосе шоссе может навстречу идти семья с детьми. А что такого?

08. Внезапно против потока может ехать велосипедист.

09. Несмотря на общую бедность населения и благоприятный климат, велосипед в городе не развит. Я уже не говорю о том, что нет никакой инфраструктуры. Большинство велосипедов, которые есть в Сирии, очень старые и в плохом состоянии.

10. До войны главным общественным транспортом в Дамаске были маршрутки, встречались и большие автобусы. Сейчас они тоже работают по принципу маршруток. Это явно какие-то частники, муниципальные автобусы были бело-синими. Вообще, современные автобусы большая редкость.

11. Это один из городских автобусов. Вот на таком старье и ездят.

12. Остановок нет, народ просто ждёт на обочинах, а потом штурмует автобус.

13. Некоторые автобусы не ремонтировались десятилетиями, зато водители не стесняются их украшать.

14. Маршрутка – самый популярный вид транспорта в Дамаске/

15. Ограничение скорости. Скорость тут соблюдать не принято, но благодаря многочисленным пробкам она регулируется автоматически. В центре множество жёлтых такси. Обычно это какое-то старьё в ужасном состоянии. Много советского автопрома.

16. Слева – длинный ряд маршруток.

17. Такси часто в таком же состоянии, что и автобусы. Парковочные места народ захватывает с помощью старых покрышек.

18. Защита тротуара

19. Характерный пример. Это место остановки маршруток. Так как остановок нормальных нет, а людей много, маршрутки вылавливают из потока, как рыбу. Народ занимает половину дороги.

20. Раньше такое в Москве было. Подъезжает автобус или маршрутка – и люди к ней ломятся со всех сторон. Из-за того, что не оборудованы остановки, а тротуары заняты торговлей и самостроем, в городе на ровном месте образуются пробки. Вот тут можно было бы правильно организовать движение на неделю. Но никому нет дела. Интересно, есть ли сейчас в Сирии специалисты по транспортному планированию?

21. В этом месте, конечно, нужно было делать что-то типа широкой посадочной платформы. Тротуар можно расширить, снеся руины и переместив ларьки.

22. Так-так-так, что тут у нас? Да это же надземный переход! Причём относительно новый. Да, именно так тут пытаются решить проблемы пробок! Народу, конечно же, плевать на эти конструкции. Все переходят просто по дороге.

23. На всех пешеходных маршрутах обязательно будет уличная торговля.

24. Переход грязный, за ним, естественно, никто не ухаживает.

25. Подземные переходы тоже регулярно попадаются. В некоторых есть даже эскалаторы!

26. Несмотря на бедность населения, Дамаск – город для автомобилей. Нет машины – выживай как придётся.

27. Молодёжь и реклама каких-то местных батончиков.

28. Поскольку пешеходной инфраструктуры в Дамаске нет, все дороги тут буквально общего пользования.

29. Люди привыкли ходить прямо по проезжей части, вероятность быть сбитым никого не смущает. На фасадах исторических зданий висят кондиционеры.

30.

31. Такси в городе очень много. Они используются в том числе и для междугородних поездок. Часто народ кооперируется и берёт одну машину на несколько человек. Никаких счётчиков, конечно, нет, тариф – как договоритесь.

32. Обратите внимание, какой хаос на дорогах.

33. Местный гаишник отдыхает у своей машины. В дорожный хаос он никак не вмешивается – да он и не смог бы его урегулировать при всём желании.

34. Иногда непонятно, где кончается пробка и начинается парковка.

35. Как это часто бывает, самое красивое здание в городе – вокзал! Сейчас он не работает. До войны тут хотели сделать отель, но не успели. Вроде как железнодорожное движение восстанавливают.

36. Важные здания от терактов защищают бетонными блоками. Их ставят в два ряда, перегораживая вообще всё.

37.

38. Даже на узкой улице можно встретить машину. Обратите внимание на провода...

39. Городской парк. Никакого благоустройства тут нет – просто грязный пустырь. Знакомо, правда?

40. Впрочем, это не мешает местным устраивать тут пикники. Запрос на общественные пространства у людей есть, а вот пространств нет.

41.

42. В городе много рекламы иностранных компаний. Она ещё довоенная, сейчас Сирия под санкциями.

43. Современная реклама.

44. Что в центре Дамаска, что ближе к окраинам тротуары обязательно очень узкие. Поэтому используют их только те пешеходы, кто хочет что-то купить в ларьках.

45. Вот яркий пример. На тротуаре стоят те, кто как-то взаимодействует с торговлей. Остальные идут по дороге.

46. Иногда торговцы просто занимают весь тротуар.

47.

48. Иногда развалы вылезают на дорогу.

49. Становится непонятно, это стихийный рынок, или он всегда тут был. А может, это стихийный рынок, который всегда тут был. Обратите внимание на размер капусты!

50. Все курят

51. В Дамаске есть реки, но их набережные никак не используются.

52. Точнее, местные используют их как свалки, сбрасывая в реки всё дерьмо и мусор. Неужели людям самим приятно жить с видом на помойку?

53. Без мусора и машин Дамаск был бы довольно приятным городом.

54.

55. Парковка на тротуаре! Интересно, откуда в Сирии старые американские тачки? Наверное, в 80-е на такой ездил какой-нибудь американский атташе, а потом посольство её продало.

56. Заборчики, стихийные свалки – всё как у нас!

57. На этом всё. Интересно будет посмотреть на Дамаск лет через 5, когда война (надеюсь) уйдёт совсем.

Ехал Асад через Асад, видит Асад Чечня Асад

Сирия: уничтожение святынь

Сирия, разрушенная войной: Дамаск и Хомс

Как попасть в Сирию

Бейрут: последний приют перед поездкой в Сирию