January 27, 2019

Сирия: уничтожение святынь

Продолжаю публиковать отчёты из Сирии, и сегодня мы отправимся смотреть, что гражданская война сделала с древними сирийскими сооружениями. У Сирии богатая история: здесь были дохристианские цивилизации, Римская империя, мусульманские халифаты, крестоносцы из Европы, Османы и только во время Второй мировой страна получила независимость от Франции, после того, как Германия потерпела неудачу в британских и французских владениях на Ближнем Востоке.

Нынешняя война в Сирии, начавшаяся в 2011 году с политических требований, вскоре переросла в и в межрелигиозную. Так или иначе, артиллерийские и авиационные снаряды попадали в мечети, церкви и монастыри, имущество которых постигла неясная участь. То ли его намеренно оскверняли, то ли было повреждено в результате обстрелов. Тема вообще очень сложная, потому что на теме пытаются спекулировать, в том числе и для эскалации конфликта. Например, если вы станете читать про столкновения в Хомсе, то найдёте массу свидетельств, как боевики вырезали христиан и чуть ли не всех убили, но и не меньше будет сведений о том, что убивали вообще всех, кто не поддерживал боевиков, а конкретно за христианами никто не охотился.

Но сегодня мы не будем искать виновных. Давайте посмотрим на то, что стало с древними памятниками и святыми местами. Если вы были в Сирии до войны, то наверняка бывали в этих местах.

01. Подъезжаем к Маалуле, христианскому городу под Дамаском.

02. Городок небольшой, тут до войны постоянно проживали около тысячи человек. Многие дома были разрушены, но сейчас их восстановили.

03. Сколько тут сейчас живёт людей, никто не знает, но точно заметно меньше. Машин нет, улицы пустые. Несмотря на то, что сирийские военные выбили отсюда боевиков несколько лет назад, народ не спешит возвращаться в свои дома.

04. На въезде возвели новые ворота и завесили их портретами вождя.

05. Во время гражданской войны Маалулу несколько раз занимали повстанцы. В сентябре 2013 года городок захватили боевики "Ан-Нусры", начав атаку взрывом шахид-мобиля на блокпосту. Спустя полторы недели нападавшие отступили. Но в ноябре джихадисты вернулись, и были выбиты из города сирийской армией только в апреле следующего года.

06. Монастырь древнеримских святых Сергия и Вакха. Напавшие на город боевики повредили церковь святых мучеников Сергия и Вакха, а иконы похитили или уничтожили. Одна из утраченных икон – "Тайная вечеря", одна из старейших икон, дошедших до наших дней. Судьба иконы неизвестна, но недавно монастырю подарили её точную копию. Также в городе разрушили статую Девы Марии, и существуют свидетельства убийств христиан, но есть и противоположные сведения.

07. Монастырь Святой Фёклы. Во время зимнего захвата города "Ан-Нусрой" были пленены 12 монахинь, которых позже обменяли на арестованных сирийцами родственников боевиков, в основном женщин.

Вот так выглядел монастырь после освобождения:

Источник: christiansofsyria.org

Непонятно, намеренно ли его повредили боевики, или всё это – следы артобстрелов. Как и в остальных случаях, в разных источниках встречаются самые разные мнения.

Источник: christiansofsyria.org

08. От жилых домов на холме остались только стены.

09. Здесь когда-то была хорошая гостиница. Думаю, если кто-то из моих читателей был в этих местах до войны, то наверняка останавливался в этом отеле. Так вот, его больше нет. Здание занимали снайперы боевиков, и армия долго не могла их отсюда выбить.

10. Всё, что осталось.

11. Ресепшен.

12. Ресторан.

13. Такси.

14.

15. Детская площадка около отеля. Когда-то тут играли детишки, а теперь и взрослых не сыскать, не то, что детей.

16.

17. На выезде из города обстрелянная мечеть.

18. Едем дальше, в крепость Крак-де-Шевалье.

19. По дороге нет они одного целого дома – всё в руинах.

20. Улица.

21. Когда-то тут один за другим ездили туристические автобусы, было много сувенирных лавок и кафе. Теперь же не осталось вообще ничего.

22. Только руины.

23. Жилые дома.

24. Можно заметить, что в разрушенных домах живут люди. Несмотря на опасность разрушения, более-менее уцелевшие здания занимают вернувшиеся жители. Редко у кого есть возможность восстановить свой дом.

25. Вот здесь на третьем этаже тоже уже кто-то живет, хотя дом и в ужасном состоянии. Живут семьями, с детьми, которые играют тут же, на руинах.

26.

27. Семья возвращается в свой дом после сбора какой-то травы на обочине дороги.

28.

29. Руины домов вдоль дороги.

30. Издалека может показаться, что тут стоят хорошие дома, но если приблизить, станет ясно – уцелевших зданий практически нет.

31.

32. А вот главная достопримечательность этих мест – крепость Крак-де-Шевалье. Она кормила весь городок. Посмотреть на средневековую крепость приезжали люди со всего мира. А теперь никого нет.

33. Здесь у туристов сейчас самое благодатное время для изучения достопримечательностей. Нет толп китайцев, автобусов, зазывал. Никто не мешает, не запрещает фотографировать. Полная свобода.

34.

35. Да и самой крепости запустение пошло на пользу. Исчезли таблички, дорожки, запрещающие знаки. Природа берёт свое и крепость выглядит так, словно её только что нашли среди глухих лесов, забытую на столетия.

36. Очень круто.

37. Первое упоминание о крепости относится к 1031 году, когда её занимал курдский гарнизон эмира Алеппо. В конце века её впервые захватили крестоносцы, владевшие ей до окончания крестовых походов, и за всё это время Крак-де-Шевалье ни разу не взяли штурмом. После этого замок утратил своё военное значение и простоял без дела до XIX века, когда европейские учёные стали изучать крестовые походы на Святую землю.

38. В начале гражданской войны в Сирии крепость заняли повстанцы, которых армия выбила оттуда только в марте 2014 года.

39. Видимо, сюда попал миномётный снаряд. Но значительных разрушений в крепости, как видно, удалось избежать.

40. Хочется отметить, что я не встретил никаких актов вандализма. Несмотря на то, что крепость была захвачена боевиками, они не расписывали стены, не оставили после себя никаких следов. Вообще нигде нет ни граффити, ничего. Но вот только в одном из залов отметились "туристы" из России. И это единственная надпись во все крепости, которую я заметил.

41.

42. В некоторых российских СМИ писали, что во время штурма правительственными войсками крепости была разрушена одна из башен, а российский высокоточный снаряд, выпущенный сирийским самолётом, проделал в стене брешь для спецназа. Но здесь об этом никогда не слышали, да и никаких следов разрушений нет. На деле, чтобы сохранить достопримечательность, армия открыла повстанцам коридор, но перед уходом те взорвали склад боеприпасов, повредив готический зал и трапезную. Сейчас этот двор восстанавливают.

43. Готический зал.

44.

45. Замком восхищался король Англии Эдуард I, видевший его во время последнего крестового похода. Вернувшись на родину, он выстроил в Британии замки со схожей архитектурой.

46. Накануне Первой мировой войны британский студент-историк Томас Лоуренс, изучавший средневековые крепости Франции и Сирии, отметил, что это самый красивый из увиденных им замков. Чуть позже этот человек поможет арабам освободиться от турецкого господства, и останется в истории как Лоуренс Аравийский.

47. А название крепости – игра слов. Арабское название Хысн-эль-Акрад (Замок курдов) французы упростили до Крата, а потом превратили в Крак. Потому что похожее слово "карак" по-арабски значит "крепость". Так из смеси языков и получилась "Крепость рыцарей".

48. В 1938 году крепость отремонтировали и обложили крышу керамической плиткой, сквозь которую теперь пробивается растительность.

49.

50.

51.

52.

53.

54. Это владелец ресторана и отеля. Сейчас у него нет работы, и семью кормить почти нечем. Он согласился приготовить нам обед – потрясающий куриный шашлык, салаты и чай стоили 5 долларов с человека. Когда сюда вернутся туристы и вернутся ли вообще, непонятно.

55. На эти поля возвращается мирная жизнь, но будет ли она такой, как прежде?

Сирия, разрушенная войной: Дамаск и Хомс

Как попасть в Сирию

Бейрут: последний приют перед поездкой в Сирию

Беженцы в Сирии: Спасибо, Россия...

Алеппо до и во время войны

Война в Сирии: прогулка по Дамаску

Дамаск: как столица Сирии переживает войну

Хомс: один из самых разрушенных сирийских городов

Российские солдаты в Сирии: «За нашу голову дают 12 тысяч долларов и цена растет»