Зачем снижать скорость?
Жить в России опасно! Вы боитесь летать на самолёте? Боитесь терактов? Может быть, вы боитесь маньяков? Зря! Если вам суждено погибнуть насильственной смертью, то, скорее всего, это произойдёт под колёсами автомобиля. Мы давно не обращаем на это внимания, потому что нам кажется, что ДТП – это неизбежное зло автомобилизации. Кого удивляет, что каждый день у нас погибает на дорогах более 50 человек? А в год – почти 20 000? Никого!
А между тем, это большая проблема. В том числе и потери для экономики. НИУ ВШЭ несколько лет назад опубликовала исследование, согласно которому ДТП причиняют экономике России ущерб в размере 303,6 миллиарда рублей в год, в том числе 7 миллиардов прямых потерь.
Причин ДТП много. Это и плохие дороги, и алкоголь, и нарушение ПДД. Но есть один критический момент – это скорость. Скорость – ключевой фактор риска на дорогах, она влияет как на вероятность аварии, так и на серьёзность последствий.
В России, как вы знаете, ограничение скорости в городе – 60 км в час, при этом есть "нештрафуемые" 20 км/ч. То есть если вы едете по городу 80, вас не оштрафуют. Это позволяет водителям нарушать скоростной режим, что в итоге приводит к ДТП и смертям на дорогах.
Недавно в Москве заговорили о том, чтобы отменить эти 20 км в час, и тут начался вой! Автовладельцы восприняли это как нарушение своих прав! Прав на что? На убийство? Давайте разберёмся, как нарушение скорости влияет на аварийность, и вообще – какая должна быть скорость в городе. Я про это уже писал много раз, но раз возникают вопросы, то лучше повторить.
Обратимся к специалистам. Вот выдержки из брошюры Всемирной организации здравоохранения:
"Скорость <...> влияет как на риск аварии, так и на тяжесть травм, полученных в результате ДТП".
ВОЗ разделяет понятия "превышение скорости" и "неадекватный скоростной режим" – это когда кто-то едет со скоростью, не подходящей для определённых дорожных условий.
"Превышение скорости и неадекватная скорость ответственны за высокую долю смертности и заболеваемости в результате ДТП. В странах с высоким уровнем доходов скорость способствует примерно 30% смертей на дорогах, тогда как в странах с низким и средним уровнем доходов скорость оценивается как основной содействующий фактор примерно в половине всех ДТП".
Контроль скорости транспортных средств может предотвращать аварии и уменьшить тяжесть травм, получаемых жертвами [ДТП].
Связь между скоростью и тяжестью травм особенно важна для уязвимых участников дорожного движения, таких как пешеходы и велосипедисты.
Например, у пешеходов есть 90-процентный шанс выжить, когда их сбивает машина, движущаяся со скоростью 30 км/ч или ниже. Но при ударе на скорости 45 км/ч вероятность выживания – уже менее 50%, а при столкновении на скорости 80 км/ч шансов выжить у пешехода практически нет.
"Чем выше скорость транспортного средства, тем меньше времени есть у водителя, чтобы остановиться и избежать аварии. Автомобилю, движущемуся со скоростью 50 км/ч, обычно требуется 13 метров, чтобы остановиться, тогда как машина, едущая со скоростью 40 км/ч, остановится менее чем за 8,5 метра".
Повышение средней скорости на 1 км/ч, как правило, увеличивает риск ДТП с пострадавшими на 3%, и ДТП со смертельным исходом – на 4-5%.
Для пассажиров машины, двигавшейся со скоростью 80 км/ч в момент удара, вероятность смерти в 20 раз выше, чем при ударе на скорости 30 км/ч.
Какие факторы влияют на скорость?
— связанные с водителем (возраст, пол, уровень алкоголя, количество людей в машине);
— связанные с дорогой и машиной (структура дороги, качество покрытия, мощность автомобиля, максимальная скорость);
— связанные с трафиком и окружающей средой (плотность движения и состав участников движения, преобладающая скорость, погодные условия).
Что может быть сделано, чтобы сгладить неблагоприятный эффект скорости?
— установка и обеспечение скоростных ограничений являются двумя самыми эффективными мерами по сокращению числа травм, полученных в ДТП;
— исследования показывают, что снижение скорости передвижения на 1 км/ч приведёт к снижению количества аварий на 2-3%;
— опыт многих стран показал, что введение скоростных ограничений будет иметь кратковременный эффект, если оно не будет сопровождаться постоянным и очевидным соблюдением этих ограничений;
— камеры контроля скорости – очень экономически эффективное средство снижения числа ДТП;
— в некоторых странах действуют скоростные ограничения, которые меняются в зависимости от погоды, дорожных условий и времени дня. Когда скоростные ограничения отвечают местным условиям и обстоятельствам трафика, более вероятно, что их будут соблюдать;
— на уровень скорости также влияет развитие безопасной инфраструктуры. Под этим может пониматься изменение дорожной среды для уменьшения транспортного потока и снижения скорости транспортных средств. Таким образом обеспечивается защита от ДТП и снижение количества травм. Эти меры включают разделение пользователей дорог на "быстрых" и "медленных" или препятствование въезду транспорта в определённые районы.
— меры успокоения трафика широко используются для снижения частоты аварий в странах с высоким уровнем доходов. Они включают установку физических средств снижения скорости, таких как круговое движение, вертикальные перепады уровня дороги (например, лежачие полицейские), горизонтальные изменения на дороге (такие, как сужение проезжей части или искусственные неровности, "шпалы"). Проверенные меры успокоения трафика могут быть особенно эффективны там, где не соблюдаются скоростные ограничения.
К сожалению, ГИБДД собирает недостаточно статистики об авариях в России. Для наших гаишников авария на скорости 30, 50, 80, 110 и 999 км/ч – одно и то же, они обычно просто пытаются найти виноватого.
В большинстве развитых стран нельзя превышать скорость более чем на 10 км/ч. В Нью-Йорке, Берлине, Лондоне, Стокгольме, Сингапуре никакой "погрешности" вообще не существует, в Копенгагене она 3 км/ч. При этом во всех этих городах нельзя разгоняться быстрее 50 км/ч. В Нью-Йорке ограничение 25 миль в час – это 40 км/ч. Можете себе такое представить у нас? Это не деревня, это город размером с Москву.
Я уже слышу, как нарастает волна возмущения... Возможно, вы захотите сказать мне, что нельзя снижать скорость движения в городе, потому что тогда никто никуда не будет успевать, город встанет в пробках, и всё это будет безумно вредно для экономики?
На самом деле разница ничтожна. Например, Гренобль стал первым французским городом, где максимальная разрешенная скорость была снижена до 30 км/ч была снижена НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ.
И водители, и власти опасались больших потерь во времени перемещения по городу. Но исследование показало, что для преодоления километра городской улицы со скоростью 30 км/ч водителю из Гренобля нужно всего на 18 секунд больше, чем при поездке со скоростью 50 км/ч. Это значит, что на 20 километров ты потратишь всего 6 лишних минут.
А что, и на МКАДе теперь 50 км в час? И на хордах? Нет. Есть разные типы улиц.
Если мы говорим про обособленное шоссе, где нет общественного транспорта, пешеходов, переходов, то там вполне можно делать ограничение хоть в 110. А вот в городе, на той же Тверской, максимальная скорость должна быть 50 км в час.
Но у нас люди гоняют со скоростью 80 км/ч по центру города и жилым районам в полной уверенности, что так и надо. В городах, которые заботятся о жизни и здоровье пешеходов, велосипедистов, пассажиров, да и самих водителей, такое не прокатит.
Если снизить максимальную скорость в городах до 50 км/ч и заставить водителей её соблюдать, количество погибших в ДТП снизится в 2 раза. А это тысячи спасенных жизней в год.
Кроме того, максимальное значение пропускной способности улиц достигается при 55 км/ч. Всегда кто-то едет быстрее, кто-то медленнее, кому-то надо повернуть, кому-то – притормозить. У вас никогда не будет возможности ездить по московским улицам без остановки со скоростью 200 км/ч, даже если убрать с улиц всех пешеходов и все светофоры.
Пропускная способность улиц не прямо пропорциональна скорости. Зато она очень зависит от помех на дороге, в том числе аварий. А чем ниже скорость, тем аварий меньше. А значит, больше предсказуемости на дорогах и выше общая скорость потока.
Нужно ввести ограничение скорости 50 км/ч и на первое время оставить допустимую погрешность 10 км/ч, через год снизить её до 5 км/ч, а ещё через год – убрать совсем.
Требуйте ограничения скорости 50 км/ч, или умрёте!
Как сделать города безопасными и спасти тысячи жизней
Что русскому хорошо, то шведу смерть
Вы слишком быстро едете!