December 17, 2018

Он вам не Кёнигсберг!

Когда бывший мэр Калининграда Александр Ярошук отправился в Москву, где, по его словам, "все деньги", я вздохнул было с облегчением... Подумал, что теперь город, может быть, удастся спасти.

Но первые 10 месяцев работы нового мэра Алексея Силанова, увы, запомнятся не только матчами ЧМ-2018.
Это и издевательство над историческими зданиями (и глазами местных жителей), и совершенно идиотская кампания против Канта, и массовая вырубка деревьев по всему городу.

А теперь власти задумались о том, что Калининграду отчаянно не хватает подземных переходов.

Причём заниматься ими будет, насколько я понимаю, не столько мэрия, сколько правительство области. Министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова говорит, что на площади Василевского, проспекте Победы и проспекте Калинина (перекрёсток с Ленинским проспектом) нужно "разделить потоки транспорта и людей". А ещё год назад о намерении строить подземные и надземные переходы заявил губернатор Антон Алиханов.

Проблема не только в том, что это вредная идея. Судя по комментам к этому посту, проблема ещё и в том, что эта идея очень популярна у водителей. А для чиновника мнение автомобилистов очень легко выдать за "волю народа" и всеобщее благо.

Сейчас Калининградская область – пятый регион России по уровню автомобилизации (353 легковых машины на 1000 жителей). В самом Калининграде вся южная часть города каждое утро пытается доехать до центра и не может этого сделать без того, чтобы не застрять в пробке. Но при этом автомобилисты – всё ещё меньшинство, от мнения которого не должна зависеть безопасность и удобство большинства.

Водители думают, что подземные переходы могут избавить их от светофоров, "кеглей" (это они так пешеходов называют) и пробок, но на самом деле их ждёт жуткое разочарование.

Миф №1: "Подземные переходы разгрузят дороги!"

Ничего подобного, в лучшем случае это кратковременный эффект. Пешеходам станет неудобно пользоваться городом, и они из общественного транспорта пересядут в автомобили. Машин станет ещё больше при прежней инфраструктуре. Это значит, что вы будете ещё больше времени тратить на пробки.

От светофоров вы тоже избавиться не сможете. Даже если их ликвидируют в паре мест, пробка будет собираться уже на следующем перекрёстке. Во всём мире светофоры – это эффективный инструмент регулирования транспортных потоков, и только у нас автомобилисты воспринимают их как очевидное зло.

Конечно, многие чиновники (видимо, калининградские тоже) мечтают вернуться в советские времена, когда можно было строить проспекты шириной 100 метров для 100 машин в час, но сейчас реалии другие. Если вы будете ориентироваться только на автомобили, вы никогда не сможете создать комфортную городскую среду.

Миф №2: "Подземные переходы берегут жизни пешеходов!"

Я много раз объяснял, почему это не так. На самом деле это бред, потому что неудобные внеуличные переходы провоцируют людей нарушать правила. Люди, особенно маломобильные горожане (инвалиды, мамы с колясками, бабушки с тележками), не хотят спускаться под землю или делать крюк в полкилометра. Им легче перебежать улицу в неположенном месте. А значит, перед вами стоит задача сделать так, чтобы "неположенных мест" было как можно меньше. То есть делать правильные переходы везде, где это необходимо, а не загонять народ под землю.

Миф №3: "Мы потратим деньги на подземный переход один раз, а служить он будет много лет!"

Во-первых, это неверно. Мало подземный переход построить – нужно его ещё и обслуживать. Его надо регулярно ремонтировать, убирать, платить за электричество и т.д. Вы когда-нибудь задумывались о том, почему лифты в подземных и надземных переходах никогда не работают? Да просто обслуживание стоит слишком дорого.

Во-вторых, подземный переход – это самый дорогой способ обеспечить пересечение улицы. Один такой переход стоит десятки миллионов рублей, на которые можно было бы идеально оборудовать сразу несколько обычных переходов: приподнять их до уровня тротуара, сделать хорошую подсветку, контрастное мощение, островок безопасности и т.д.

То есть каждый подземный переход – это пример неэффективного расходования средств.

Главный миф: "Подземный переход – это удобно!

Это самое большое заблуждение. Подземные переходы делают город недоступным для многих людей, ими не могут пользоваться люди с колясками, с велосипедами, пожилые люди. Многие отказываются от прогулок, и город для них становится недоступным. Город с подземными переходами для пешехода превращается во враждебное и несправедливое место. Происходит дискриминация большого количества горожан, которые не могут себе позволить ездить на личном автомобиле или такси.

При этом сделать город удобным для всех не так уж сложно. Даже в Калининграде есть довольно удачные примеры наземных переходов:

Кёнигсберг – это современная сеть электротранспорта, безбарьерная среда, правильные пешеходные переходы, дизайн-код, исторические здания, брусчаточка в кварталах старой застройки (продолжите список)... Город для людей, а не для машин.

Калининград – это подземные переходы, дороги в 6-8 полос в туристической и жилой зоне, микрорайоны в чистом поле, дворы-парковки и уничтожение исторической среды. Город для машин, а не для людей.

Вам правда больше нравится Калининград?

Надеюсь, в правительстве Калининградской области прочитают этот пост и глубоко задумаются. Приглашаю губернатора и его подчинённых зайти на сайт о вреде подземных и надземных переходов и хорошенько его изучить.