November 29, 2018

Как Баку пережил 27 лет без Совка

Сегодня препарируем Баку. Один из самых интересных городов бывшего Союза. Баку динамичнее всех менялся, в Баку было (а может, и есть) много денег. Баку, в отличие от других постсоветских городов, имел возможность развиваться. В 90-е все мы начали примерно с одной точки. И сейчас очень интересно посмотреть, кто как распорядился своим историческим наследием, кто как решает вопросы ветхого и устаревшего советского жилья. Баку далеко не идеален. Но у него есть чему поучиться.

Подписаться на канал

Как вы знаете, в этот раз у меня возникли сложности. Мне сначала запретили въезд, а потом разрешили. Так что времени на осмотр города было очень мало. Но кое-что я успел!

01. Давайте начнём сразу с главного – с подземных переходов. Здесь город не меняется. Он как был, так и остаётся опасным и недоступным. По Баку невозможно передвигаться, если вы пожилой или больной человек, нет даже и речи о том, чтобы пройти по городу с детской коляской. Вам будет крайне сложно выжить с чемоданом или сумками. Если вы инвалид, то сразу ставьте на себе крест: город не для вас. Он для молодых, сильных и тех, кто может позволить себе автомобиль. Старый город от набережной отделяет многополосное шоссе, примерно как у нас напротив Кремля. Перейти его можно только по подземному переходу. О, тут есть эскалаторы! Только ими нельзя пользоваться с детской или инвалидной коляской. А как же специальный подъёмник слава? А он не работает. Вообще нигде в мире они не работают.

02. Висит груша – нельзя скушать. Это про Баку. Идёшь по улице, видишь что-то красивое на другой стороне улицы, а перейти невозможно! Часто до ближайшего перехода надо идти сотни метров, что для пешехода критично. Люди просто отказываются от прогулок по городу, не заходят в кафе или магазины на другой стороне улицы, куда в другой ситуации они могли бы зайти. От этого страдает бизнес. Из-за некачественной городской среды город недополучает налоги. Это важный фактор, на который мало кто обращает внимание.

03. Вот так выглядит центр. Широченные дороги, которые невозможно перейти.

04. В центре города явный приоритет отдаётся автомобилям. Это неправильно. Кстати, раньше в Баку был трамвай. Сейчас идут разговоры о его возвращении. Это было бы отличной идеей. Как раз задел для трамвайных путей есть.

Бакинский трамвай работал с 1924 до 2004 года. То есть ликвидировали его как раз тогда, когда крупные города в развитых странах стали массово восстанавливать свои трамвайные системы. Баку был крупнейшим городом СНГ без трамвая, но с 2016-го таким является Ташкент. Не самое почётное звание.

05. А сейчас людям остаются неудобные подземные пешеходные переходы. Кстати, в большинстве из них нет не то что эскалаторов, но даже пандусов. Так что пользоваться ими слабым и маломобильным людям невозможно. Кстати, специально для бакинцев, которые впервые зайдут в мой блог. Если у вас возникает вопрос, почему в городе не должно быть подземных переходов — почитайте этот сайт. И ответьте на вопрос, как быть примерно 20% населения Баку – тем, кто физически не может спускаться или подниматься по лестнице?

06. Сейчас ответ один – нарушать правила, рисковать жизнью. Типичная картина для Баку: пустые широченные улицы перебегают люди. Город очень опасный для человека. Могу поспорить с любым бакинцем, что вы не пройдёте и 5 километров через центр города, не нарушив правила хотя бы пару раз. Сейчас это просто невозможно!

07. В нормальном городе такого быть не должно. Это не люди нарушители, просто нет другого варианта перейти дорогу. Очень надеюсь, что городские власти разработают программу по возращению в город пешеходных переходов и сделают городскую среду комфортной и безопасной.

08. А сейчас иногда так. Идёшь по улице, а что делать дальше, непонятно. Зебры нет, знаков нет... И это самый центр!

09. В Баку всё ещё много хорошей архитектуры и, что приятно, появляются новые здания. Про это я писал. Это Олимпийский стадион Баку, который открыли в 2015 году. Своей "покрышечной" структурой немного напоминает "Альянц Арену" в Мюнхене. Как и баварский стадион, он примет матчи чемпионата Европы по футболу 2020 года.

10. А вот делают что-то новенькое! Это, по-моему, офис нефтяной компании. Вообще, в плане современной архитектуры Баку, наверное, впереди всех стран бывшего Советского Союза. Город не стесняется приглашать западных архитекторов и создавать новые достопримечательности. И это самое удивительное. Почему азербайджанцы понимают, что такое хорошая архитектура, но не понимают, что такое удобный город и современные общественные пространства?

11. Повсюду идёт стройка. Местами Баку напоминает Дубай.

12. Белый город почти сдан. Я в прошлый раз уже писал про этот проект. Официально он называется Baku White City. Название противопоставляет новый район старому Баку, который как нефтяную столицу региона часто называли Чёрным городом. Это даже не один район, а целых 10, рассчитанных на 50 000 жителей и 48 000 рабочих мест.

13. Один из немногих, а, может быть, и единственный пример квартальной среднеэтажной застройки на постсоветском пространстве. То есть это полностью новый район, но строят тут не муравейники, а дома малой и средней этажности. К стилю есть вопросы, но в целом нам в первую очередь интересен формат.

14. Местами напоминает Париж барона Османа. Парковки – в карманах. Единственное, бакинцам пора отменить советские нормы. Карманы шириной 3,5 метра – зачем? Это же парковка не для автобусов и грузовиков.

15. В целом улицы для нового района получились неплохие, дома переменной этажности: есть по 7 этажей, есть по 4.

16. Неплохое благоустройство. Проезды вымощены плиткой.

17. Очень много вариантов мощения разного применяется. Это хорошо. Единственное, опять нет переходов нормальных. Ну вот почему тут не сделать тротуар в один уровень? Зачем бордюры? В Баку срочно надо отправить специалиста по пешеходным переходам.

18. Название улиц вмонтировано прямо в тротуар, как в США.

19. Несмотря на то, что в целом район построен в классическом стиле, тут есть и хорошие современные здания, и всё это вместе очень неплохо живёт. Чтобы подружить классические дома и футуристическое офисное здание, на улицах поставили необычные лавочки.

20. Приятно удивило, что архитектура везде разная. То есть одни дома современные, другие – классические. Здесь главное – не приглядываться к деталям. Например, за такой рисунок плитки на фасаде у нас в институте отрубили бы руки.

21. Ну чем не Париж? Ах! Людей нет! Говорят, район только сдали, и он только заселяется. Интересно будет посмотреть, как он будет обживаться. Но принципиально мне очень нравится, что получается.

22. Но тут главное не заходить во дворы.

23. Потому что во дворах АД! Просто всё залито асфальтом, и всё. Как можно так бездарно относиться к самому ценному пространству? Почему нельзя было сделать дворы без машин? Я не понимаю. Я ожидал увидеть во дворах всё что угодно, но не поля с парковками.

24. Благоустройство если и есть, то оно минимально и примитивно. Так быть не должно. Дворы должны быть закрыты для автомобилей. Подъезды так же убоги. Вместо того, чтобы сделать красивые парадные подъезды, тут какие-то глухие норы с металлическими дверями. Разочарован. Это ли дворы хорошего района?

25. Да, если во дворы не выходить, то хорошо. Я бы ещё не ставил дешёвые белые пластиковые окна и сделал бы подсветку зданий.

26.

27. Пример плохих фонарей. Они и дорогу нормально не освещают, и тротуар ночью тут тёмный.

28. Вернёмся в Старый город. Как сделать Баку в два раза лучше? Запретить парковку в Старом городе. На месте машин должны быть столики летних кафе! Разве так должен выглядеть туристический центр? Вы чего?

Вот как он должен выглядеть!

29. Кстати, в советское время тут был асфальт, а сейчас брусчатка! Отличный пример, как надо делать. У нас в России брусчатки очень боятся, а зря. Она отлично подходит историческим районам, она смотрится намного лучше асфальта, она успокаивает трафик.

30. Из плюсов – в Старом городе живут люди! Это хорошо, когда такие районы не превращаются в музеи, а продолжают жить и развиваться. Из минусов – эти люди считают, что к историческим зданиям можно делать убогие пристройки.

31. В Баку есть совершенно бесподобные деревянные балконы-террасы (у азербайджанцев для них есть специальное слово – "шушебенд"). Шикарный элемент, он встречается и в других странах, особенно в арабских. И ещё обратите внимание на количество кондиционеров. Ну как так можно? Почему все кондиционеры просто вешают на фасады? Ужас.

32. Бакинцы уже поняли, что мусорные баки не украшают Старый город, и их надо декорировать, молодцы.

33. Но с кондиционерами другая ситуация. Они висят на самых видных местах. Я нашёл только один пример, когда кондиционер спрятали в декоративный короб из камня. Очень хорошо. Но это исключение.

34. Без кондиционеров и парковок город смотрится намного лучше.

35. Ещё хороший пример того, как блок кондиционера спрятали на деревянном балконе. Молодцы.

36. Ну вот куда эти кондиционеры годятся?

37. Если немного ослабить контроль – начинается настоящий ад.

38. Ещё бакинцы почему-то очень любят самые дешёвые пластиковые окна и везде их вставляют.

39. Баку очень разный. Есть совсем древний, есть современный, есть советский, а есть Баку XIX века. Мои любимые кварталы.

40. Здесь настоящая жизнь.

41. Здесь почти нет туристов.

42. Здесь Баку без мишуры и показухи.

43. В каждом втором подъезде тут сказка.

44.

45. Здесь каждый переулок готовит тебе сюрприз.

46. Понятно, что сегодня это жильё не соответствует представлениям о комфорте, но, по мне, это в 100 раз круче современных бездушных ЖК.

47. Хорошо бы это всё как-то реконструировать, отремонтировать, но главное – сохранить традиционный уклад жизни. Такие районы – это душа города.

48. Но для современного Баку они скорее обуза.

49. И их стыдливо закрывают декоративными ширмами.

50. Старые районы прячут, как грязные носки под ковёр.

51.

52. А на их месте растут новые ЖК.

53. Я не знаю ни одной причины, зачем в центре Баку лепить эти помпезные многоэтажки.

54. Инфраструктура города явно не готова к такому уплотнению. Баку – не Гонконг.

55. Но старые районы сносят, а на их месте растут муравейники.

56. Проблему осознают, когда будет уже поздно. В Баку есть масса мест, где можно строить хорошее жильё – есть же отличный пример Белого города. Но зачем на месте старых кварталов, которые можно развивать как туристические объекты, зачем на месте тихого центра лепить муравейники?

57. Вернёмся в центр

58. Почти все советские фасады в центре украсили декором из песчаника. Получилось нарядно. А вот заборы поставили зря.

59. Слева дом до евроремонта, справа – после.

60. Посмотрите: забор – это признак неграмотно спроектированных улиц. В удобном городе заборов быть не должно.

61. Удивительно, но в Баку до сих пор нет платной парковки! Вернее, она есть, но лишь на каких-то отдельных улицах. До приличных городов с их парковочными зонами Баку пока далеко. В центре города есть несколько больших подземных парковок, но этого недостаточно. В этом году случился казус, когда платную парковку устроили прямо на выделенной полосе для автобусов. Эту проблему почему-то не могли устранить целых полгода.

62. Зато по городу начали массово делать пандусы и обозначать их специальными знаками. Зачем? Пандус – это что-то естественное, зачем его обозначать значками? Это всё равно что человек, который почистил зубы, ко всем подходит и говорит: "Я сегодня почистил зубы! Я молодец!" Была проблема с пандусами – её исправили, молодцы, но кричать об этом не стоит.

63. Некоторым современным архитекторам в Баку я бы запрещал проектировать. Хотя, может быть, это такой хитрый ход, чтобы хорошие здания смотрелись на фоне этого бездарного говна ещё лучше?

64. "Не умеешь – не берись!" Проектировать в классике очень сложно, это как писать классическую музыку. Иногда архитектору кажется, что если взять побольше декора с рынка, никто не заметит, что он бездарный неуч. Нет, это заметно.

65. Баку прекрасен. Обязательно приезжайте сюда на выходные.

Подписаться на канал

Баку: по горячим следам