November 25, 2018

6 правил идеальной детской площадки

В последние годы Москва переживает расцвет детских площадок. Я уже рассказывал вам о самой роскошной из них — "Салюте", открытом Музеем современного искусства "Гараж". Там в любую погоду собираются дети, подростки и взрослые. "Салют" собран из оборудования Юлиана Рихтера, мирового классика игровых зон.

На основании дискуссии Рихтера, авторов "Салюта" и специалистов по детским площадкам в России Strelka Mag составил список правил детских площадок и рассказал о развитии игровых зон Москвы.

Участники дискуссии: Юлиан Рихтер, основатель компании Richter Spielgeräte GmbH, разработчик критериев оценки и тестирования стандартов безопасности EN (European Harmonized Standard for Commercial Playground Equipment).
Александр Фронтов, генеральный директор бюро "AFA/Александр Фронтов и Архитекторы". Ксения Голованова, архитектор, сотрудник AFA.
Белла Филатова, партнёр архитектурного бюро "Дружба", соучредитель детского архитектурного клуба "Кони на балконе".
Дарья Алексеенко, руководитель проектов Strelka Architects, куратор детского архитектурного клуба "Кони на балконе".

1. Никаких правил на детских площадках

Юлиан Рихтер: В создании площадок нет правильного и неправильного. Но есть ключевые вещи, о которых мы всегда помним. Первая — самоопределение. Детская площадка должна помогать в этом ребёнку. Вторая — вместе. Хорошо, когда рядом играют дети разных возрастов. Третья — игра это не сборник правил. В ней дети учатся по-настоящему. Этого не даёт спорт, где есть правила и цели, и не даёт школа, где игровой процесс чаще всего блокируется.

Белла Филатова: Интерес детей к площадке зависит от её игровой ценности. Она состоит из насыщенности игровых функций, образности не навязываемых тем, возможности разных сценариев, наличия полезного риска, чувства безопасности и непредсказуемости. На такой площадке дети смогут провести несколько часов, и им не станет скучно.

Сегодня в городе переизбыток пластика, поэтому всё чаще детские площадки строят из натуральных и естественных материалов. В то же время появляется электронное уличное оборудование — карусели начинают петь песни. Если песня одна и та же, а игра без вариантов — у площадки низкая игровая ценность, детям вряд ли будет интересно.

"Водная станция" на "Салюте". Винты Архимеда.

Мельница и шлюз.

Водный пулемёт.

2. Не каждая площадка подойдёт на каждый день

Белла Филатова: Можно условно выделить два подхода к детским площадкам. Функциональный ставит во главу угла возможности самого оборудования. Эстетичный — атмосферу и пространство. Идеально, когда оба подхода сочетаются. "Салют" как раз приблизился к сочетанию этих концепций.

Дарья Алексеенко: Тематические площадки, по сравнению с абстрактными, ограничивают фантазию ребёнка. Но при этом интересно поиграть там несколько раз в месяц. Подобная площадка — корабль на Тверском бульваре. А во дворах жилых домов лучше организовать пространства абстрактной игры, чтобы у детей была возможность разыгрывать разные сценарии.

Белла Филатова: Там, куда дети приходят не каждый день, может быть что-то тематическое, с одним-двумя вариантами прочтения. Этому правилу соответствуют "Корабль" и "Замок" на Тверском бульваре. Бульвар — проходное место, туда приходят гулять и играть из разных районов. Но в то же время там есть местные жители, и их детям может поднадоесть постоянно играть на палубе корабля.

"Замок" на Тверском бульваре.

"Корабль" на Тверском бульваре.

3. Пандуса для колясок недостаточно

Юлиан Рихтер: В Германии об инклюзии на детских площадках заговорили примерно 25 лет назад. Но часто всё сводится к тому, что создаются условия для колясочников и гордо говорится о безбарьерной среде. Но ведь есть масса других ограничений: зрение, слух, слишком маленькое или слишком большое тело. На "Салюте" постарались создать оборудование, которым дети с ограниченными возможностями смогут пользоваться самостоятельно или хотя бы с помощью взрослых.

Впрочем, даже если ребёнок на коляске приедет сюда и сможет побыть в атмосфере, пусть даже не поиграв во всё, — это уже будет очень хорошо. Инклюзия в первую очередь означает "вместе".

Белла Филатова: Сегодня инклюзивные варианты оборудования есть в каталоге почти у каждого производителя, но их использование не обязательно и зависит только от желания заказчика и проектировщика. Такие случаи единичны. Площадка в саду Баумана была одной из первых и хорошо продуманных, причём для разных типов ограничений. Пандус могут использовать дети на колясках, а для слабовидящих были специальные контрастные рисунки. Увы, что эту мысль архитектора не приняли во внимание и площадку перекрасили.

Фото: wowhaus

Юлиан Рихтер: В саду Баумана важна многоуровневость площадки. Можно гулять по пандусу или заезжать туда на колясках. На плоской поверхности играть скучнее, чем когда есть хотя бы маленький холмик, изменение рельефа, которое разнообразит любую площадку.

Белла Филатова: На Тверском бульваре есть специальные качели и карусели, и дети на колясках могут играть рядом с другими. Но то, что эти качели подходят только колясочникам, обособляет их. Лучший вариант — это оборудование, подходящее для всех. Когда нет ощущения, что эта карусель специально для маломобильных, она не стоит пустой, если таких детей нет на площадке. На Красногвардейских прудах во многих местах применён инклюзивный принцип, но он выполнен незаметно.

Инклюзивные качели на Тверском бульваре.

4. Не спрашивать детей, какую площадку они хотят, — пусть они придумают её историю

Юлиан Рихтер: Дети не участвуют в процессе проектирования. Наверняка многие педагоги скажут: "давайте соберём группу, пусть они укажут место и скажут, что хотят". Но дело в том, что они расскажут о том, что видели, и не факт, что результат такого обсуждения будет лучше работы профессионалов.

Есть другой способ: построить площадку и наблюдать, как её используют, во что играют, во что нет. Затем проанализировать это и использовать информацию в будущем.

"Овраг" на "Салюте".

Белла Филатова: Функциональное наполнение места можно создать и без ребёнка. Но определить характер места, придумать историю, образ или легенду площадки могут и дети. В Выксе мы собрали детей и родителей и поговорили с ними о том, чего не хватает в городе. Родители показали "места силы", а дети создали макет будущей площадки.

На открытии дети гордо рассказывал, что всё это они сами придумали, и это их площадка. За лето жители организовали на ней несколько фестивалей. Такой подход влияет на человека, его чувство достоинства и понимание, что его слышат и он может внести вклад в развитие города.

5. Площадка должна учитывать местную специфику

Юлиан Рихтер: В самом начале нашей деятельности у нас получилось сделать очень удачную площадку в Гамбурге. Городские власти сказали, что хотят такую же и в других районах. Мы повторили её дважды, но такого успеха уже не было. Мы, конечно, гордимся нашим оборудованием, но, как видите, это не всё, что нужно.

Важно понять контекст района: окружение, социальную ситуацию, будущих пользователей.

Это будут дети нескольких домов в тихом районе или семьи рабочих-мигрантов, которые постоянно переезжают, а значит, и дети будут всё время разные? А где находятся соседние площадки, и как они выглядят? Вряд ли важна уникальность площадки — это больше волнует взрослых. Детям не так важно, насколько место их игр уникально в рамках города, им важно чувствовать, что это их площадка.

Площадка на Красногвардейских прудах.

Белла Филатова: При создании площадки на Красногвардейских прудах стояла задача создать то, что может стать брендом района. Игровая среда продумана на всём протяжении парка, чтобы дети исследовали его в движении. Один из акцентов — домики на деревьях. После 4–5 лет не интересно играть на высоте метр-полтора, и если нет возможности на площадке — ребёнок залезет куда-то ещё. В домик можно залезть и посидеть в укромном месте, что тоже важно детям.

6. Не забывать о подростках

Юлиан Рихтер: На детских площадках стало больше хай-тека, пластика и синтетических материалов. Увеличилась доля массового производства и крупных компаний, работающих по принципу конвейера. Кроме того, на площадках появляется больше зон для подростков: в 13–14 лет тоже нужны игра и самоопределение с её помощью. А ещё движение и риск.

Например, на "Салюте" есть круги, на которых можно довольно быстро крутиться. И при этом всегда можно сделать шаг назад и остаться на карусели, не потеряв лица перед сверстниками.

Часто дети вырастают, и родители счастливо говорят им: "Всё, теперь ты взрослый". Как будто он остановился в развитии. И дело не в том, чтобы студенты или взрослые приходили на детскую площадку. А в том, чтобы они внутри были свободными, уважали игру и играли сами. Ведь можно смотреть на проблемы как ребёнок, открытый и готовый придумывать новое. Для меня, например, когда я принимаю людей на работу, это важный вопрос — как ты смотришь на жизнь, а как на игру, может ли это быть твоим стилем жизни? Кстати, мы всей компанией хотя бы раз в год вместе идём кататься на каруселях.

Возможно, лучшая детская площадка в российских дворах

Как правильно делать детские площадки

Русские, учитесь у немцев!

Хорошая детская площадка (не в Челябинске)

Очень крутая детская площадка!

Идеальная детская площадка