Реклама
November 21, 2018

Как музей железных дорог в Петербурге преобразился за год

-=Подготовлено в интересах и с целью развития музея железных дорог=-

Год назад я остался под большим впечатлением от посещения музея железных дорог России в Санкт-Петербурге. Я рассчитывал провести там максимум часа три, а в итоге прогулял четыре с половиной и еще был огорчен, что не могу зависнуть на весь день, ведь экспонатов тут 3500 и, что самое главное, с большей частью из них можно взаимодействовать.

На тот момент Музей железных дорог только открылся, сегодня же он отмечает свой первый день рождения. За это время РЖД пополнили экспозицию еще несколькими десятками инсталляций и интерактивных экспонатов. Сегодня я расскажу вам об этих изменениях и о том, что не успел показать в прошлый раз.

Во многие вагоны теперь можно зайти в сопровождении специально организованных экскурсионных групп и рассмотреть, что происходило внутри, во всех подробностях. Например, вот так выглядели будни служащих почтового вагона конца XIX века. Письма, журналы, бандероли и множество других мелких предметов создают непередаваемую атмосферу той эпохи.

А вот грузовая часть все того же почтового вагона.

Интересное решение — внутри бутафорских ящиков размещены макеты, рассказывающие о почтовых перевозках до железных дорог: каретах, возках (это такие крытые зимние экипажи на полозьях) и так далее.

Еще одна картина из жизни начала XX века воссоздана в вагоне-теплушке. Тюки с сеном, скульптуры конюха и лошади, а на стенах крутится фильм о роли железнодорожного транспорта во время Первой мировой войны.

Макетов в этом музее немного, в основном реальные поезда, ходившие по нашим железным дорогам. Но даже макеты здесь наделили своей изюминкой. Например, макет паровоза Щ, в просторечии «щука», имеет интерактивную будку с сенсорным монитором, на котором отображаются элементы управления паровозом. Выполняя инструкции на экране, можно самому запустить все механизмы паровоза и привести его в движение.

А вот в этой будке можно виртуально поуправлять уже более современным составом — тепловозом.

Так выглядит кабина машиниста изнутри. В целом все просто: инструктор объясняет, как трогаться, газовать и тормозить, а дальше вам остается только следить за скоростью и за дорогой, подавая звуковой сигнал, когда впереди будут встречаться препятствия в виде зазевавшихся на путях людей и животных.

Что вы уж точно никогда не видели изнутри, так это цистерну. Было бы круто почувствовать себя «Джентльменом удачи» и залезть внутрь через крышку сверху, но для удобства ее предпочли разрезать на три части.

Вообще все здесь заточено на то, чтобы не просто наделать фоточек для инстаграма, а прокинуть глубже, разобраться в устройстве поездов. Вдоль некоторых экспонатов ездят огромные экраны-сканеры, на которых можно рассмотреть все детали локомотива.

Еще одна новинка музея — огромный мультимедийный экран площадью 20 кв. метров, на котором демонстрируется, как росла и развивалась железнодорожная сеть России на протяжении двух веков. Знаковые моменты и объекты строительства дополнены архивными фотографиями и видеокадрами, чертежами, документами. В общем, это целый учебник истории, поданный кратко, доступно, а главное красиво и современно.

Подвижной состав (если можно назвать его так в случае с музейными экспонатами) почти не изменился, но я и год назад то не успел посмотреть все 118 поездов — это просто нереально сделать за несколько часов. Тогда я бегал от одного к другому, только успевая щелкать затвором. В этот раз рассмотрел их уже более обстоятельно и внимательно.

Один из поистине уникальных объектов, ускользнувших в прошлом году из поля моего зрения — артиллерийская установка «ТМ-3-12», грозное оружие времен Великой Отечественной войны.

Строительство таких железнодорожных артустановок началось в 1930-х годах, причем под наименованием «ТМ-3-12» их было изготовлено всего три. Чтобы вооружить их по максимуму, со дна Черного моря подняли крупнокалиберные орудия линкора «Императрица Мария», затонувшего в 1916 году. Установки стреляли на 35 км и благодаря своей мобильности совершали маневры незаметно для врага.

Артустановки участвовали в советско-финской войне 1939-1940 годов, а затем прошли и Великую Отечественную, сдерживая все ту же финскую армию. Во время эвакуации их пришлось бросить, предварительно приведя в негодность. Финны найденные орудия оценили по достоинству и восстановили, правда, к этому времени Красная армия уже победила, так что установки пришлось отдать обратно. Вернувшись на родину, «ТМ-3-12» несли службу еще довольно долго — до 1961 года, после чего стали музейными экспонатами.

До артиллерийской установки доходят не все, поскольку она находится в открытой части музея, на улице. Но ограничиваться тем, что стоит под крышей — все равно что уйти с фильма перед самой кульминацией.

За прошедший год кардинальных перемен в музее железных дорог России не произошло, да они и не были нужны, ведь планка изначально была поставлена высокая. Внимание уделили деталям: музей оброс кучей мультимедийных инсталляций, обстановочных сцен, создающих атмосферу эпохи, и интерактивных фишек. Столько всего можно потрогать, покрутить, попробовать запустить самому! В России, где прикасаться к «экспонатам» запрещается порой даже в детском парке, такая интерактивность — большая редкость.