Как Минобороны убивает музей ВВС в Подмосковье


Фото: Волонтёры Музея ВВС в Монино / ВК

Варламов постоянно пишет об уничтожении истории в городах. О варварстве чиновников, которые в памятные даты призывают не забывать историю, а по будням стирают последние следы этой истории. Уже мало кого беспокоит появление торгового центра на месте здания XIX века или обшитая профлистом старинная церковь. Ни верующих, ни патриотов это не оскорбляет. Зачем мелочиться и беспокоиться об отдельных зданиях, когда у нас есть великая история побед? История войн и достижения периода холодной войны – вот то, что должен знать и уважать каждый.

Оружие, армия и всё, что с этим связано, противопоставляются всему остальному в стране. Это священная корова, трогать её запрещено. Однако у некоторых есть иммунитет. Как священники могут уничтожать архитектурный облик церквей, так и военные ничем не ограничены, когда дело касается исторических военных объектов.


Центральный музей ВВС в Монино – один из крупнейших музеев в России. Многие самолёты экспозиции сохранились в единственном экземпляре. Это уникальные модели. Необычные аппараты, не пошедшие в серию, истребители, огромные бомбардировщики. Но это не просто площадки, ангары и экспонаты. Центральный музей ВВС в Монино – это культовое место для любителей авиации. Оно известно и в России, и за рубежом. В нём побывали миллионы посетителей, включая президентов.


В 90-е на музей забили. Не было финансирования. Экспонаты разрушались и от недостатка ухода, и от вандализма. В 2000-х появилось какое-то финансирование от Министерства обороны, которое наконец-то вспомнило, что у него есть музей. И огромный вклад сделали волонтёры. Коллекция начала возрождаться и получать уход, которого заслуживает.


Через несколько недель музею в Монино исполняется 60 лет. И к юбилею Минобороны решило сделать музею своеобразный подарок. С противоположной стороны Москвы, в Кубинке, с 2014 года стремительно растёт военно-патриотический парк культуры и отдыха "Патриот". Любимое детище Сергея Шойгу. Огромная территория, музеи, выставочные центры, развлекательные зоны – главная выставочная площадка Министерства обороны. И похоже, что её хотят сделать единственной площадкой.

Уже давно ходили слухи, что Минобороны собирается вывезти лучшие экспонаты из Монино в "Патриот". Официально они какое-то время опровергались. Но на днях были обнародованы документы дорожной карты по уничтожению Монинского музея ВВС. Минобороны заявляет, что музей будет "развиваться и обустраиваться". На деле же коллекция техники будет перемещаться на новую площадку в "Патриоте".








Почему тысячи людей так переживают из-за судьбы Монинского музея? Казалось бы – ну перевезут самолёты на новое место, разместят там, и можно будет смотреть на них так же, как сегодня в Монино.

Во-первых, с вывозом основных, самых вкусных экспонатов умрёт Монинский музей. Он и так слабо финансируется и держится во многом на энтузиазме волонтёров. Волонтёры вкладывают личные деньги, время и частички души в восстановление и заботу о самолётах.

Во-вторых, перевозка уникальных самолётов и вертолётов – не столь простое дело, как может показаться. Сами они летать неспособны. Их надо доставлять или по земле, или по воздуху на расстояние около ста километров. Если какой-нибудь Миг-15 вполне реально переместить, то самые яркие экспонаты вроде Ту-144, В-12, Ту-4, М-50, 3М и Т-4 переместить без разборки невозможно. Вот только "разборка" будет подразумевать разрезание самолётов на куски. Сегодня это хоть и не способные летать, но полноценные машины с историей. С сохранёнными и отреставрированными агрегатами. После разрезания и сварки они будут уже больше похожи на плод работы таксидермиста. Хорошим ли окажется таксидермист – большой вопрос. Скорее всего, из разрезанного и заново сваренного самолёта получится "упоротый лис". Потому что подобные работы должны проводить высококвалифицированные специалисты на качественном оборудовании. А ввиду возраста экспонатов многие специалисты уже попросту умерли.



В-третьих, экспозиция в Монино действительно уникальна из-за истории каждого борта. Это не просто самолёты с цифрами и буквами в названии и длинными серийными номерами. Это штучные прототипы – самолёты, которые принимали участие в знаменитых исторических событиях. Они уникальны, а не безлики.

В Монинском музее хватает проблем. Это не роскошный и гламурный "Патриот". Нехватка финансирования, проблемы с реставрацией, недостаток необходимых инструментов. Но это народный музей, с душой и историей! К тому же, на разборку и перевозку экспозиции (даже варварскими методами) уйдут огромные средства. Десятки и сотни миллионов бюджетных рублей. Если бы эти деньги отдали музею в Монино, решились бы многие сегодняшние проблемы.

На тему необходимости сохранения Монинского музея уже говорили многие журналисты и блогеры. Профильные специалисты предприятий высказались против "разборки" самолётов и вертолётов музея. Даже иностранные авиационные сообщества выражают сожаления по поводу происходящего.

Но в Министерстве обороны своя атмосфера. Военным чиновникам любой ценой нужно прокачать "Патриот", поэтому им наплевать на другие мнения. Также предполагается, что на месте музея будут построены жилые комплексы и офисные здания. Сегодня испробованы уже все способы сохранить музей. Неравнодушные люди собирали митинги, писали письма во все инстанции, происходящее освещали СМИ... Но ничего не изменилось.

Остался только один человек, который может смилостивиться и спасти Монино. И только большой резонанс может в этом помочь. По телевидению этого не расскажут, и всё, что остаётся – поднимать шум в интернете. Военных собственная история мало волнует.


Все фотографии: Волонтёры Музея ВВС в Монино / ВК


Пост подготовил Алекс Кульманов

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
Киевский музей авиации ровно такая же свалка самолётов, только моложе, с более бедной экспозицией и в черте города. И состояние там тоже не хорошее. Не такое конечно, как у соженного бомжами ту-124, но все же. В самой Москве есть три музея с коллекцей авиации, не считая отдельно стоящих самолётов (поклонка, вс (тоже после 91-го нуждающийся в переосмыслении) и Задорожного). И это только с авиацией. У Монино в текущей концепции нет никаких шансов на достойное выживание. Сейчас он только для фанатов, готовых и в Чкаловск ехать, чтобы десять минут поглядеть на АНТ-25, а их не так много. А музей должен не только выживать, но и развиваться. И то что из двух складов техники делают один супермузей (аля опять же Зинсхайм, который собственно не авиа музей, а музей техники) более чем оправдано, где и инфраструктурные проблемы сильно проще решить будет и другие комплексные задачи. Вопрос как всегда в реализации. При чём опасений у меня больше по реализации собственно выставочного пространства (В Патриоте я пока не был, не знаю, что там сделали). В перевозке крупных ла у нас вроде как опыт имеется. Ту-144 в Казани например
Музей Задорожного не в Москве. С востока Москвы до Монино ехать ближе и быстрее, чем до Задорожного.

В Казани для перевозки Ту-144 посрезали и потом восстановили кучу проводов, под которыми он не проходил. Везли на 7 км, а от Монино до Кубинки - 110 км. А потом этот Ту-144 полностью выпотрошили, и сейчас ваяют внутри интерьер, не имеющий ничего общего с интерьером самолёта.
Он через дорогу от Москвы, это не существенно. До Монино с востока Москвы ехать столько же, если пользоваться общественным транспортом. А ещё стоит учесть перспективы открытия в Рублево-Архангельском метро в ближайшее 10 - 15 лет.

С состоянием интерьеров в Монино имел возможность ознакомиться лично, я не очень понимаю ваши надежды )
Ну конкретно они не аутентичные, а ровно так же восстановлены (и то емнип не до конца до сих пор) волонтёрами. в остальных самолётах всё печально
В Ту-144 все абсолютно аутентичное, или изготолвенное из оригинальных материалов. В кабине вообще уникальные приборы, которые только для Ту-144 и делались.
В остальных - это в каких? Як-40, Ту-114, Ил-62 в Монино сохранились гораздо лучше, чем Ту-144. Там вообще всё родное, особенно Ту-114 поражает.
Ту-144 в Монино аутентичный
В Монино в Ту-144 интерьер -- аутентичнее некуда. Точно такой, какой был, с использование реальных кресел и отделки, там оригинальных деталей процентов 80, не меньше. не каждый антикварный автомобиль. считающийся аутентичным так восстановлен.
В Зинсхайме Ту-144 полупустой, как и "Конкорд".
А все остальные самолёты там уже просто пустые, кроме 747-го разве что.
А в 90-х там были интерьеры во многих. Это очень сложно и дорого, самолёты сохранять. Не рассчитаны салоны на долгую службу...
Ту-114 в Монино тоже толковый салон, там "Оптимистов" недавно снимали.
И его и Ил-18 сейчас восстанавливают, блоги волонтёров есть в ЖЖ.
Да, и загляните в словарь, что значит "аутентичный".