November 12, 2018

Прекрасная Норвегия: дороги, горы и северное сияние

Проснулся в Алте. Городок очень странный. Население тут 18 000 человек, что для севера Норвегии совсем неплохо, но вот города как такового нет! 90 процентов – это малоэтажные пригороды, а сам центр представляет собой пешеходную улицу, несколько отелей, торговые центры и церковь.

Вот он-то нам как раз и интересен! Центр Алты был создан недавно фактически с нуля. Вокруг пешеходной улицы сконцентрированы все главные точки притяжения этого небольшого городка. Тут находятся почти все рестораны и магазины, здесь же расположена единственная площадь. Но самое главное – всё сделано так, что, когда ты оказываешься на этой единственной улице, ты понимаешь, что ты именно в городе, а не в деревне.

Кстати о магазинах. В Норвегии в любой глуши обязательно будут нормальные магазины. То есть если вы вдруг живёте в рыбацкой деревне на краю света, и вам понадобился модный костюм, новые тимберленды или дорогой американский миксер, никуда не надо ехать: всё будет под боком.

В России из-за нищеты населения нормальные магазины и торговые центры открывают только в крупных городах, а в провинции иногда даже продуктов сложно купить качественных. В Норвегии народ неплохо зарабатывает, поэтому с ассортиментом в магазинах нет проблем.

Появляется всё больше магазинов самообслуживания. Вот тут, например, берёшь при входе сканер штрих-кодов и идёшь за покупками.

Каждый товар сам сканируешь и кладёшь в корзину, при выходе возвращаешь сканер и оплачиваешь в терминале продукты. Быстро, удобно и никто не нахамит на кассе.

На тележки супермаркета установлены специальные детские кресла.

01. Так выглядит главная улица Алты.

02. Озеленение представлено берёзками, рядом стоят модные лавочки.

03. Смотрите, сколько видов мощения на небольшой улице! А справа почему-то не грязь, а газон.

04. Сначала подумал, что это какая-то сцена зимней рыбалки. Но оказалось, что это памятник работнику сланцевого карьера! Вообще, Финнмарк, если вы не знали – это край горняков, рыбаков и оленеводов. В области зарегистрировано 547 человек, для которых оленье мясо – это традиционная пища. А всего норвежцы в год съедают в среднем 1600 тонн оленьего мяса, приготовленного по традиционным рецептам.

05. Заднюю часть трансформаторной будки прикрыли деревянной стенкой и сделали лавочку.

06. Получилось вот так:

07. Норвежцы даже деревянное мощение не побоялись использовать!

08. Алта немного севернее Мурманска, но уличные кафе никто не отменял.

09. А это церковь "Северное сияние", построенная в 2013 году по проекту международной архитектурной группы Schmidt Hammer Lassen.

10. Здание построено из бетона и дерева, а в наружной облицовке использованы титановые листы. Колокольня церкви выполнена в виде спирали.

Интерьеры:

Фото: borealis.alta.no
Фото: borealis.alta.no

Как вам такой храм?

Фото: borealis.alta.no

11. Детская площадка

12. Пора ехать дальше!

13. По российским меркам Норвегия – страна небольшая, но если вы посмотрите на карту, то увидите, как она вытянулась с северо-востока на юго запад.

14.

15. Чтобы на машине добраться с севера на юг, нужно около 30 часов. Главные дорогие в Норвегии платные, сборы с них идут на обслуживание самих дорог, мостов и тоннелей. Большинство шлагбаумов автоматические.

16. В Норвегии настолько красивая природа, что сразу 18 норвежских дорог (более 2100 км) имеют статус "живописного маршрута". Это не просто дороги: вдоль них есть специально оборудованные зоны отдыха с парковками и смотровыми точками. В проектировании объектов "живописных маршрутов" принимали участие лучшие архитекторы Норвегии и несколько иностранцев.

17.

18. Кстати, надо помнить, что значительную часть территории Норвегии занимают горы. И если в долинах может быть уже вполне летняя погода, то в горах может быть буран и нулевая видимость.

19. Когда снега слишком много или ветер слишком сильный, дорогу через горы могут просто закрыть на какое-то время. Из-за меняющихся погодных условий норвежские власти рекомендуют возить с собой в машине запас тёплой одежды, еды и питья. Ну и помнить, что заправки в малонаселённых районах попадаются довольно редко.

20. Норвежские домики кажутся игрушечными на фоне массивных гор.

21. Придорожная архитектура иногда напоминает о России.

22. Прибрежный хутор

23.

24. В Норвегию можно спокойно въезжать с российскими правами, но если решите остаться в стране на срок более 3-х месяцев и при этом водить машину, то придётся получить уже местную лицензию.

-=Рекламная интеграция=-

Чтобы сделать красивые фотографии, часто приходится съезжать с ровных трасс и то забираться по разбитым тропам куда-нибудь в горы, то, наоборот, спускаться к воде прямо по песку. Поэтому для меня важно, чтобы автомобиль был готов к испытанию любым покрытием. Сегодня расскажу, что есть для этого у LADA XRAY Cross.

Во-первых, большой дорожный просвет. Даже у классического XRAY клиренс был весьма приличный – 195 мм, а в кроссовой версии его подняли ещё на два сантиметра – до 215 мм. Теперь по этому показателю XRAY может дать фору многим кроссоверам и даже некоторым внедорожникам.

Благодаря увеличенному просвету автомобилю нипочём ямы, глубокие колеи, сугробы и так далее. Вот яркий тому пример: на обычном городском автомобиле я бы давно сел днищем на землю, а у XRAY Cross ещё и небольшой запас имеется.

Во-вторых, короткие свесы. Они дают возможность преодолевать довольно высокие препятствия типа бордюров, камней, ухабов, не боясь повредить бампер. Ещё один плюс – высокие и крепкие колеса. У обычного XRAY диаметр дисков составляет 15 дюймов, в то время как у XRAY Cross диски даже в базе 17-дюймовые, а шины шире на 3 сантиметра – 215 мм.

Чтобы настроить автомобиль на езду по каждому из типов покрытия, достаточно нажать всего одну кнопку, выбрав из пяти имеющихся режимов движения нужный. Основной – режим ESC ON, он включается автоматически после запуска мотора. Он помогает избежать заносов и взбираться в крутые горки.

Бывают и такие ситуации, в которых система ESC только мешает, например, когда автомобиль глубоко засел в снег или грязь. Тогда на смену выходит режим ESC OFF: система противобуксовки отключается, и вылезти из сугроба становится проще. А ещё этот режим пригодится, если вдруг захочется почувствовать себя героем фильма "Форсаж" и подрифтить по какому-нибудь замёрзшему озеру.

На хорошем шоссе можно проявить свой темперамент, выбрав режим Sport. Он добавляет автомобилю живости, делая педаль газа более чувствительной. Стартует машина в этом режиме гораздо резче, поскольку противобуксовочная система даёт больше свободы ведущим колёсам.

Наконец, самые интересные и полезные для путешествий режимы – это "песок" (кнопка с кактусом) и "снег/грязь" (кнопка со снежинкой). Их я опробовал, прокатившись по реальному морскому дну.

Мы проезжали мимо моря как раз во время отлива, и я не мог не воспользоваться моментом. Это испытание стало, пожалуй, самым суровым для автомобиля: мы чуть не застряли. Но внедорожные режимы движения реально выручили! Их главная особенность в том, что они допускают пробуксовку, при этом делают это каждый по-своему. В снегу или грязи автомобиль буксует несильно, но постоянно, а в песке пробуксовка сильная, но прерывистая – это помогает не закопаться. А ещё в обоих режимах допускается большее проскальзывание колес, чтобы тормозить на грунтовых и заснеженных дорогах было проще.

В общем, почти для любой ситуации у LADA XRAY Cross есть свой особый, хорошо продуманный режим движения. Так что не нужно быть матёрым водителем, чтобы идеально справляться с любыми дорожными условиями.

28. В отличие от России, на норвежских дорогах разогнаться особенно не получится. В среднем скоростной лимит вне городов – 80 км/ч, на главных магистралях – 110 км/ч.

29.

30.

31. Зимой в Норвегии можно ездить на шипованной резине. С 1 ноября до первого воскресенья после Пасхи шипы разрешены по всей стране, а в северных областях, включая Финнмарк – с 15 октября по 1 мая. Если посреди лета вдруг выпал снег или град, то ты тоже можешь использовать шипы, и никто тебя не оштрафует. Но если ты захочешь проехать на шипованной резине по Осло или Тронхейму, придётся заплатить специальный налог. Поскольку климат в Норвегии снежный, в стране даже есть такой сервис, как прокат шипованных шин. Если у вас тяжёлый автомобиль (более 3,5 тонны), то нужны уже не шипы, а цепи на колёса.

32. Наверное, вы уже обратили внимание, что на фотографиях из Норвегии (да и Швеции тоже) всегда много домов красно-бурого цвета. Исторически сложилось так, что самый дешёвый цвет краски – именно красный. Его делали с использованием таких натуральных красителей, как рыбья кровь и масло. Рыбаки, как правило, не были богатыми, поэтому в рыбацких посёлках в основном стоят красные дома. С распространением построек из кирпича (а он был в основном красно-бурого цвета), которые себе позволить могли лишь зажиточные люди, популярность такой колеровки только укрепилась: издалека даже деревянный дом выглядел богато. Но со временем символом зажиточности стал белый цвет дома.

33. Когда видишь такое, понимаешь, почему норвежские дороги официально называются живописными.

34. Красота!

35.

36. Обратите внимание на домик для мусорного контейнера. Всё максимально аккуратно.

37. А вот деревья безжалостно обрезаны, как у нас (

38. Не перестаю удивляться, что даже в самых маленьких городках норвежцы строят неплохие школы.

39. Не всегда это современные здания, зато всегда хорошие детские и спортивные площадки и хорошее оборудование в самих школах.

40.

41. По Норвегии не везде можно проехать на машине. Жителям островов и туристам помогают паромы.

42.

43. Я часто бываю в Норвегии, но даже не представляю, как у них выглядят деньги. Ни разу не снимал и не менял нал. Абсолютно в любой точке страны, в любом заведении можно платить картой. Заправки, паромы, кафе, магазины, отели, такси – все принимают банковские карточки. Так что в Норвегии можно смело забыть про нал и монеты.

44. В салоне есть столики, можно перекусить, пока плывёшь.

45.

46. Моя "Лада" немного запылилась после нескольких тысяч километров пути.

47.

48.

49. Натовский фрегат Otto Sverdrup типа "Фритьоф Нансен" и "Лада"

50. Приезжайте в Норвегию за красотой!

Норвегия: как живут люди на краю света

Сможет ли "Лада" проехать 5000 км и не сломаться?

Финляндия, Норвегия: смотрите, как красиво, где нас нет!