November 11, 2018

Норвегия: как живут люди на краю света

-=В этом посте есть рекламная интеграция=-

Мы на самом севере Европы — в Норвегии. Это почти как наш север, только тут не сажают за ловлю крабов и нет такого количества военных баз. Когда я планировал маршрут, то хотел посетить самую северную точку Европы — мыс Нордкап. Люблю собирать знаковые места на карте мира. Каково же было мое разочарование, когда я понял, что это обман! Знаменитый мыс Нордкап — это не самая северная часть Европы. Как же так?

01. Начнем с норвежской деревни. Когда я начал много ездить по России, меня всегда удивляло, как в самых красивых местах нашей огромной страны появляются панельные пятиэтажки. Летишь над Камчаткой — а там, среди прекрасных лесов стоят они! Едешь по Алтаю — опять они. Если где-то встает вопрос о строительстве многоквартирного жилья — то лепят эти убогие пятиэтажки. Я всегда жутко злился, глядя на них. В Норвегии куда ни посмотри — всюду красота. Возможно это на мой субъективный взгляд. Вот обычная деревня. Ну или маленький, совсем маленький городок. В нем есть несколько отелей, есть рестораны, есть главная улица с кучей магазинов. Есть многоквартирные дома. Но все это смотрится невероятно мило.

02. Все домики в одном стиле — все очень просто и лаконично. Покрашено все тоже со вкусом. Крыши преимущественно черные. Заборов никто не делает, только если в доме есть животные, и то забор будет невысокий — максимум метр.

03. Норвежские деревни и небольшие городки выглядят примерно так — карабкающиеся по крутым склонам аккуратные цветные домики

04. В Хоннингсвоге живет всего 2500 жителей. Деревня или город?

05. Черные крыши выглядят очень круто.

06. Асфальт есть только на основных дорогах.

07. Частные домики перемешаны с многоквартирными. Многоквартирные стараются делать в том же стиле. Кстати, относительно красных домов! Оказывается фирменный красный цвет норвежских домов появился не случайно. Исторически это была самая дешевая краска. Ее делали с использованием таких натуральных красителей как рыбья кровь и масло. Рыбаки как правило не очень богатые, поэтому в рыбацких поселках в основном были красные дома. Либо фасад красился более дорогой белой краской, а остальные стены красной или какой-либо еще. С тех пор этот красный цвет стал активно использоваться для покраски фасадов. Кстати, есть еще версия, что красные дома делали бедняки, чтобы издалека они походили на кирпичные, а кирпичные дома делали богачи, так что красный был не только дешевым, но и благородным цветом.

08. Относительно цветов отдельная тема. В Норвегии есть около 10 цветов, в которые красят дома. Посмотрев фотографии в этом посте, вы наверняка их приметили. Я не знаю, почему именно эти цвета и как их подбирали. Или это так в Норвегии воспитывают людям вкус, или есть какой-то законодательный запрет? Как вы думаете?

09. Современный дом. В новых домах часто встречается панорамное остекление — норвежцы любят поставить кресло около окна и любоваться шикарными видами.

10. Кстати, вы будете смеяться, но в центре деревни парковка платная и стоит 160 рублей в час!

11. Почти все дома деревянные. Много аналогов наших деревяшек, только все, конечно, в идеальном состоянии. Кстати, несмотря на жуткий климат в северной Норвегии любят балконы, и никто их не стеклит.

12. Самая северная детская площадка в Европе

13. А еще норвежцы подсвечивают свои дома, поэтому ночью на улицах особенно красиво. Часто можно встретить, когда в каждое окно ставят лампу, и они горят всю ночь. Для норвежцев очень важно создать уют у себя дома и в городе.

14. На севере ужасно холодный ветер. Как тут вообще люди живут?

15. Выходишь на улицу, а у тебя ветер кожу с лица сдирает.

16.

Ночью поехал искать северное сияние и доехал до Нордвагена. Это маленький уединенный поселок всего на десяток домов. Он находится на отшибе. На нем заканчивается дорога. Все, дальше ничего нет...

Так вот, ради 100 жителей, то там живут, власти построили туннель! Все для того, чтобы добираться до этого богом забытого места было комфортно. Сразу появляются мысли о сотнях поселков и сел в России, куда не то что туннелей, даже просто нормальных дорог не построено. И чувствуешь разницу.

Просто разрыв шаблона. Ради непонятного поселка делают дорогущий тоннель! Сразу видно, что нефтяные деньги работают на благо страны...

Фото: Google maps

Едем дальше!

17. Отель

18. Солнце тут совсем не поднимается над горизонтом, поэтому весь небольшой световой день можно наблюдать рассвет и сразу закат

19. Ни одного дерева

-=Рекламная интеграция=-

20. Знаете, что самое важное, когда путешествуешь на автомобиле по северу? Не слететь с дороги. В первый день моего пребывания в Мурманске был плюс и временами накрапывал мелкий дождик, а на следующий день подморозило так, что дороги стали больше пригодны для хоккеистов, чем для автомобилистов. В такую погоду даже опытному водителю передвигаться на машине довольно опасно, но нашего LADA XRAY Cross от скольжения и заносов на дорогах Норвегии уверенно выручала ESC – система электронного контроля устойчивости.

21. На разных марках автомобилей эта система может называться по-разному: ESC, ESP, VDC и так далее. Но суть везде одна – стабилизация автомобиля во время движения и помощь водителю в экстренных ситуациях. Системы контроля устойчивости практически у всех марок работают одинаково, но проблема в том, что есть они далеко не на всех автомобилях. У LADA XRAY Cross система ESC присутствует во всех версиях, даже в базовой.

ESC непрерывно следит за скоростью автомобиля, оборотами двигателя, углом поворота руля, и как только машина начинает вести себя иначе, чем заложено в программе, система фиксирует отклонение от курса и моментально принимает меры. ESC просто подтормаживает одно или несколько колес, устраняя скольжение даже до того, как успеваешь его почувствовать.

22. Что еще важнее, так это то, что на LADA XRAY я так и не прочувствовал на себе «прелестей» российских колдобин. За это спасибо крутой подвеске, которую доработали специально для версии Cross. Теперь у нее L-образные передние рычаги, новые пружины и амортизаторы. Подвеска гасит любые ухабы, а руль на неровностях не дергается в руках.

Специалисты LADA понимали, для какой страны создают автомобиль, и хорошо потрудились над тем, чтобы можно было с одинаковым комфортом передвигаться по дорогам абсолютно разного качества. В Норвегии дороги ощутимо лучше, поэтому наше путешествие проходит весьма комфортно.

23. Едем дальше

24. Дорога невероятно красивая, ни на что не похожие пейзажи

25. Когда выпадает снег, дорогу закрывают. Проехать на Нордкап можно только в колонне со снегоочистителем, он идет несколько раз в день. Будьте внимательны.

26. Как я уже отмечал ранее, продвигаясь на север, убегаешь от зимы. Её тут в эти дни совсем не наблюдается. Интересно, это местная особенность или результат изменений климата?

27.

28.

29. И вот он край света! Дальше все, конец!

30. Въезд на территорию платный. За двоих я отдал 550 крон, это 4 427 рублей 50 копеек. За эти деньги вы посещаете неплохой музей, можно посмотреть кино про эти места в специальном зале, ну и купить сувениров.

31. Теперь немного фактов о "самой северной точке Европы". Которая таковой на самом деле не является. Во-первых, на этом же самом острове есть другой мыс Кнившелльодден, который выступает в море на 1,5 км севернее. По какой причине туристическим объектом сделали более короткий – непонятно. Во-вторых, это остров, а не материковая Европа. И если смотреть по островам, то есть более северные острова архипелагов Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. В общем, Нордкап никак не может быть самой северной точкой...

32. В час дня уже темно.

33.

34.

35. Следующая остановка Алта. И опять шикарные дома.

36. Народ тут совсем не делает заборов, дома белые, аккуратные, с подсветкой.

37. Просто сказка

38. Единственный в районе дом, вокруг которого есть забор.

А мы продолжаем свое путешествие. Следите за обновлениями!

Финляндия, Норвегия: смотрите, как красиво, где нас нет!

Сможет ли "Лада" проехать 5000 км и не сломаться? 

Как сделать наши дороги безопасными: пример Норвегии