October 5, 2018

Красноярск пытался, но не смог

Последние тридцать лет правительство страны и чиновники на местах делали всё возможное, чтобы люди сели в свои машины: расширение улиц, неудобные подземные переходы, километры заборов, разбитые тротуары, маршрутки и огромные серые микрорайоны без остановок в шаговой доступности. Наступление транспортного коллапса при такой политике – вопрос времени, и мы всё ближе к нему.

Красноярск, как и другие города, всеми силами боролся с пробками за счёт сноса трамвая, расширения дорог и ликвидации удобных наземных переходов. Каждая развязка и новая полоса делала ситуацию чуть лучше, но лишь на год-два – затем пешеходы и пассажиры автобусов сбегали в машины, и пробки становились ещё больше. Сегодня расширять улицы уже некуда, и пришло понимание, что "что-то мы делаем не так", с очевидным выводом: надо повышать провозную способность существующих полос с помощью выделенок. Но что-то не получилось, поэтому их решили отменить. В чём была ошибка чиновников?

Если вы десятилетиями будете бесплатно наливать пиво любому желающему, то всем станет плохо: люди сопьются, все подворотни будут обоссаны, бюджет будет ежегодно терять миллионы на закупках алкоголя, а качество пива невероятно испортится. Вроде бы мы все понимаем абсурдность затеи и негативные последствия, но только попробуйте отобрать это пиво – сразу получите народные бунты! С выделенками аналогичная ситуация: когда чиновники и гаишники каждую неделю рассказывают о пользе подземных переходов, расширения улиц и прочих сомнительных вещах из телевизора, то люди начинают в это верить и воспринимать как абсолютную истину, а вы тут пришли и решили разрушить их привычный уклад!

Двусторонний выделенный коридор для автобусов в центре Москвы

Одна полоса для машин в городских условиях перевозит примерно 500-1000 человек в час. Этого хватает для небольших городков и деревень, но в крупных городах места всем не хватает, и приходится повышать эффективность улиц и полос. Выделенная полоса для автобусов и трамваев позволяет перевозить на той же площади уже десятки тысяч людей в час. Это с точки зрения математики и геометрии.

Сколько места требуется для перевозки одинакового количества людей

Если движение общественного транспорта зависит от пробок, то его комфорт падает, а конкурентное преимущество теряется: зачем стоять в пробке в толкучке, когда можно это делать, сидя в своей машине с музыкой? Дополнительно начинают сбиваться графики движения, люди дольше ждут на остановках, предприятия выпускают больше машин для поддержания движения и растёт стоимость проезда. Небольшая часть общества внутри машин начинает мешать нормально жить большинству и тем, кто эти пробки вообще не создаёт.

Сейчас в этом месте у трамвая приоритет

Чтобы города могли ехать, а общественный транспорт конкурировал с автомобилями, ещё в начале прошлого века были придуманы выделенные полосы для автобусов и трамваев. У нас такой приоритет стал появляться относительно недавно, по мере автомобилизации городов. Где-то к этому успели привыкнуть (Москва, Казань, Петербург), но в особо упоротых автомобильных городах выделенки до сих пор воспринимаются в штыки, как наезд на права автомобилистов. По последнему сценарию события развивались в Красноярске.

В Красноярске власти города решили создать подобие каркаса и ввести выделенки одномоментно на 17 улицах, в том числе на мостах. Решение очень актуальное и правильное, ведь одна А-полоса не даст результата: автобусы с троллейбусами будут быстро проезжать один участок, а затем сбиваться в кучи на другой улице без выделенки. Автомобилисты ожидаемо не поддержали идею, к ним присоединились полицейские. Вообще, забавно, как гибддшники каждый раз лезут не в своё дело: они юристы с жезлами, а не транспортники.

"Как уточнили в мэрии, знаки уберут на Коммунальном мосту, ул. Калинина, Копылова, Красной Армии и путепроводе Бугач. Полосы и штрафы для водителей останутся на Николаевском и Октябрьском мостах и там, где их вводили раньше: на ул. Ленина, Карла Маркса, Белинского, Партизана Железняка, Металлургов от ул. Краснодарской до ДК Труда.

Логинов заявил, что властям не хватило "входящей информации", чтобы определить, где именно нужны полосы – это поняли после жалоб автомобилистов. Мэрия, как и обещала, собрала спецкомиссию, где присутствовали представители краевого минтранса, дептранса, горхоза, УДИБ, Федерации автомобилистов и начальник краевой ГИБДД".

7 канал Красноярск

Что красноярские эксперты скажут по поводу такой выделенной полосы для трамвая в Хельсинки? Ведь тут явно вместилось бы 3-4 ряда для машин!

Есть универсальное правило: если на улице есть пробка, то там нужно вводить общественный транспорт и делать специальную полосу для него: спрос на дорогу большой, поэтому нужно повышать эффективность и давать альтернативу. Пробка из машин при этом может остаться или стать больше – это выбор самих людей, тратить ли на неё своё время.

Власти города должны были подготовиться к критике и собрать данные: сколько сейчас по улицам едет людей в машинах и общественном транспорте, какая будет экономия по времени для пассажиров внутри автобусов и во сколько раз вырастет провозная эффективность улиц. Кампания за выделенки должна была начаться заранее с билбордов на улицах, раздаточных буклетах и даже специального сайта с плюсами и ответами на все вопросы. Тогда критики было бы меньше, и адекватные люди сразу поняли бы смысл реформы.

Транспортный эксперт по приоритетному проезду для общественного транспорта, Александр Егоров:

"В Красноярске ожидаемо возникли проблемы при введении новых выделенных полос. Такое время от времени происходит, когда мэрия пытается внедрить относительно новый транспортный инструмент, не проконсультировавшись с теми, кто уже неоднократно это делал в других городах. Основная проблема заключается в отсутствии расчётов с обоснованием необходимости выделенных полос.

К примеру, в Москве при вводе новой выделенки всегда публикуется информация о проходящих по ней маршрутах общественного транспорта и объёмах пассажиров, для которых повысится качество транспортного обслуживания. В случае же возникновения дополнительных вопросов со стороны общественности или экспертного сообщества Департамент транспорта дополнительно представляет аналитику по интенсивностям и скоростям движения, а также времени проезда общественного транспорта до и после введения выделенной полосы".
Карта: Александр Егоров

К сожалению, работать с жителями и транспортом у нас не умеют: "сначала делаем, а потом думаем" – основной подход. В итоге полезные реформы натыкаются на сопротивление и сдуваются. Такие откаты вредят будущим проектам: люди припоминают неудачи и начинают требовать отмену всего неугодного и непонятного толпе, а чиновники не проявляют лишнего энтузиазма и стараются тихо ждать пенсии без реформ.

В Красноярске власти хотят вернуться к вопросу отменённых выделенных полос в следующем году, после достройки дорог к новому мосту, ввода автоматической системы управления светофорами и окончания ремонта тротуаров. Точных сроков нет, но понятно следующее: пассажиры автобусов и троллейбусов будут продолжать терять время в пробках, с каждым днём транспортная ситуация будет ухудшаться, а водители будут путаться из-за неразберихи с работающими и "выключенными" выделенками.

Выделенная полоса в Москве

Спасибо Аркадию Гершману за помощь в подготовке поста