September 7, 2018

Что не так с электробусами?

Фото: mos.ru

Вы наверняка слышали, что прямо перед выборами мэрия Москвы запустила на некоторые маршруты электробусы. Город закупил уже 200 электробусов, 100 от "КамАЗа" и 100 от "Группы ГАЗ" (на базе "ЛиАЗа"). Ближе к зиме пройдёт третий конкурс на закупку ещё 100 штук. Стоимость одного электробуса составила в среднем 33 миллиона рублей. До 2021 года власти собираются закупать ежегодно 300 электробусов, а с 2021-го – 800 единиц этой техники в год.

На своём официальном портале и в комментариях для СМИ правительство Москвы рассказывает о плюсах электробусов и минусах троллейбусов, которые те вроде как призваны заменить. Но не всё так однозначно.

Что происходит?

Московские власти с помпой объявили о запуске в городе электробусов вместо троллейбусов на маршруте 73, однако запуск провалился: машины постоянно ломаются, высаживают пассажиров и уходят в парк или уезжают на тягаче.

Что говорят эксперты

Эксперты предупреждали задолго до запуска: технологии электробусов с подзарядками на конечных станциях ещё недостаточно развиты, чтобы запускать на них загруженные городские маршруты. Даже в случае успешной работы простои у такого транспорта такие огромные, что использовать его невозможно.

Что говорит мэрия

Сообщают, что подвижной состав очень сложный и сейчас устраняются "детские болезни".

А что в других странах?

99% существующих электробусов ездят в Китае. Там настолько озабочены экологией, что полностью субсидируют городам закупку такого транспорта вместо дизельных автобусов. Однако даже в Китае по такой технологии, как в Москве, электробусы практически не работают.

В других странах, таких как Норвегия, Швеция и Англия, ведётся опытная эксплуатация небольших парков электробусов. Технологии недостаточно развиты, пока не рационально использовать электробусы: слишком дорого и сложно. Все ждут прорыва в деле исследования батарей. Сегодня ни в одной стране не практикуется массовое использование электробусов, тем более в странах с холодным климатом.

Но ведь электробус – это будущее! Посмотрите на "Теслу"!

Электробусы существуют с 1906 года, и с тех пор примерно раз в 20 лет происходит попытка перейти на них. Это один из самых старых видов транспорта. Главная проблема электробуса – батарея слишком тяжёлая и слишком долго заряжается. С середины 60-х ожидается, что уже вот-вот изобретут лёгкую и компактную батарею, но этого не происходит.

Личный автомобиль – это совсем другое дело. Он едет 40 минут, потом стоит много часов, потом ещё раз едет 40 минут и везёт максимум 1-5 человек.

Электробус же (как троллейбус или автобус) должен ездить 12-15 часов без перерывов и перевозить 70-120 человек. Поэтому с "Теслой" нельзя сравнивать.

А что если всё наладят, и электробус поедет?

Всё равно будет плохо. Сейчас по плану электробус едет 40 минут, а потом стоит и заряжается 30 минут. При таком расписании, чтобы обслужить 73-й маршрут, понадобится 48 электробусов вместо текущих 26 троллейбусов.

Если сейчас 26 троллейбусов ездят по маршруту, то в случае замены, даже если ничего не будет ломаться, 26 электробусов будут ездить по маршруту, а ещё 22 будут стоять на конечных и заряжаться. Это просто безумие. И места займёт много, и стоит дорого, и не имеет никаких преимуществ.

Что же делать Москве?

Москве нужно использовать электробусы с зарядкой на ходу, как делают в Петербурге. Такие электробусы не простаивают на конечных, у них нет слишком тяжелой батареи, но часть маршрута, до 50%, они могут проходить без проводов.

"Городские Проекты" сделали карту, по которой видно, какие маршруты автобусов можно было бы заменить на такие электробусы. 1294 автобуса можно было бы сделать электрическими:

Потребуются небольшие доработки контактной сети, но по сравнению с новой инфраструктурой зарядок на остановках это намного дешевле и проще.

Рациональный план перехода на электробусы в Москве такой:

  1. Покупаем новые современные троллейбусы для тех маршрутов, которые сейчас идут под проводами;
  2. Покупаем электробусы с подзарядкой на ходу для тех маршрутов, которые идут под проводами 50% и более;
  3. Продолжаем тестирование электробусов с зарядкой в парке и на остановках;
  4. Когда технологии дойдут до нужного уровня – покупаем их для тех маршрутов, которые ходят в районах, где нет троллейбусных проводов вовсе.

А почему так не делают?

Этому нет объяснения. Возможно, дело в том, что Собянин считает зарядку от проводов "несовременным" способом получения энергии.

Но ведь провода портят вид!

Современные троллейбусные провода практически незаметны, выглядят красиво и символизируют заботу города об экологии и здоровье горожан. Отказываться от проводов и дышать выхлопами от дизельных автобусов глупо. Вот пример современной контактной сети в Москве:

Письмо Собянину

Вас обманули...

Митинг в защиту троллейбуса