Реклама
September 5, 2018

Топ-10 исторических мест Москвы, которые вы не узнаете

-=Подготовлено в интересах проекта "Моя Улица"=-

Когда мы говорим об изменениях в Москве, то чаще всего обсуждаем изменения лишь последних нескольких лет, забывая, что эти же места даже за последние 100 лет менялись порой до полной неузнаваемости. Конечно, на контрасте с тем, что было недавно, изменения кажутся исключительно положительными. Но мы стали забывать, какой Москва была 100 лет назад! Давайте сегодня просто посмотрим топ-10 мест, радикально менявшихся даже в рамках жизни одного старожила, заставшего довоенное время и живущего в современной Москве.

10. Большая Дмитровка

Некогда одна из ординарных улиц центра города. До революции такая же проезжая, как и Арбат, и Петровка с Покровкой.

Выделять эту улицу среди прочих до революции никому и в голову не приходило. В советское время переименованная в Пушкинскую улица также оставалась абсолютно обычной. Гуляли по Тверской (тогда улица Горького), гуляли по Театральному проезду вдоль "Метрополя" (тогда – проспект Карла Маркса), но не здесь.

Парадоксально, но в Советском Союзе при ограничениях на продажу и выпуск автомобилей и активном пешеходном движении города развивали исключительно для автомобилей.

К началу 2000-х улица вообще превратилась в стихийное парковочное пространство с машинами в два ряда и парковкой с заездом на тротуары, и без того узкие.

Поменялась улица сильно в 2013 году, когда на ней почти полностью запретили парковку и расширили тротуары, оставив лишь одну полосу по центру для проезда машин. Улица фактически превратилась в пешеходную, где машины могут проезжать, но приоритета не имеют.

В целом получилась отличная центральная улица, где моментально в каждом доме пооткрывались кафе, а люди стали чаще гулять именно здесь (вместо шумной Тверской):

Но самое главное – в Москве наконец появился старый город по европейской модели. Что это значит? Старый город – это не просто музей под открытым небом с исторической застройкой в хорошем состоянии, а город живой, где человек, даже далёкий от истории, найдёт себе занятие: посидеть в ресторане, забежать в кафе, зайти в барбершоп – да просто посидеть на улице, на других посмотреть и себя показать.

9. Красный октябрь

Гулять здесь ещё 15 лет назад могли только большие любители промзон, запаха шоколада и романтики заброшенных районов. В рабочие дни здесь делали конфеты и стояли в пробках на выгрузку-загрузку грузовики. С середины 2000-х отсюда вывели производственные мощности, построили пешеходный мост, а вся территория с некогда закрытыми для посторонних дворами и проездами постепенно превратилась в актуальное пространство с офисами, кафе, коворкингами и клубами. Правда, сразу же образовалась и другая проблема, очевидная на старых панорамах "Яндекса":

Место превратилось в сплошную круглосуточную пробку-парковку, где ходить нужно было между автомобилями.

Потом парковку запретили.

Что мне нравится на Красном Октябре, так это то, что его фактически оставили таким, каким он был. Тут нет плитки, модных лавочек, район постоянно меняется и живёт своей жизнью. Он очень настоящий, чего так не хватает Москве.

8. Хитровская площадь

Знаменитая Хитровка за XX век не раз кардинально меняла свой внешний облик. До революции на площади был рынок рабочей силы. Со всех ближних и дальних деревень и городков России сюда приходили сезонные рабочие и толпились в ожидании подрядов на работу.

После революции свободного рынка труда не стало, и Хитров рынок закрыли. И не просто сам рынок разогнали, а построили на площади типовое здание школы, где позже разместился техникум. Чтобы окончательно уничтожить память о некогда неблагонадёжном квартале трущоб и ночлежек, место ещё и переименовали в площадь Горького.

Ещё каких-то 10 лет назад на Яндекс.Панорамах всё выглядело так:

Если не учитывать советскую застройку, местность сохраняла свой колорит и оставалась одним из самых сохранных уголков старой Москвы, но в 2010 году чуть не случилась беда. В новогодние праздники здание техникума спешно снесли и стали рыть большой котлован для постройки стеклянного бизнес-центра.

В 2010 году на защиту Хитровской площади поднялись не только местные жители, но и историки, краеведы, редкие городские активисты (урбанистов тогда и в помине не было), собирались подписи, но против системы "лужковских" застройщиков бороться было сложно. И тут произошло удивительное и неожиданное событие: мэра Лужкова внезапно отправляют в отставку, и площадь удаётся отбить.

Быстро сказывается, да долго делается. Стройку остановили, но ещё 5 лет на площади ничего не было, а заброшенный котлован зарастал бурьяном.

Новую площадь обустроили только в 2015 году.

В проекте благоустройства площади можно найти много изъянов – от нарушения исторического уклона до практически отсутствующей ливневой канализации, превращающей лестницу в водопад во время сильных ливней – но факт остаётся фактом: площадь вернули людям. Будем надеяться, что и здания бывших ночлежек вокруг рано или поздно отреставрируют.

7. Крымская набережная

Обновлённую набережную открыли в 2013 году. Крымская набережная – это вообще один из самых крутых проектов по преобразованию городской среды за последние годы. Во-первых, у автомобилистов забрали широченную дорогу и полностью отдали её пешеходам. Во-вторых, перед тем, как что-то делать, пригласили архитекторов, сделали проект и только после этого начали строить. В общем, для Москвы и России уникальный случай. До этого максимум, на что хватало московских властей – это плохо замостить всё плиткой и расставить лавочки кое-как. Здесь же мы видим очень правильный подход. Любой российский город может брать пример.

Если углубиться в историю, то здесь мы обнаружим полностью снесённый в советское время район малоэтажной застройки и небольших уютных переулков:

Район-призрак, о котором у старожилов остались одни воспоминания да старые фотографии:

Подробнее о районах-призраках Москвы можно прочитать здесь. Советская власть активно перекраивала город под свои идеологические задачи и эстетические вкусы. Здесь, например, воткнули, может быть, не самое плохое, но всё же странное для исторического центра здание Центрального дома художника.

Долгое время набережная выглядела так, и гулять по ней, даже несмотря на виды на Красный Октябрь и храм Христа Спасителя, мало кому в голову приходило:

Жить и работать нам приходится во многом в городе недоделок, который надо как-то очеловечивать, приводить в порядок и обживать. Крымская набережная даже с точки зрения транспорта была не очень проездной, и превращение её в новый парк с присоединением к Парку Горького (как показывает опыт и просто довольные люди, проводящие там время круглый год) оказалось очень правильным решением.

Подобные снимки можно сделать только ночью.

Потому что днём здесь просто толпы.

6. Биржевая площадь и Рыбный переулок

Биржевая площадь – это просто открытие сезона. Многие наверняка даже и не обращали внимание на историческую площадь, некогда бывшую центром деловой Москвы.

До революции здесь была биржа и многочисленные представительства российских банков в Москве. Квартал был историческим московским Сити и одним из финансовых центров Российской империи.

Кстати, обратите внимание на фото: даже во времена, когда весь город был замощён булыжником, о пешеходах заботились, и в булыжнике делали пешеходные дорожки.

Некогда очень живая торговая площадь и переулки сначала, после революции, превратились в прилегающие территории советских министерств и ведомств, а в 2000-е годы – в их же парковку.

Более того, здание Биржи ещё и дополнили уродливой надстройкой-сараем, которую, будем надеяться, рано или поздно снесут, вернув зданию изначальный гармоничный вид.

По Рыбному переулку многие и вообще ни разу не ходили: там и пройти-то можно было только по проезжей части:

А теперь оказывается, что и сам переулок красивый, и виды из него открываются прекрасные на старые храмы Варварки, и архитектура здесь неплохая. Переулок только открыли, а здесь уже одна за другой стали экскурсии ходить:

Саму площадь снова сделали пешеходной и поставили современный фонтан.

5. Кузнецкий мост

За ЦУМом также полностью убрали движение, и теперь это место для музыкантов, фестивалей и гуляющих в баре "Камчатка". Все как-то очень быстро привыкли к этой пешеходной зоне просто потому, что по парковке никто не гулял:

И, увы, нам снова приходится иметь дело с кварталом-призраком. В советское время здесь снесли всю историческую застройку по правой стороне:

Восстановить историческую среду здесь, конечно, уже не представляется возможным, слишком много времени прошло, поэтому пешеходная живая улица – хороший компромисс:

При этом можно было бы за копейки сделать курьёзную достопримечательность – Хомякову рощу:

Вот как это описывал её историю главный московский бытописатель Владимир Гиляровский:

"Громадное владение досталось молодому Хомякову. Он тотчас же разломал флигель и решил на его месте выстроить роскошный каменный дом, но городская дума не утвердила его плана: она потребовала расширения переулка. Уперся Хомяков: "Ведь земля моя". Город предлагал купить этот клок земли – Хомяков наотрез отказался продать: "Не желаю". И, огородив эту землю железной решеткой, начал строить дом. Одновременно с началом постройки он вскопал за решеткой землю и посадил тополя, ветлу и осину".

Рос дом. Росли деревья. Открылась банкирская контора, а входа в неё с переулка нет. Хомяков сделал тротуар между домом и своей рощей, отгородив её от тротуара такой же железной решёткой. Образовался таким образом посередине Кузнецкого переулка неправильной формы треугольник, который запомнился москвичам под названием Хомяковской или Хомяковой рощи. Как ни уговаривали и власти, и добрые знакомые, Хомяков не сдавался.

Хомякова роща не один год была городским курьёзом посередине улицы, и сейчас, когда дороги нет, в пешеходной зоне можно было бы сделать газон с историей.

Вот так бы всё могло выглядеть сейчас:

Стоимость газончика – копейки, а создание ещё одной городской достопримечательности того стоит.

4. Новый Арбат

Новый Арбат – это вставная челюсть Москвы. Некогда исторический район уютных переулков и небольших площадей разорвали большим проспектом после войны. Просто посмотрите, какой исторический район мы потеряли:

Просто представьте, кто-то прошёл по этим улицам и сказал: "Фу! Что это за трущобы!? Фу! Где новые дома?! Здесь нужно сделать магистраль, чтоб красиво машины в будущее ехали, и небоскрёбов понаставить, чтобы не просто догнать, а перегнать Америку".

"Фу! Ну, кому эти лавочки и садики нужны? Одним старухам хорошо!"

Да и вообще, разве может самое прогрессивное государство в мире, которое первым к 1980 году должно построить коммунизм, выглядеть как замшелая и загнивающая Европа?!

Все эти фото сделаны в кварталах, которые некогда находились ровно под магистралью Нового Арбата и были полностью снесены ради него в начале 1960-х.

Что интересно, до войны здесь могли проложить "вторую Тверскую", по изначальному плану 1930-х всё должно было выглядеть так:

Но при Хрущёве сталинская архитектура впала в немилость, а на смену ей положено было строить из стекла и бетона, что и было реализовано на образцово-показательном Калининском проспекте (Новый Арбат).

К сожалению, в наше время приходится жить с этой улицей и пытаться как-то обустроить здесь уют, привести всё в масштаб, соразмерный человеку.

Здесь разбили обширный тротуар на прогулочные зоны, отгородили парковку от пешеходной зоны палатками и цветниками. На такой масштабной территории с большими пропорциями, конечно, сложно сделать что-то уютное для пешехода, но, тем не менее, место стало гораздо более популярным и проходным.

3. Лубянка

Здесь просто молча хочется показать старую фотографию.

И ещё одну.

Некогда одна из самых прекрасных площадей города в советское время превратилась в абсолютно безжизненное пространство.

Однако в 1990-х оказалось, что даже самое плохое всегда можно сделать ещё хуже, и на углу Никольской возник ТЦ "Наутилус":

Здание, которое по праву можно назвать одной из 10 самых уродливых построек Москвы.

В 1991 году свергли с постамента памятник Дзержинскому:

При этом вся композиция площади совершенно распалась.

Сейчас на наших глазах площадь радикально перерисовывают:

Уже поменяли схемы движения, скоро должны сделать пешеходные переходы до площади и "продлить" её до Политехнического музея, также находящегося на реконструкции.

Здесь в плане реконструкции, конечно, не дожали. По планам в центре площади должен был быть фонтан, на площади должны были появиться небольшие кафе и деревья. Говорят, всё это зарубили ФСБшники, которые не захотели, чтобы народ толпился у них под окнами. В итоге сейчас на площадь невозможно перейти.

2. Тверская

Тот же случай, когда хочется смотреть прежде всего на старую фотографию. Да, так выглядела Тверская ещё 100 лет назад, пока большую часть зданий по ней не снесли и не превратили её в главную улицу "сталинской" Москвы, а заодно и "витрину" всего СССР

Улица практически была выстроена с нуля, и путешественник во времени из начала 1930-х улицу однозначно не узнал бы. В советское время с машинами было строго: сколько Госплан разрешит выпустить и продать, столько и будет, поэтому проблема пробок в Москве не могла возникнуть в принципе, в отличие от других стран, которые с транспортными проблемами особенно плотно столкнулись в 1970-е. В советское время на улице посадили деревья, открылись магазины, и места хватало как для широкой дороги, так и для широких пешеходных зон. Кто бы мог предположить тогда, что всё это приведёт к совершеннейшему коллапсу:

Догонять Запад по уровню автомобилизации в Москве пришлось не за 20-30-40 лет, а за 10. Тротуары на Тверской стали уже, деревья выпилили за ненадобностью, город пытался максимально решить проблему нехватки парковок и пробок путём расширения дороги, в перспективе лишь усугубляя проблему. К этому добавилась проблема кричащих вывесок и неупорядоченной рекламы.

Единственное, что может радовать глаз на этих фотографиях 2010 года, – это курс доллара, а в остальном было так:

Реконструкция Тверской стала эпохальным событием не только для Москвы, но и для всей России. Как и в советское время, все крупные города за модель всегда принимают Москву. Вот сделали пешеходный Арбат в городе – так и в каждом втором городе России теперь вас обязательно сводят на "наш Арбат". Стали в Москве рекламу убирать и вывески делать по дизайн-коду – вот и прямо сейчас в целом ряде городов России поднимается вопрос нелегальной рекламы и упорядочения вывесок на фасадах исторических зданий.

К сожалению, после реконструкции на Тверскую не вернули наземные переходы, и её до сих пор невозможно нормально перейти. Кроме того, с улицы убрали троллейбусы, и теперь вместо них ездят дизельные автобусы.

Но мы видим, что уже сегодня меняется не просто конкретное место в Москве, а подход к развитию городов в целом (хоть и очень медленно).

1. Зарядье

Все так быстро привыкли к новому парку Зарядье, которому скоро исполнится год, что уже и забыли, что на протяжении более чем 10 лет здесь была заброшенная стройплощадка, а до этого – гостиница "Россия". При этом старожилы, чьё детство прошло в Москве довоенной, ещё помнят исторический район Зарядья с малоэтажной застройкой.

Застроена была не только территория нынешнего парка, но и весь Васильевский спуск.

В разные времена у разных властей было абсолютно противоположное видение развития этого центрального района, граничившего с Кремлём. До революции – это был эволюционный путь развития – здесь селились небогатые купцы и ремесленники, а уже после революции спрос на недорогое жильё здесь только вырос, и район был заселён ещё плотнее. О том, как всё выглядело до войны, у меня есть отдельный пост.

Для новых властей территория рядом с Кремлём была прежде всего знаковой и символичной. Здесь не должно было быть никаких "трущоб". Наоборот, после войны здесь даже начали строить восьмую высотку.

Но при Хрущёве от достройки сталинских "архитектурных излишеств" отказались и выстроили здесь огромный комплекс гостиницы "Россия", которую в середине 2000-х признали архитектурной ошибкой и полностью демонтировали.

Демонтировать-то демонтировали, а решить, что строить, так и не смогли.

Одно время активно продвигали идею сделать здесь Парламентский центр и дорогие офисные помещения:

Даже на модели видно, что качество архитектуры и градостроительной мысли здесь далеко от идеала, да и с учётом того, что сюда должны были перевезти депутатов, есть подозрение, что значительная часть этого района вообще была бы закрытой для публики.

То, что на таком лакомом для любого застройщика месте решено было ничего не строить, а прийти к компромиссному варианту парка – настоящее чудо. А то, что спроектировать парк, несмотря на большие сомнения и противодействие целого ряда чиновников, дали американской компании Diller Scofidio + Renfro, одному из мирровых лидеров в области проектирования подобных объектов, – чудо вдвойне.

Сейчас отсюда открываются, возможно, лучшие виды на Кремль, Васильевский спуск и стоящие вдоль Варварки старые храмы: