September 1, 2018

Одной глупостью стало меньше

Сегодня произошло очень важное событие, одной глупостью в Москве стало меньше. Вы не поверите, но во всем наземном транспорте демонтировали турникеты. Теперь для оплаты проезда нужно будет просто прикладывать карту к терминалу в салоне, а следить за этим будет контролер.

Для того, чтобы исправить ошибку потребовалось много лет. Пассажиры мучались, транспортные эксперты хватались за голову и говорили в один голос, что никаких турникетов быть не должно, и вот свершилось.

Печально, что другие города продолжают тратить миллионы на то, чтобы портить жизнь пассажирам и снижать привлекательность общественного транспорта. Вон, месяц назад Новосибирск решил оборудовать все трамваи турникетами и сделать вход только через переднюю дверь! Может быть, теперь они одумаются и пустят 40 миллионов рублей на что-то полезное?

Напоминаю, почему турникеты в общественном транспорте — это настоящее зло!

Интересно, что изначально эту систему ввели не для контроля «зайцев», а для контроля транспортных предприятий. Дело в том, что и Московский метрополитен, и Мосгортранс умудрялись успешно завышать число перевезенных льготников, чтобы получать большие субсидии из бюджета. После того, как Мосгортранс несколько раз умудрился выйти на Департамент с объемом перевозок большим, чем у метро, стало ясно, что пора бы уже с ними что-то делать... И сделали. Из-за того, что правительство Москвы не могло цивилизованно разобраться с воришками в МосГорТрансе, страдать начали честные пассажиры.

В Москве во всех автобусах, троллейбусах и трамваях установили турникеты и велели входить только через переднюю дверь. Льготникам раздали карточки, и число их поездок стало известно Департаменту транспорта. Бюджет начал экономить на субсидиях, а выручка транспортников увеличилась, так как до этого не платил почти никто. По данным, которые публиковал Мосгортранс, после ввода турникетов их сборы от билетов выросли на 38 процентов.

Естественно, платить все не стали. Во-первых, под турникетом можно пролезть. Во-вторых, через него можно пройти «паровозиком». В-третьих, можно войти в двери при высадке пассажиров. И главное, в-четвертых, можно долго ездить по социальному проездному своей бабушки. После введения системы турникетов общий объем зайцев все равно составлял около 15%.

При этом у нас совершенно не работала система с контролерами. В Берлине, например, турникетов нет не только на наземном транспорте, но даже в метро! Но каждый пассажир знает, что если он попадется, то заплатит большой штраф. И контролеры в Берлине или Париже такие, что вариантов отвертеться нет. У нас же решили все проблемы с контролем оплаты проезда переложить на плечи добропорядочных пассажиров, которых большинство.

С введением турникетов маршрутная скорость транспорта снизилась на треть. Не многие знают, что низкопольный транспорт придумали вовсе не для инвалидов, как принято говорить в СМИ. Он был разработан для ускорения высадки и посадки пассажиров. Чем быстрее ходит автобус, тем меньше их надо для перевозки постоянного числа пассажиров. В среднем экономия из-за ускорения маршрута с переводом его на низкопольники составляет на западе порядка 12 процентов. В Москве в эпоху ввода турникетов Бауманское депо планировало открыть новый трамвайный маршрут: этого не случилось, потому что весь накопленный для него резерв трамваем пришлось раскидать на существующую сеть из-за падения маршрутной скорости.

Вторая важная вещь — это отказ пассажиров от общественного транспорта именно из-за турникетной системы. Ни для кого не новость, что время поездки — это очень важный параметр. А есть еще время стояния под дождем на посадке в салон, есть толкотня, есть несрабатывающие билеты, и много других факторов из-за которых турникеты отпугнули пассажиров общественного транспорта.

По идее, хороший скоростной трамвай еще удобнее метро. В метро вы тратите слишком много времени на спуск и подъем на станции, да и сами станции не всегда расположены под рукой. Трамвай лишен этих недостатков: он находится на одном уровне с улицей, вам не надо спускаться под землю. Остановки трамвая расположены в спальных районах, многим людям удобнее было бы ездить по делам исключительно на красивом трамвайчике. Что мы имеем на деле? На деле мы имеем справедливые замечания пассажиров: «Ахаха, трамвай? Это тот, который ждать неизвестно сколько? Это тот, который еле едет?»

Это результат эксперимента по отмене турникета в 17 трамвае в 2014 году. После того, как турникеты сняли, стоянка стала занимать 43% времени поездки вместо 65%. Кроме того, значительно сократились очереди на посадку. Значительно увеличилась скорость движения трамвая.

Правительство Москвы оказалось в сложной экономической ловушке: попытках оценить эффективность различных путей сбора выручки на транспорте. Турникеты были выгодны в эксплуатации, но давали большие вторичные издержки из-за снижения скорости и популярности общественного транспорта. Поэтому отлично, что чиновники приняли решение отменить турникеты совсем. Ожидается, что пассажиры будут экономить до 20 минут времени поездки.

«Задачу, как контролировать оплату проезда, во всех городах мира решают. Самый простой способ — посадка через переднюю дверь с турникетом: не заплатил — не вошел. В чем недостаток — тратится больше времени. И автопарк или трамвайное депо, и пассажир теряют время, потому что у меня рейс условно вместо 60 минут длится 75. Потому что я на каждой остановке не могу поехать, пока не посажу всех пассажиров, не пропущу их через турникет. Это очень невыгодно для эксплуатации общественного транспорта. Выбирая из двух зол — неполнота сбора или избыточной затраты времени на каждый рейс из сотни тысяч рейсов, совершаемых в городе — Москва пришла сейчас к тому, что давайте все-таки рискнем, пойдем по второму пути», — сказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

Остается только установить валидаторы у каждой двери и внести поправки в федеральное законодательство, которые позволят сотрудникам ГУ «Организатор перевозок» проводить контроль документов граждан, задерживать их за нарушения и передавать полиции.

Сейчас проверить документы имеет право только полиция, выписать штраф — сотрудник «Организатора перевозок», а проконтролировать карточки — сотрудник Мосгортранса. В итоге, чтобы система работала приходится собирать бригаду из трех ведомств, что очень дорого и не очень эффективно. Частота проверок должна гарантировать, чтобы каждый безбилетник регулярно перемещающийся на общественном транспорте, в течении месяца хотя бы раз был задержан контролем. При этом контролерами должны набираться молодые мужчины крепкого телосложения. Бригада контролеров должна иметь возможность проверить салон транспорта в течении порядка 1 минуты полностью, а безбилетников нужно сразу же высаживать на улицу и далее оформлять штраф с полицией или добровольно.

Если в вашем городе мэрия пытается установить в общественном транспорте турникеты и сделать вход только через переднюю дверь, то знайте — они некомпетентные вредители.


Турникеты

Эксперимент с турникетами

Новосибирск убивает общественный транспорт