Тюмень: деревянное чудо в городе бетона, машин и заборов
Ну что, дорогие мои, продолжим обсуждать Тюмень! Вчера мы изучили благоустройство. Сегодня посмотрим на застройку и транспорт.
Начать, наверное, надо с вопроса: в каком направлении должен развиваться город? Нужно ли строить широкие проспекты и многоуровневые развязки? В каких домах должны жить люди? Как жители должны передвигаться по городу? И здесь у каждого будет своё видение.
Тюмень развивается как город, удобный для автомобиля. Общественный транспорт развит слабо, и пользоваться им неудобно. Электротранспорта нет совсем, раньше был троллейбус, но в 2009 году его уничтожили. Контактную сеть демонтировали, а сами троллейбусы отправили в Курган, где они проездили до 2016 года, после чего Курганский троллейбус тоже был уничтожен. Вот так в России развивается электротранспорт.
Теперь тюменское небо коптят дизельные автобусы. Как и в большинстве городов России, наряду с большими автобусами ездят маленькие, а наряду с муниципальными – частные. К слову, один дизельный автобус (в Тюмени это в основном МАЗы и ЛиАЗы) за 12 лет работы выбрасывает в атмосферу столько же вредных веществ, сколько 27 автомобилей за тот же срок. Но об этом у нас думать не принято.
И вот в Тюмени строят широченные магистрали... Точнее, не строят, а пытаются изъять из улично-дорожной сети местные улицы и переделать их в магистрали. Я много писал про ужасно вредный для города проект реконструкции улицы Мельникайте. Сейчас его реализуют. Эту улицу планируют расширить и превратить в бессветофорное шоссе, а пешеходов загнать в подземные и надземные переходы. С каждым подобным проектом Тюмень становится хуже. Почему?
Во-первых, подобные проекты провоцируют автомобилизацию. Жители видят, что в городе строятся дороги, которые невозможно перейти, что появляются развязки и эстакады, что расширяются улицы и вырубаются деревья. Люди всё это видят и понимают, что надо покупать машину. При первой возможности надо купить машину, потому что другого способа передвигаться по городу с комфортом просто нет. Сегодня строительство развязок под окнами домов кажется выходом, решением проблемы пробок, но через несколько лет они всё равно забьются машинами. И что вы будете делать тогда?
Во-вторых, все подобные проекты делают город несправедливым. К сожалению, большинству жителей автомобиль всё равно недоступен, сколько ты дорог ни строй. А если мы представим, что каждый житель будет передвигаться на личном автомобиле, то никаких дорог не хватит. Сегодня в Тюмени около 25% жителей используют личный автомобиль для регулярных поездок. Выгляните на улицу и представьте, что машин станет в 4 раза больше, что каждый тюменец будет за рулём. Ад! Такого, конечно, не произойдёт. Поэтому большинство населения оказывается в ущемлённом положении. Это самые слабые и незащищённые люди – малообеспеченные, дети, пенсионеры. Они не могут гулять по городу, они не могут перейти дорогу, каждая поездка – это боль и унижение.
Тюмень идёт именно таким путём.
01. В городе теперь широкие улицы с хорошим асфальтом. Так и хочется купить машину!
02. Новая развязка почти в самом центре. Именно таким власти видят будущее Тюмени.
03. По широким проспектам несутся машины, пешеходам надо карабкаться в надземные переходы.
04. Город неудобный. Город опасный. Переходов мало, так что люди перебегают многополосные шоссе, рискуя попасть под колёса автомобиля. Если вы думаете, что подобное строительство как-то спасает от пробок, то вы ошибаетесь: пробки в Тюмени есть, и дальше будет только хуже.
Тюмени, как и любому современному городу, нужно правильно выставить приоритеты. Город должен быть удобным в первую очередь для пешехода. Должен развиваться общественный транспорт – не дизельные автобусы, а современный экологичный электротранспорт. Город должен стимулировать людей отказывать от автомобиля, а не покупать его.
Если вы сейчас хотите сказать мне что-то про климат, то сразу ответьте себе на два вопроса. Что делать людям, которые не могут водить машину в городе для машин? Если вы считаете, что без машины невозможно, то готовы ли вы, чтобы все жители Тюмени (теоретически) передвигались на машинах?
Пока же человек выходит на улицу, видит грязные маршрутки, заборы и отсутствие переходов. Даже в центре.
Люди постоянно перебегают дороги, так как иначе тут нельзя комфортно перейти. Вон, на дальнем плане кто-то переходит в неположенном месте. Очень опасный и враждебный к человеку город.
В Тюмени почти нет деревьев, всё закатано в гранит, асфальт и бетон.
Настоящие каменные джунгли!
Сразу видно, кто в городе хозяин.
Но не будем о грустном! Тюмени есть чем гордиться. Это деревянная архитектура.
Вы только посмотрите, какая красота, какая роскошь!
К сожалению, все эти нарядные деревянные дома стоят среди убогих пластиково-кирпичных коробок из 90-х.
Представляете, что было бы, если б Тюмени удалось сохранить деревянный центр?! Была непрерывная, цельная историческая ткань! Без пятиэтажек, торговых центров и офисов класса Б+. Со всего мира сюда приезжали бы люди любоваться красотой
А любоваться есть чем.
Где ещё вы такое видели?
Ну зачем вставили пластиковые окна? (
В одном из домов познакомился с Вадимом Макаровичем Шитовым, хранителем деревянного зодчества Тюмени. Он художник-реставратор, который руководит Центром возрождения народных промыслов Тюменской области и мастерской "Мних".
Под его руководством велась реставрация целого ряда деревянных памятников Тюмени, в том числе усадьбы Колокольникова.
Вадим Макарович говорит очень правильные вещи про сохранение памятников архитектуры:
"Объемная тюменская резьба присуща только нашему региону. Я, когда сюда приехал 40 лет назад, было около 300 с лишним памятников, а сейчас осталось полсотни. Они исчезают. Законы не работают. Ответственность никто не несет.
Чиновники сейчас не следят за тем, как ведется реставрация. Их отдают частникам. Хозяин берет и делает что хочет.
Нужно отдавать под реставрацию памятники деревянного зодчества не согласно выигранному тендеру, а специалистам. Не мальчикам с улицы, не гастарбайтерам, которые ноль в реставрации, зато дешевые. А специалистам платить надо. Реставрация стоит дорого. Но он на то и специалист, что учился этому делу".
Недавно он издал книгу "Резная история Тюмени", а ещё он преподаёт резьбу по дереву в своей мастерской.
Ценность деревянной красоты все понимают, поэтому даже на электрических шкафах тут рисуют наличники.
Посмотрим на архитектуру! В 90-е и начало нулевых город сильно испортили кирпичным непонятным говном. Эти убогие жилые дома со скатными крышами, башенками, ломаными формами повсюду. Застройка очень рыхлая, случайная, вы и сами это видите на фото.
Одно дело, когда подобная застройка у нас на окраинах, но тут центр города. Фактически центра почти не осталось.
Архитектура – как бы это помягче сказать, чтобы никого не обидеть... – очень странная. Да это пиздец!
Оставшиеся деревянные домики исторического центра меркнут на фоне этого кирпичного убожества.
Очень жаль, конечно, что всё испортили.
Всегда было интересно, почему с тем баблом, что есть у людей, они не приглашают нормальных архитекторов? Почему, когда человек заболевает, он старается найти хорошего врача, а когда ему надо строить дом, он считает, что сам может нарисовать проект?
Почти всё, что было построено в городе за последние 30 лет, можно смело сносить – потомки скажут спасибо.
А что на окраинах?
На окраинах обычные спальники, бесконечные башни с дворами-парковками. Ну и заборов много, мы же в Тюмени!
Каждый клочок земли обнесён забором. Зачем? Лучше бы деревья посадили.
Новое жильё, такие же одинаковые башни.
Этот комплекс называется "Три богатыря". Чтобы всем было понятно, что это богатыри, на зданиях сделали разноцветные шапочки.
В чистом поле на окраине города растут муравейники. Без какой-либо инфраструктуры – просто бетонные мешки для тысяч людей.
Одинаковые убогие спальные микрорайоны. Нигде в развитых странах так давно уже не строят. В США, Франции, Англии, Германии подобные проекты, которые были построены в прошлом веке, сносят. Но у нас продолжают лепить.
Я надеюсь, не надо объяснять, чем это плохо?
Хотя в этот пост придёт много тюменцев, которые, возможно, читают меня впервые. Вот вам короткая справка:
Самый главный минус – разряженность застройки при очень высокой плотности населения, а также отсутствие разнообразия набора услуг и досуга. Дома стоят посреди никому не принадлежащих пустырей.
Во-вторых, все эти новые районы, как правило, строятся на отшибе, а потом их жители удивляются, почему это им приходится стоять в огромных пробках, чтобы попасть в город. Проблему маятниковой миграции никто не отменял.
В таком районе, как правило, нет инфраструктуры. А инфраструктура – это не только парковки, школы, детские сады и поликлиника. Это в первую очередь разнообразие жизни и социальные связи. В типичном российском спальнике нельзя ни работать, ни отдыхать. Днём здесь можно встретить разве что мам с колясками, потому что им неудобно ехать на прогулку с ребёнком куда-то ещё.
Архитектура и вообще городская среда в спальных районах однообразна, и это давит на психику. Обычно строится сразу несколько одинаковых новых домов, и без навигатора среди них очень легко заблудиться.
Наконец, дворы всех этих новых ЖК, как правило, никому не принадлежат. Жители не заинтересованы в том, чтобы благоустраивать бесхозную землю, поэтому под окнами у них обычно гигантская парковка вместо уютного безопасного двора.
За другими аргументами и мнениями экспертов – сюда.
Детская площадка тоже без сюрпризов. Обычное ксиловское оборудование.
Кто вырастет в таком районе?
И всё-таки я не понимаю, зачем вы делаете столько заборов.
...
Район, который в Тюмени считается одним из лучших, похож на Восточную Европу 70-х годов. Можно использовать как декорации и снимать тут кино.
Детей с детства учат, что без машины тут не выжить!
Хорошая велодорожка
В Тюмени, кстати, очень много велосипедистов. Я бы сказал, что нигде столько велосипедистов не видел, как в Тюмени. Прямо все улицы были в велосипедах. При этом нет полноценной велоинфраструктуры. Почему?
Дворы закрыты, не получилось посмотреть.
Детская площадка просто никакая.
54. Спортплощадка расположилась в уютном загончике.
55. Здесь с торца теннисных столов имело смысл сделать что-то вроде высокого плетня, ну или винил натянуть между двумя столбами, чтобы мячик далеко не улетал. А так больше похоже на вольер в зоопарке или площадку для собак.
56. Что-то не совсем типичное для наших дворов. Но сделать из двух площадок единое игровое пространство не догадались. Они стоят посреди плиточного поля.
57. Благоустройство
Тюмени нужно очень постараться для того, чтобы стать справедливым городом. А что такое "справедливый город"? Это город, удобный для всех. Важно, чтобы городом могли с комфортом пользоваться пожилые люди, дети и подростки, маломобильные граждане, малообеспеченные. В справедливом городе не должно быть подземных и надземных переходов, которые превращают любую улицу в полосу препятствий. В справедливом городе не должно быть маршруток, которые недоступны для пассажиров в инвалидном кресле, с детской коляской или с велосипедом, а зачастую ещё и не обслуживают льготников. В справедливом городе есть много общественных пространств, где все люди вне зависимости от их достатка и социального положения должны иметь право на комфортный отдых.
Город для машин, в который сейчас превратилась Тюмень, справедливым городом быть не может. Единственное, что в Тюмени есть человеческого – это её новая набережная, которая, как я писал вчера, сделана неправильно.
Напомню мэру Тюмени самый простой рецепт того, как сделать хороший город. Надо всего лишь сделать его удобным для бабушки. Город, удобный для бабушки (и дедушки) – это город, удобный для всех.
В целом Тюмень – очень интересный город. Если городские власти начнут привлекать хороших специалистов, то он будет одним из лучших если не в мире, то по крайней мере в России.
Тюмень – лучший город Земли?
Тюменцы всё правильно поняли: будет хуже
Когда я думал, что достиг дна, снизу постучали