Вернём Москве Сухареву башню!



В первой трети XX века, вскоре после прихода к власти большевиков, Москва лишилась ряда своих символов, хоть и не связанных с религией, но представлявших собой досадные помехи для новой власти, собиравшейся строить "новый мир". Это Красные ворота (разобраны в 1927 году), Сухарева башня (снесена в 1934-м), Триумфальные ворота на Тверской Заставе (разобраны в 1936-м). В середине 1930-х в рамках сталинской реконструкции столицы на Садовом кольце были уничтожены все сады, а сама улица превратилась в широкую магистраль, какой мы её знаем.

Мои знакомые из архитектурного бюро Megabudka предлагают вернуть на Садовое и сады, и Сухареву башню... Ой, слышите грохот? Это бомбануло у московских автомобилистов! Ведь именно ради них и 100500 полос движения в центре Москвы Сухареву башню и Красные ворота в своё время уничтожили.

Но времена меняются. Пришла пора восстановить историческую справедливость! Вот зачем Москве нужна Сухарева башня:


Мы хотим поставить точку в обсуждениях воссоздания снесённой в угоду расширения Садового кольца Сухаревой башни.

Восстанавливать башню нужно! Не где-то рядом, как предлагали (в сквере), а прямо там, где она стояла – посередине Садового кольца. Фундаменты сохранены, Садовое кольцо на месте – какие проблемы?

В бюро Megabudka попытались представить этот перекрёсток с башней. Позвали в бюро специалиста по транспорту, устроили обсуждения и нарисовали, как это могло бы выглядеть. Вот что получилось:


Так может выглядеть перекрёсток Сретенки, Садового кольца и проспекта Мира. Сейчас тут светофор и сквозной проезд.


По нашей схеме, чтобы выехать на проспект Мира, нужно совершить движение по кольцу вокруг башни. Кажется, что это заметно усложнит ситуацию, но вместе с этим появятся развороты в обе стороны по Садовому!

Крупнее. Перед входом на Сухареву башню – просторная площадь. До площади – зелёный сквер на месте, где исторически был рынок. Тут может быть постоянная ярмарка.


Возвращаем трамвай, который двигался по кольцу по маршруту "Б". Теперь это скоростной, комфортный и современный вид транспорта.

Вход в башню – это лестница на второй ярус. Первый этаж мы вправе сделать более проницаемым: сквозные проходы помогут создать комфортную обстановку для потока людей.


Само здание всегда считалось важной исторической доминантной в Москве. Её возвращение – это новая ступень в жизни города. Теперь у Москвы обозначится контур Старого города, и этот контур может быть полностью пешеходным. Садовое кольцо – это прежде кольцо садов, и лишь потом это кольцо дорог.


И самое главное: возвращение башни на прежнее место запустит необратимый процесс преобразования Садового кольца в кольцо садов и бульваров.


Транспортного коллапса не будет

Сейчас Садовое – это МКАД в центре города: то же большое количество полос, при этом их количество меняется от 6 до 10. Это самый большой минус Садового как транспортной магистрали. При этом на МКАДе бессветофорное движение и постоянно модернизируются въезды-выезды.

Считается, что Садовое невозможно улучшить без сноса зданий. А если, например, снести и перестроить великолепный Крымский мост, памятник инженерной и архитектурной мысли? Вы хотите больше полос вместо Крымского моста? Нет! Никогда тут не будет больше 4-х полос в одну сторону: москвичи не позволят этому случиться.

Садовое кольцо имеет те же экологические проблемы, что и МКАД: шумовая нагрузка тут почти такая же. Сейчас гулять по Садовому кольцу неприятно.

На МКАД это решено правильно: от магистрали до домов несколько десятков метров зелени. Не очень экологично, но жить можно. Жить на Садовом, на котором нет зелёного буфера, нельзя совсем.

А что происходит в других странах? Нигде в мире больше нет шоссе в центре города.

Сравните МКАД:


И Садовое:


А не так давно Садовое выглядело вот так:


Сады на Садовом! Раньше было лучше!


Но пока мы говорим об идее. Следующим этапом должен быть транспортный и градостроительный анализ. Такие проекты невозможно воплотить без эксперимента в течение как минимум года.


Что станет с транспортом, если вернуть Сухареву башню на прежнее место?

Везде одинаковое количество полос (на всём протяжении кольца) и ограничение скорости в 60 км/ч за счёт сужения полос. А пока такие улицы, как Садовое кольцо, Тверская, Новый Арбат остаются генераторами смертельных ДТП в центре Москвы.

При этом Третье транспортное кольцо – это тот скоростной контур, внутри которого должны быть только городские улицы с регулируемым движением, выделенными полосами для общественного транспорта и максимум двумя полосами в одном направлении.


Что получит город, если вернуть Башню?

Считайте плюсы:

Первый плюс: знаменитая доминанта вернётся на своё место

Да, это новострой, но на старом фундаменте. Намного важнее истинная ценность башни, её идейность для России и Москвы, характер в городской застройке. Москва уже имеет возвращённые постройки: храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота, Никольская башня, Круглая башня Китай-города, гостиница "Москва". Триумфальные ворота пролежали разобранными десятилетия, пока их не собрали вновь на Кутузовском.

Плюс второй: туристическая ценность

Сейчас туристов в этот район могут заманить только переулки Сретенки, театры и старорежимная чебуречная "Дружба". С появлением башни ценность этого места вырастет многократно. У города появится ещё один культурный центр притяжения.

Плюс третий: транспорт

Успокоение транспортного потока даст безопасность всем, кто находится на Садовом кольце.

Плюс четвёртый: трамвай

В своё время от трамвая отказались в угоду моде: пустили модный в 30-х троллейбус. Но сейчас лидером по удобству передвижения становится именно трамвай: рельсы – это константа, от них не откажешься и маршрут не переделаешь – горожане ценят такое постоянство.

Плюс пятый: круглогодичная велосреда

Именно тут можно начать вводить культуру велосипеда круглый год. Для тех, кому это нужно, безусловно!

Плюс шестой: кольцевой прогулочный маршрут

По всему пути пешеходы будут встречать средовые объекты различной насыщенности – зелёные насаждения, тёплые зимние павильоны (в летнее время – просто кафе), навесы, небольшие водоёмы, временные объекты (например, ярмарки, катки, летние театральные или музыкальные площадки) и так далее.

Плюс седьмой: Садовое кольцо – это памятник

В XIX веке Садовое кольцо – это бесконечная выставка ландшафта, владелец здания был обязан ухаживать за своими палисадниками. Красиво, почему бы не повторить сейчас?

Плюс восьмой: экология центра города заметно улучшится

Плюс девятый: центр Москвы приобретает свои ярко выраженные контуры

Старый город может оканчиваться на Садовом Кольце.

Плюс десятый: Башня может стать новым музеем или культурным центром

Появление каждого нового всесезонного общественного пространства в Москве – это мировое событие. Зарядье, "Гараж", Парк Горького прогремели на весь мир и стали культовыми местами.

Пока это только идея, скетч, быстрый набросок. Мы собираем комментарии к следующему этапу – концепции Садового кольца. Мы хотим получить обратную связь, пишите на sadovoe@megabudka.ru




Смотрите, какой важной доминантой для Москвы была Сухарева башня в начале XX века:


Малая Сухаревская площадь в 30-е


Вид со стороны нынешнего проспекта Мира


Со Сретенки:


Большая Сухаревская площадь




1929/2008 годы




1900-е/2005


А вы как думаете, нужна Москве Сухарева башня?

Нужно ли восстановить Сухареву башню на историческом месте?

Да
809(81.2%)
Нет
187(18.8%)


Если вы согласны, что Сухареву башню надо вернуть на Садовое, скорее делайте репост и делитесь ссылкой с друзьями! Пусть как можно больше людей увидит и поддержит этот проект.

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 152
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
Re: Если сделать по правилам научной реставрации,
В данном случае это уже не реставрация. Здания нет, реставрировать нечего. Я понимаю, если останки есть. Например, башню снесло, а основание осталось. Ну тогда можно извратиться, поднять технологию изготовления, я не знаю, кирпичей того времени, изготовить их, краски сделать по тем же рецептам. Илья писал в Гданьске кирпичики старые собирали с развалин, а тут уже собирать нечего. Я вижу, что по голосованию большинство за восстановление. Что я могу с этим сделать? Ничего. Я точно буду знать, что здание новое и как достопримечательность вряд ли его буду рассматривать. А так — восстановление этого здания не является каким-то важным жизненным вопросом из-за которого можно долго спорить. А вот по теме, за чей счет это всё удовольствие будет, споры неизбежны.

https : // varlamov . ru / 2557156 . html про восстановление Зарядья:


Здесь мы сталкиваемся с первой же проблемой. Вспомним, как восстанавливали Гданьск. Его восстанавливали по кирпичику, тщательно, после войны, и здесь кроется важный момент: восстанавливали город, разрушенный войной, восстанавливали как символ возрождения и, главное, все — от главного архитектора до разнорабочего на стройке — прекрасно помнили и представляли, что должно получиться в результате. Люди восстанавливали то, что они хорошо помнили и что существовало не почти век назад, а буквально ещё два-три года назад, и построенное не по технологиям 150-летней давности, а из того же кирпича. Над каждым строителем не нужно было ставить надзирающего историка, для восстановления большинства домов не нужно было искать реставраторов.
Re: Если сделать по правилам научной реставрации,
Я лично проголосовал за восстановление. Но не потому, что мне прям нравится башня или я как-то люблю новодел. Нет, я его не очень понимаю, хоть и выглядит это лучше всякого говна, что понастроили в девяностых-нулевых. Я не люблю Садовое кольцо. Всей душой, всем телом. Кольцевая бетонная труба с постоянным гулом от автомобилей и мотоциклов, без зелени, воздуха и какой-либо жизни почти на всём протяжении. Это отвратительная часть города, и я за любой проект её переделки во что-то более удобоваримое. Важна не башня, а создание нормальной среды. Средней, хотя бы
Re: Если сделать по правилам научной реставрации,
Если говорить конкретно про Сухареву башню, то он нее остались отдельные части основания и отдельные детали. Старые кирпичи можно будет найти, как и использовать исторические технологии, реставраторы у нас есть, при необходимости, хотя их действительно немного. Но главный вопрос - нужно ли это в принципе, да еще и на том месте, что она стояла
Re: Если сделать по правилам научной реставрации,
Ну, от башни кое-что осталось. Наличник куда-то в храм встроили, то есть можно в живую посмотреть, как они были сделаны, часы вроде остались (вроде, так как точно не знаю, читал), остались еще какие-то элементы. Кирпичи какие-то ушли на мощение, но где точно, не знаю. Даже если найти эти кирпичи, то их будет предельно мало. И надо понимать, что это все же постройка петровских времен. А то, что фундамент есть, для реставраторов хорошо - не надо будет восстанавливать по фотографиям размеры постройки в проекции на поверхность. Читал еще, что идея восстановить башню была еще в советское время, в 80-х, и как раз в другом месте. Но это все равно будет новодел. А то, что на этом же месте, так я не автомобилист и надеюсь им не стать, поэтому не чувствую боли по поводу места. Для этого эти ребята-архитекторы и придумывали, как транспортные потоки разрулить.