Вернём Москве Сухареву башню!



В первой трети XX века, вскоре после прихода к власти большевиков, Москва лишилась ряда своих символов, хоть и не связанных с религией, но представлявших собой досадные помехи для новой власти, собиравшейся строить "новый мир". Это Красные ворота (разобраны в 1927 году), Сухарева башня (снесена в 1934-м), Триумфальные ворота на Тверской Заставе (разобраны в 1936-м). В середине 1930-х в рамках сталинской реконструкции столицы на Садовом кольце были уничтожены все сады, а сама улица превратилась в широкую магистраль, какой мы её знаем.

Мои знакомые из архитектурного бюро Megabudka предлагают вернуть на Садовое и сады, и Сухареву башню... Ой, слышите грохот? Это бомбануло у московских автомобилистов! Ведь именно ради них и 100500 полос движения в центре Москвы Сухареву башню и Красные ворота в своё время уничтожили.

Но времена меняются. Пришла пора восстановить историческую справедливость! Вот зачем Москве нужна Сухарева башня:


Мы хотим поставить точку в обсуждениях воссоздания снесённой в угоду расширения Садового кольца Сухаревой башни.

Восстанавливать башню нужно! Не где-то рядом, как предлагали (в сквере), а прямо там, где она стояла – посередине Садового кольца. Фундаменты сохранены, Садовое кольцо на месте – какие проблемы?

В бюро Megabudka попытались представить этот перекрёсток с башней. Позвали в бюро специалиста по транспорту, устроили обсуждения и нарисовали, как это могло бы выглядеть. Вот что получилось:


Так может выглядеть перекрёсток Сретенки, Садового кольца и проспекта Мира. Сейчас тут светофор и сквозной проезд.


По нашей схеме, чтобы выехать на проспект Мира, нужно совершить движение по кольцу вокруг башни. Кажется, что это заметно усложнит ситуацию, но вместе с этим появятся развороты в обе стороны по Садовому!

Крупнее. Перед входом на Сухареву башню – просторная площадь. До площади – зелёный сквер на месте, где исторически был рынок. Тут может быть постоянная ярмарка.


Возвращаем трамвай, который двигался по кольцу по маршруту "Б". Теперь это скоростной, комфортный и современный вид транспорта.

Вход в башню – это лестница на второй ярус. Первый этаж мы вправе сделать более проницаемым: сквозные проходы помогут создать комфортную обстановку для потока людей.


Само здание всегда считалось важной исторической доминантной в Москве. Её возвращение – это новая ступень в жизни города. Теперь у Москвы обозначится контур Старого города, и этот контур может быть полностью пешеходным. Садовое кольцо – это прежде кольцо садов, и лишь потом это кольцо дорог.


И самое главное: возвращение башни на прежнее место запустит необратимый процесс преобразования Садового кольца в кольцо садов и бульваров.


Транспортного коллапса не будет

Сейчас Садовое – это МКАД в центре города: то же большое количество полос, при этом их количество меняется от 6 до 10. Это самый большой минус Садового как транспортной магистрали. При этом на МКАДе бессветофорное движение и постоянно модернизируются въезды-выезды.

Считается, что Садовое невозможно улучшить без сноса зданий. А если, например, снести и перестроить великолепный Крымский мост, памятник инженерной и архитектурной мысли? Вы хотите больше полос вместо Крымского моста? Нет! Никогда тут не будет больше 4-х полос в одну сторону: москвичи не позволят этому случиться.

Садовое кольцо имеет те же экологические проблемы, что и МКАД: шумовая нагрузка тут почти такая же. Сейчас гулять по Садовому кольцу неприятно.

На МКАД это решено правильно: от магистрали до домов несколько десятков метров зелени. Не очень экологично, но жить можно. Жить на Садовом, на котором нет зелёного буфера, нельзя совсем.

А что происходит в других странах? Нигде в мире больше нет шоссе в центре города.

Сравните МКАД:


И Садовое:


А не так давно Садовое выглядело вот так:


Сады на Садовом! Раньше было лучше!


Но пока мы говорим об идее. Следующим этапом должен быть транспортный и градостроительный анализ. Такие проекты невозможно воплотить без эксперимента в течение как минимум года.


Что станет с транспортом, если вернуть Сухареву башню на прежнее место?

Везде одинаковое количество полос (на всём протяжении кольца) и ограничение скорости в 60 км/ч за счёт сужения полос. А пока такие улицы, как Садовое кольцо, Тверская, Новый Арбат остаются генераторами смертельных ДТП в центре Москвы.

При этом Третье транспортное кольцо – это тот скоростной контур, внутри которого должны быть только городские улицы с регулируемым движением, выделенными полосами для общественного транспорта и максимум двумя полосами в одном направлении.


Что получит город, если вернуть Башню?

Считайте плюсы:

Первый плюс: знаменитая доминанта вернётся на своё место

Да, это новострой, но на старом фундаменте. Намного важнее истинная ценность башни, её идейность для России и Москвы, характер в городской застройке. Москва уже имеет возвращённые постройки: храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота, Никольская башня, Круглая башня Китай-города, гостиница "Москва". Триумфальные ворота пролежали разобранными десятилетия, пока их не собрали вновь на Кутузовском.

Плюс второй: туристическая ценность

Сейчас туристов в этот район могут заманить только переулки Сретенки, театры и старорежимная чебуречная "Дружба". С появлением башни ценность этого места вырастет многократно. У города появится ещё один культурный центр притяжения.

Плюс третий: транспорт

Успокоение транспортного потока даст безопасность всем, кто находится на Садовом кольце.

Плюс четвёртый: трамвай

В своё время от трамвая отказались в угоду моде: пустили модный в 30-х троллейбус. Но сейчас лидером по удобству передвижения становится именно трамвай: рельсы – это константа, от них не откажешься и маршрут не переделаешь – горожане ценят такое постоянство.

Плюс пятый: круглогодичная велосреда

Именно тут можно начать вводить культуру велосипеда круглый год. Для тех, кому это нужно, безусловно!

Плюс шестой: кольцевой прогулочный маршрут

По всему пути пешеходы будут встречать средовые объекты различной насыщенности – зелёные насаждения, тёплые зимние павильоны (в летнее время – просто кафе), навесы, небольшие водоёмы, временные объекты (например, ярмарки, катки, летние театральные или музыкальные площадки) и так далее.

Плюс седьмой: Садовое кольцо – это памятник

В XIX веке Садовое кольцо – это бесконечная выставка ландшафта, владелец здания был обязан ухаживать за своими палисадниками. Красиво, почему бы не повторить сейчас?

Плюс восьмой: экология центра города заметно улучшится

Плюс девятый: центр Москвы приобретает свои ярко выраженные контуры

Старый город может оканчиваться на Садовом Кольце.

Плюс десятый: Башня может стать новым музеем или культурным центром

Появление каждого нового всесезонного общественного пространства в Москве – это мировое событие. Зарядье, "Гараж", Парк Горького прогремели на весь мир и стали культовыми местами.

Пока это только идея, скетч, быстрый набросок. Мы собираем комментарии к следующему этапу – концепции Садового кольца. Мы хотим получить обратную связь, пишите на sadovoe@megabudka.ru




Смотрите, какой важной доминантой для Москвы была Сухарева башня в начале XX века:


Малая Сухаревская площадь в 30-е


Вид со стороны нынешнего проспекта Мира


Со Сретенки:


Большая Сухаревская площадь




1929/2008 годы




1900-е/2005


А вы как думаете, нужна Москве Сухарева башня?

Нужно ли восстановить Сухареву башню на историческом месте?

Да
813(81.1%)
Нет
189(18.9%)


Если вы согласны, что Сухареву башню надо вернуть на Садовое, скорее делайте репост и делитесь ссылкой с друзьями! Пусть как можно больше людей увидит и поддержит этот проект.

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
Если сделать по правилам научной реставрации,
то это будет норм, не китайчатина. Тем более что идеология у такого и у китайского "восстановления" совершенно разная. Другой вопрос - нужно ли это вообще. Например, когда башню только построили, то современнниками она воспринималась в основном негативно, и не без основания. Потом, конечно, привыкли, но не факт, что ее сейчас надо восстанавливать
Re: Если сделать по правилам научной реставрации,
В данном случае это уже не реставрация. Здания нет, реставрировать нечего. Я понимаю, если останки есть. Например, башню снесло, а основание осталось. Ну тогда можно извратиться, поднять технологию изготовления, я не знаю, кирпичей того времени, изготовить их, краски сделать по тем же рецептам. Илья писал в Гданьске кирпичики старые собирали с развалин, а тут уже собирать нечего. Я вижу, что по голосованию большинство за восстановление. Что я могу с этим сделать? Ничего. Я точно буду знать, что здание новое и как достопримечательность вряд ли его буду рассматривать. А так — восстановление этого здания не является каким-то важным жизненным вопросом из-за которого можно долго спорить. А вот по теме, за чей счет это всё удовольствие будет, споры неизбежны.

https : // varlamov . ru / 2557156 . html про восстановление Зарядья:


Здесь мы сталкиваемся с первой же проблемой. Вспомним, как восстанавливали Гданьск. Его восстанавливали по кирпичику, тщательно, после войны, и здесь кроется важный момент: восстанавливали город, разрушенный войной, восстанавливали как символ возрождения и, главное, все — от главного архитектора до разнорабочего на стройке — прекрасно помнили и представляли, что должно получиться в результате. Люди восстанавливали то, что они хорошо помнили и что существовало не почти век назад, а буквально ещё два-три года назад, и построенное не по технологиям 150-летней давности, а из того же кирпича. Над каждым строителем не нужно было ставить надзирающего историка, для восстановления большинства домов не нужно было искать реставраторов.
Re: Если сделать по правилам научной реставрации,
Я лично проголосовал за восстановление. Но не потому, что мне прям нравится башня или я как-то люблю новодел. Нет, я его не очень понимаю, хоть и выглядит это лучше всякого говна, что понастроили в девяностых-нулевых. Я не люблю Садовое кольцо. Всей душой, всем телом. Кольцевая бетонная труба с постоянным гулом от автомобилей и мотоциклов, без зелени, воздуха и какой-либо жизни почти на всём протяжении. Это отвратительная часть города, и я за любой проект её переделки во что-то более удобоваримое. Важна не башня, а создание нормальной среды. Средней, хотя бы
Re: Если сделать по правилам научной реставрации,
Если говорить конкретно про Сухареву башню, то он нее остались отдельные части основания и отдельные детали. Старые кирпичи можно будет найти, как и использовать исторические технологии, реставраторы у нас есть, при необходимости, хотя их действительно немного. Но главный вопрос - нужно ли это в принципе, да еще и на том месте, что она стояла
Re: Если сделать по правилам научной реставрации,
Ну, от башни кое-что осталось. Наличник куда-то в храм встроили, то есть можно в живую посмотреть, как они были сделаны, часы вроде остались (вроде, так как точно не знаю, читал), остались еще какие-то элементы. Кирпичи какие-то ушли на мощение, но где точно, не знаю. Даже если найти эти кирпичи, то их будет предельно мало. И надо понимать, что это все же постройка петровских времен. А то, что фундамент есть, для реставраторов хорошо - не надо будет восстанавливать по фотографиям размеры постройки в проекции на поверхность. Читал еще, что идея восстановить башню была еще в советское время, в 80-х, и как раз в другом месте. Но это все равно будет новодел. А то, что на этом же месте, так я не автомобилист и надеюсь им не стать, поэтому не чувствую боли по поводу места. Для этого эти ребята-архитекторы и придумывали, как транспортные потоки разрулить.